John Deere Model А Armored – 1

&

John Deere Model А Armored - 2

 

 

John Deere Model А Armored – 1

John Deere Model А Armored – 2

США

Бронированный колесный трактор

масса

John Deere Model А Armored – 1

John Deere Model А Armored – 2

 

4,053 т

4,039 т

вооружение

2 пулемета

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

28 л.с./60 л.с. (?)

проект

John Deere Model А Armored – 1

John Deere Model А Armored – 2

 

1940г., John Deere Со.

1941г., John Deere Со.

выпускался

John Deere Model А Armored – 1

 

John Deere Model А Armored – 2

 

1940г., John Deere Со.

1 шт. опытный

1941г., John Deere Со.

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     Америка еще не вступила в мировой конфликт, а лучшие люди уже готовились к защите страны и мира. И это был не только Рузвельт. В 1940 году правнук Джона Дира (John Deere), основателя известной в США компании по производству сельскохозяйственной техники, К.Д. Уиман (C.D. Wiman), очевидно, догадываясь о танковом голоде в армии США, в качестве меры, способной быстро и дешево насытить части бронетанковой техникой на первое время, предложил армии США использовать бронированные тракторы John Deere в качестве носителей пулеметов – или, как минимум, в качестве бронированных тягачей. Трактор оценивался в 2000 долларов, но каждая пластина брони покупалась по цене 1$ за каждый фунт веса, поэтому окончательная цена составляла от 6500 до 8000$, в зависимости от назначения и наличия вооружения. Фирма-разработчик обещала производить до 100 машин в день, но это без учета их бронирования и установки вооружения.

    Первоначально забронировали трактор John Deere Model В. (Рис.1)

 

Рис.1 – Возможно, перед нами натуральный John Deere Model В или очень близкая модель.

 

   Масса трактора составляла 2495 кг. Габаритные размеры: длина ~2000 мм, ширина ~1100 мм, высота ~1200 мм. Трактор имел очень близко поставленные друг к другу передние колеса, из-за чего некоторые авторы называют его трехколесной машиной. Бронирование: лоб корпуса, борт корпуса, корма корпуса - 9,5 мм; крыша, днище – 4 мм. Экипаж 3 чел. Вооружение – два 7,62-мм пулемета. Машина оснащалась 2-цилиндровым двигателем рабочим объемом 321 см3, мощностью, вероятно, около 28 л.с., но в некоторых источниках указывают 60 л.с.; коробкой передач с шестью передними передачами и одной задней. Ходовая часть: колесная формула 3х1, передние колеса управляемые, задние колеса ведущие, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах.
   В процессе создания бронетрактора, броневыми листами толщиной от 3/16 дюйма (4 мм) до 3/8 дюйма (9,5 мм) полностью закрывались кабина и двигатель. По обоим бортам приделали по пулеметному спонсону/рубке, в которых размещался пулеметчик и один 7,62-мм пулемет (.30 cal.). Все члены экипажа могли переговариваться друг с другом при помощи танкофона. Забронированный вариант трактора весил 4053 кг. Машина прибыла на Абердинский полигон 9 января 1941г. (Рис.2)

 

Рис.2 - John Deere Model А Armored.

Некоторые сообщают, что левый спонсон был направлен вперед, а правый назад – но по данной фотографии этого определенно не скажешь.

 

   Как видим, машина представлена как вооруженный бронированный тягач.

   Испытания, проходившие на Абердинском танковом полигоне, начались 10 января и продолжались до начала февраля 1941г. По завершению был составлен акт военной комиссии. В документе отмечалось, что при кажущейся простоте конструкции трактор не отвечает требованиям по части «хорошо и дешево». Первые ходовые тесты выявили плохую маневренность и низкие скоростные характеристики, особенно на пересеченной местности. На дороге с твердым покрытием бронетрактор разгонялся до 21 км/ч (13 миль/час), но на мягком грунте «трехколесный» аппарат имел склонность застревать. Этому также способствовала низкая удельная мощность - 7 л. с. на тонну. Из других недостатков отметили плохой обзор с места водителя, который не мог видеть дорогу прямо перед собой и по бортам. (Рис.3)

 

Рис.3 – Место водителя, вид на современной реплике John Deere Model А Armored.

 

   При огневых испытаниях оказалось, что работа стрелков в бортовых спонсонах сильно затруднена. Места внутри было мало для размещения одного человека с минимумом боекомплекта. Наблюдались случаи, когда пулеметчика буквально засыпало горячими гильзами. (Рис.4)

 

Рис.4 – Место пулеметчика внутри спонсона, вид на современной реплике John Deere Model А Armored.

 

     Кроме того, не слишком удачное расположение пулеметов могло привести к прострелу передних колес. Обзор из спонсонов также признали недостаточным.

    В таком виде бронетрактор годился только на роль тягача, да и то… Чтобы довести проект до уровня импровизированного легкого танка, по рекомендациям армии от 19 февраля 1941 года, шасси для бронетрактора заменили. Решили, что предпочтительнее бронировать трактор John Deere с двумя полноценными мостами и двумя колесами – четырехколесный вариант. Говорят, доя этих целей использовали Model G или Model H. (Рис.5)

 

Рис.5 – Четырехколесный вариант трактора John Deere.

 

    Новые бронированные варианты представили в апреле 1941г. Один трактор был забронирован, но безоружен, а второй имел по бортам бронированные пристройки под пулеметы. Понятно, что первый вариант рассматривался в качестве тягача (prime mover, транспортер) (Рис.6), а другой – как эрзац танк (легкий танк второй линии) (Рис.7) – т.е. варианты имели специализацию.

 

Рис.6 – Второй вариант тягача John Deere Model А Armored.

 

Рис.7 – Эрзац танк John Deere Model А Armored.

  

    Масса вооруженного варианта составила 4309 кг. Ходовая часть: колесная формула 4x2, передние колеса управляемые, задние колеса ведущие, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах. Прочие параметры не изменились.

   Поразмыслив над увиденным, военные специалисты пришли к выводу, что колесный сельскохозяйственный трактор не слишком годится в качестве боевой машины. Трактора John Deere разбронировали.

   Прошли десятилетия и трое энтузиастов Брайан Андерсон (Brian Anderson), Лео Миллеман (Leo Milleman) и Курт Кларк (Curt Clark), все из Айовы, решили воссоздать варианты тракторов John Deere в качестве танков. Поскольку инженерные данные отсутствовали, реконструкторы руководствовались девятью известными фотографиями оригиналов. В настоящее время реплики выставлены в Центре коллекционеров John Deere в Молине, штат Иллинойс (John Deere Collector Center in Moline, IL.). (Рис.8)

 

 

Рис.8 – Реплики John Deere Model А Armored.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru