Light
Tank M3E2//М3Е3

Вариант Light Tank M3E2.

Вариант Light Tank М3Е3.
США
Экспериментальный легкий танк
|
масса |
13,7 т |
|
вооружение |
37-мм орудие 3 пулемета |
|
экипаж |
4 чел. |
|
мощность силовой установки |
296 л.с. |
|
проект |
1941г. |
|
выпускался |
1941//42гг. 1 шт. опытный конверсия |
Основная статья:
Американское танкостроение 1938-1942гг.
В
рамках поиска новых моторов для легких танков 6 июня 1941г. Комитет по
вооружениям (OC) санкционировал установку на Light
М3 спарки моторов Cadillac Series42 с
автоматическими коробками передач, известными как GM Hydra-Matic. Компания
Cadillac серийно производила V-образный 8-цилиндровый объемом 5,7 литров мотор
жидкостного охлаждения (Cadillac V8) для грузовых автомобилей с 1936 года. Первоначально он имел
мощность 135 лошадиных сил (по другим сведениям, номинальная мощность мотора
составляла 110 л.с.), к 1941 году этот показатель
подняли до 148 или даже 150 лошадиных сил. Танковая версия
автомобильного мотора получила индекс Cadillac Series 42. (Рис.1)

Рис.1254 – Мотор Cadillac Series
42.
Моторы подключались
к автоматическим КПП Hydra-Matic.
Коробки
устанавливалось две, на приводной вал каждого из двигателей. Ведомые валы от
них подключались к автоматической двухскоростной повышающей коробке в передней
части танка. Таким образом танк получал 8 передач переднего хода и 2 заднего,
при этом все передачи переключались автоматически. (Рис.2)

Рис.2 - Двигатели Cadillac
V8 с подключенными трансмиссиями Hydra-Matic.
В качестве базы для постройки опытного танка с новой силовой установкой
был взят Light Tank M3 с серийным номером 752, регистрационный номер U.S.A.
W-303740. Танк получил индекс Light Tank M3E2. Машина
была готова в сентябре 1941г., а в ноябре 1941г. вышла на испытания. Из-за
новой силовой установки пришлось переделать моторное отделение. Наблюдатели
отмечают появление характерного выступа над моторным отделением - спарка автомобильных моторов с жидкостным охлаждением не
помещалось в обычные габариты моторного отделения, в выступе находился
радиатор, который устанавливался над мотором. (Рис.3)



Рис.3 - Light Tank M3E2.
Машина представляла собой, скорее, подготовленный испытательный стенд,
чем танк. Перед местами водителя и его помощника установлены, видимо, съемные
ветровые щитки или окна. Вооружения не было. По бортам и на лобовой плите
установили балласт для имитации боевой массы.
Масса машины увеличилась на 1134 кг по сравнению с базовой моделью.
Однако возможности новой силовой установки компенсировали увеличение боевой
массы. Моторы ставились вместе с коробками передач, от КПП валы шли в
раздаточную коробку, а оттуда на дифференциал. Суммарно два двигателя развивали
мощность 296 л.с. Еще одой
приятной особенностью M3E2 было то, что валы от КПП к дифференциалу шли
значительно ниже, это заметно облегчало работу расчета башни. Исчезла проблема
с сильным нагревом моторного отделения, неизбежная при использовании двигателя
воздушного охлаждения. Автомобильные двигатели и коробки передач были удобными в
работе и обслуживании.
Light Tank M3E2
настолько понравился, что 14 ноября, меньше, чем
через неделю после начала испытаний на Абердинском полигоне, Комитет по
вооружениям принял решение о присвоении танку индекса Light Tank
M4. Впрочем, в таком виде Light M4 не появился - дальнейшее развитие вывело на
еще более прогрессивную конфигурацию легкого танка.
Чуть раньше, с октября 1941г., начались работы по проектированию Light Tank M3 с новой конструкцией лобовой части корпуса, верхний
лобовой лист которого выполнялся под рациональным углом наклона. 21 ноября 1941г.
Комитет по вооружениям принял решение, что Light M4 должен получить обновленный
таким образом корпус. Проект обозначили Light Tank
M3A1E1. Говорят, под опытную переделку пустили M3E2. Строго говоря, к танку M3E2 просто
примерили макет новой лобовой детали. Макет верхней лобовой детали установили
под углом 48° к вертикали. Люки водителя и его помощника перенесли на
крышу отделения управления, предусмотрев места для перископических приборов M6.
На танке также появилась башня D58133 (ставилась на танки М3А1). (Рис.4)

Рис.4 – M3A1E1:
фактически это M3E2 с макетом переделанной носовой части корпуса и башней D58133.
Управлению вооружений идея с наклонной лобовой деталью для танков типа
Light M3 понравилась. После примерки лобовой детали, в самом начале 1942г.,
приступили к дальнейшей переделке машины (- вероятно, работы продолжились все
на той же машине M3E2/ M3A1E1, но прямо об этом в литературе не говорится). Тема
получила обозначение Light Tank M3E3.
После
усовершенствований от исходной машины осталась только нижняя часть корпуса и
ходовая часть. Исчез ломаный силуэт лобового листа. Верхний лобовой лист
толщиной 29 мм установили под рациональным углом наклона. Он состоял из двух
частей, нижняя часть толщиной 44 мм крепилась на болтах, при ее демонтаже
появлялся доступ к агрегатам трансмиссии. Установили перископические приборы в люках
водителя и его помощника. В лобовом листе появился дополнительный
неподвижный курсовой пулемет. Слева и справа
от него имелись смотровые порты (отверстия) для водителя и его помощника, закрываемые
люками-пробками. Эти отверстия использовали в случае, если перископы в люках
вышли из строя. В походном положении имелась возможность поднять сиденье, водитель
сидел, высунувшись из люка. На танке установили сдвоенное управление – теперь
помощник водителя мог участвовать в управлении машиной. (Рис.5)

Рис.5– Внутри M3E3.
Внутри танка также
произошли замечательные изменения. Особенностью легких
танков конструкции Нокса являлся высоко выступающий над полом танка тоннель, в
который был убран карданный вал, деливший внутренне пространство боевого
отделения на две части. Эта особенность доставляла определенные неудобства
танкистам. (Рис.6)

Рис.6 – В таком тревожном положении частенько
оказывались танкисты американских легких танков до Light Tank
M3Е3.
Теперь удалось разместить карданные валы
гораздо ниже. (Рис.7)

Рис.7 – Общий вид
агрегатов трансмиссии.
Некоторые изменения претерпела башня D58133 – башня с 37-мм
полуавтоматической пушкой M6 имела стабилизатор орудия, гидравлический механизм
поворота башни и полик. Разница заключалась в том,
что на новом танке высота полика была больше, а мотор
поворота башни убрали под пол корзины. Это удалось сделать благодаря более
низко расположенным валам.
Танк Light Tank M3E3 вышел на испытания в марте 1942 года. (Рис.8)



Рис.8 - Light Tank M3E3, 19 марта 1942 года.
Пока Light Tank M3E3
еще строился, в феврале 1942г. его решили стандартизировать как Light Tank
M5. Индекс Light Tank
M4 в отношении этого танка решено было не использовать, как считается, чтобы
избежать путаницы с Medium Tank
M4.