
Light Tank M2A4
США
Легкий танк
|
масса |
10,95/11,6 т |
|
вооружение |
37-мм орудие 4 пулемета |
|
экипаж |
4 чел. |
|
мощность силовой установки |
220/250 л.с. |
|
проект |
1938-1939гг., Rock Island Arsenal |
|
выпускался |
1939-1942гг., American Car and Foundry, Baldwin Locomotive
Works 376 шт. включая прототип |
Основная статья:
Американское танкостроение 1938-1942гг.
29 декабря 1938
года Комитет по Вооружениям утвердил разработку Light Tank M2A4. В
мае 1939г. закончили
переоборудование Light Tank M2A3 (в
качестве базы был использован последний серийный М2А3) в опытный образец Light Tank M2A4.
Кстати говоря, последний получил двухместную башню с пушечным вооружением
(37-мм пушка M5). Опытный образец нового лёгкого танка прибыл на Абердинский
полигон 11 мая 1939 года. (Рис.1)


Рис.1
– Прототип Light Tank M2A4.
28 июня 1939г. датируется заводской чертеж Light Tank M2A4. (Рис.2)

Рис.2 - Заводской
чертёж Light Tank M2A4 от 28 июня 1939
года.
Под
серийный танк существенно переделали кормовую часть танка, за счет чего
добились лучшей ситуации с охлаждением двигателя и защитой от пуль и осколков.
Правда, кормовая плита получалась несколько «глухой», что усложняло доступ к
мотору, но в нижней части кормовой плиты появился большой двухстворчатый люк,
который позволял добраться до тех узлов, ради которых ранее требовалось
демонтировать мотор. Внесли изменения и в носовую часть машины - в левой
надгусеничной полке поставили пулемет Browning M1919A4. По горизонтали он наводки
не имел, а по вертикали мог наводиться в пределах от -2 до +5 градусов. На
танке утвердилась двухместная башня, теперь с командирской башенкой 8-гранной
формы, имевшая диаметр погона 1187 мм. В лобовой части башни поставили
спаренную орудийную установку M20. В кормовой части башни разместили зенитный
вертлюг M20. Интересно, что сидений для расчета башни Light Tank M2A4 не
предусматривалось, хотя высокое расположение карданного вала внутри танка
сохранилось. (Рис.3)




Рис.3 – Второй
прототип (или предсерийный образец) Light Tank M2A4.
В
октябре 1939г. публике показали предсерийный образец Light Tank M2A4. (Рис.4)

Рис.4 -
Презентация Light Tank M2A4, Абердинский
полигон, 12 октября 1939 года.
Масса танка составила 11,6 тонн, но при эксплуатационной мощности мотора
250 лошадиных сил удельная мощность получалась рекордной в классе. Машина
разгонялась до 60 км/ч. Однако не до конца оказалась отработана орудийная
установка. Откатные механизмы орудия получились чересчур громоздкими. К
балансировке орудия также были вопросы. Наведение башни выглядело сложной
командной задачей. Маховик механизма поворота башни находился у командира, но
командир размещался не слева, а справа, то есть выполнял функцию заряжающего, а
не наводчика. При том, что командир размещался справа, командирскую башенку
установили слева по борту! Теоретически, командир мог протиснуться за
наводчиком и куда-то смотреть, но это было явно неудобно. Требовалось исправить
ситуацию и со смотровыми приборами.
Командование американской пехоты, а также Департамент Вооружений,
выработали финальную версию спецификации нового танка. Требовалось улучшить
ситуацию с обзорностью, увеличить углы наводки орудийной установки, чуть
укоротить пушку, дабы избежать повреждений в ходе маневрирования в лесу, а
также добавить еще один курсовой пулемет, в правом спонсоне – хотя там
размещалась радиостанция.
К концу 1939г. было принято решение о
запуске Light Tank M2A4 в
серию,
доработки следовало проводить по ходу дела - за 1940 год отработали новые
смотровые приборы. Однако арсенал Рок-Айленд был перегружен заказами и в
принципе не подходил для крупномасштабного выпуска танков. В качестве
подрядчика выбрали вагоностроительный завод American Car & Foundry Company.
Еще в годы Первой мировой войны American Car & Foundry выпускала
артиллерийские передки и боеприпасы. Производство танков начали создавать на
головном предприятии в Беруоике, штат Пенсильвания. Здесь же организовали и
производство танковой брони. Первый квартал 1940 года
понадобился на организацию производства, а самый первый серийный Light Tank M2A4 сдали
в мае 1940 года. (Рис.5)



Рис.5 - Первый
серийный образец Light Tank M2A4.
Обычно массу танка указывают в 11,6 т, но встречается и 10,95 т.
Габариты: длина – 4448 или 4430 мм, ширина – 2542 или 2470 мм, высота – 2504
или 2640 мм, клиренс – 368 мм. Бронирование: лоб, борт корпуса – 25,4 мм, корма
корпуса – 9,5 мм, башня – 32-38 мм, по другим сведениям, максимальная толщина
бронирования башни не превышала 25 мм. Экипаж 4 чел. (Рис.6)

Рис.6 – Схема
размещения экипажа.
Вооружение: 1 пушка М5 калибра 37 мм, 4 пулемета М1919А4 калибра 7,62 мм
– один спарен с пушкой, один курсовой в корпусе и два в надгусеничных полках
слева и справа – как указывают, огонь из них дистанционно вел водитель при
помощи спусковых тросов. Мог быть зенитный пулемет не вертлюге. Боекомплект 104
выстрела и 7900 патронов или 103 выстрела и 8470 патронов. В августе 1940 года
изменилась подвижная бронировка орудийной системы, орудийная установка получила
финальную конфигурацию. (Рис.7)

Рис.7 - Орудийная
установка M20 в финальной конфигурации.
Двигатель Continental W670-9A, 7-цилиндровый, карбюраторный,
звездообразный, воздушного охлаждения; мощность 250 л.с. (184 кВт) при 2400
об/мин, рабочий объем 9832 см³. Часть танков оснастили дизельными
радиальными моторами Guiberson T-1020 эксплуатационной мощностью 220 л.с. (Рис.8).

Рис.8 - Радиальный
дизельный мотор Guiberson T-1020.
Трансмиссия: многодисковый главный фрикцион сухого трения, карданный
вал, пятискоростная синхронизированная коробка передач, дифференциал, бортовые
передачи, ленточные тормоза. Ходовая часть на борт: четыре обрезиненных опорных
катка, сблокированных попарно в две тележки, два поддерживающих ролика,
направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения со съемными
зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска на вертикальных буферных
пружинах; в каждой гусенице 66 траков шириной 292 мм, шаг трака 140 мм.
Средства связи – радиостанция SCR-210 - если танк имел радиостанцию, то терял
пулемет в правой надгусеничной полке. (Рис.9)

Рис.9 – Пулемета в
надгусеничной полке справа нет, значит, это радиофицированный танк.
Максимальная скорость 56 или 58 км/ч, запас хода 125 или 113 км.
Преодолеваемые препятствия: угол подъема 26°, высота стенки 0,61 м, ширина рва
1,06 м, глубина брода 1,32 м. (Рис.10)

Рис.10 – Танк
выпуска ноября 1940 года в походной конфигурации.
Во второй половине 1940г. была попытка оптимизировать производство
корпуса танка за счет внедрения литья. Вероятно, посыл шел от французского
инженера Мартина Преваля, ранее работавшего на SOMUA и имевшего прямое
отношение к танку SOMUA S 35, собиравшегося из крупных отливок. Преваль в то
время, кажется, оказался в Канаде и трудился над разработкой литых элементов
для танков, готовившихся к производству в Канаде. В ноябре 1940 года American
Steel Foundries изготовила комплект литых деталей, которые далее сварили (от
сборки крупных литых деталей на болтах американцы сразу отказались) на
Electro-Motive Corporation (ныне Electro-Motive Diesel). Некоторые специалисты
признают, что конструкция получилась более удачной, чем у французских корпусов
и башен, тем не менее, в серию она не пошла, видимо, сварка литых деталей
вызывала затруднение. (Рис.11)

Рис.11 - Литой
корпус и башня для M2A4.
Производство танков M2A4 удалось наладить с мая 1940г. Поначалу выпуск
танков Light Tank M2A4 шел медленно, но
скоро в Беруоике догнали и перегнали арсенал Рок-Айленд по ежемесячным объемам.
В августе 1940 года на Абердинский полигон прибыла уже 84-я по счету серийная
машина, а всего American Car & Foundry за 1940 года сдала 325 танков
данного типа - это больше, чем арсенал Рок-Айленд сдал за весь довоенный
период. (Рис.12)

Рис.12 – Производство танков Light Tank M2A4 на American Car & Foundry.
За 1941г. было произведено еще 40
танков Light Tank M2A4 (последний сдан в марте), а в апреле 1942 года 10
танков сдало другое предприятие - Baldwin Locomotive Works (- странно, здесь
выпускали средние танки). Итого 375 танков.
Light Tank M2A4 являлся танком
пехоты очень недолго, поскольку 10 июля 1940 года были возрождены Бронетанковые
Силы, а 15 числа сформировали две бронетанковые дивизии. Разделение на пехотные
и кавалерийские танки ушло в историю. Первым делом Light
Tank M2A4 пошли на комплектацию
бронетанковых дивизий. Это были самые современные танки на момент создания
дивизий. На 1940 и 1941 годы танк выглядел вполне современным, и его
рассматривали как боевую машину. (Рис.13)




Интересно, что
этом танке отсутствуют оба пулемета в надгусеничных полках.

Парад с участием
M2A4, Вашингтон, январь 1941 года.

На маневрах.

Танк М2А4 из
состава 2-й танковой дивизии армии США. 1941 г. Эта машина оснащена дизельным
двигателем Guiberson Т-1020.
Рис.13 – Вероятно,
лучший американский боевой танк в 1940-1941гг.
Ситуация начала меняться с весны-лета 1941г. с поступлением в войска
нового легкого танка М3 Stuart – танки Light Tank M2A4 стали
постепенно переводить в разряд учебных. Тем не менее, танкам Light Tank M2A4 довелось
принять участие в боевых действиях в составе Корпуса морской пехоты США.
Корпус морской пехоты получил 36 танков Light
Tank M2A4. Боевым дебютом M2A4 стало использование его на
Гуадалканале (Соломоновы Острова). Сражение за Гуадалканал являлось одним из
ключевых в кампании 1942 года на Тихом Океане. Оно получилось крайне
ожесточенным - при его потере японцы перекрыли бы проход союзных конвоев. 7
августа 1942 года началась операция «Смотровая башня», в ходе которой успешно
прошла высадка американских частей. В сентябре-октябре 1942г. боях за остров
принимал участие 1-й танковый батальон морской пехоты, приданный 1-й дивизии
морской пехоты. В нем, помимо Light Tank M3, применялись M2A4. (Рис.14)

Рис.14 – Выгрузка
(или погрузка) танка M2A4 из состава 1-го танкового батальона морской пехоты.
Некоторые наблюдатели признают, что M2A4 и М3 Stuart
оказались равнозначными в специфических условиях островных боевых действий.
Впрочем, и M2A4, и M3 были уязвимы для огня японской противотанковой
артиллерии. Lgiht Tank M2A4 использовали
как средство поддержки пехоты (Рис.15) и для охраны аэродромов.
Рис.15 - M2A4 поддерживает пехоту на Гуадалканале.
Танки 1-го танкового батальона морской пехоты использовались в боях до
января 1943 года. (Рис.16)

Рис.16 – Ремонт
M2A4 в полевых условиях.
В
2009г. из болота на Гуадалканале вытащили утонувший в нем в 20-х числах октября
1942г. во время боев за аэродром Хендерсон-Филд танк Light Tank M2A4. Ныне эта машина выставлена в частной
коллекции. (Рис.17)

Рис.17 –
Современный вид Light Tank M2A4.
Light Tank M2A4 стяжал себе славу первого американского танка,
поставленного по ленд-лизу. Летом (в июне) 1941г. 36 танков этого типа были
направлены на помощь британским союзникам. Пишут,
что эти танки получили регистрационные номера (очевидно, британские)
T.27941-T.27976. (Рис.18)

Рис.18 – Отладка M2A4 в
Великобритании.
По другим сведениям, в Британию отправили только 4 танка M2A4 и случилось это
весной 1940г.
В период нахождения в Англии летом 1941г. Light Tank M2A4 поступили в 9-й Её Величества Королевский Уланский полк.
(Рис.19)
Рис.19 - Строй Light Tank M2A4 9-го Её Величества
Королевского Уланского полка, Англия, осень 1941 года. Как видим, машин больше,
чем четыре штуки.
В августе 1941г. M2A4 в составе британских войск попали в Египет.
Некоторые авторы считают, что до Египта добралась только одна машина данного
типа, которая была послана туда в испытательных целях. Каким образом эти машины
использовались британцами в пустыне точных сведений нет. (Рис.20, Рис.21)
Рис.20 - M2A4 в британской армии в Египте.

Рис.21 – Указывают, что это фото сделано в августе-сентябре 1941г., вероятно, в Северной Африке в процессе испытаний поступивших американских легких танков. На переднем плане M2A4, за ним Light Tank M3 Stuart.
Встречаются сведения, что примерно в 1942г.
часть этих танков могла попасть в Бирму в составе британской 7-й бронетанковой
бригады - как минимум, один английский M2A4 отправился в Канаду, где
использовался как учебный.
В СССР машины Light Tank M2A4 не поступали, хотя
такая информация имеет место быть – мол, M2A4 воевали в составе 114-й и 192-й танковых бригад.
Вероятно, советские приемщики импортной техники приняли эти танки за Stuart I,
отсюда, произошла ошибка.


