John Deere Model А Armored – 1
&
John Deere Model А Armored - 2

John
Deere Model А Armored – 1

John Deere Model А
Armored – 2
США
Бронированный колесный трактор
|
масса John Deere Model А Armored – 1 John Deere Model А Armored – 2 |
4,053 т 4,039 т |
|
вооружение |
2 пулемета |
|
экипаж |
3 чел. |
|
мощность силовой установки |
28 л.с./60
л.с. (?) |
|
проект John Deere Model А Armored – 1 John Deere Model А Armored – 2 |
1940г., John Deere Со. 1941г., John Deere Со. |
|
выпускался John Deere Model А Armored – 1 John Deere Model А Armored – 2 |
1940г., John Deere Со. 1
шт. опытный 1941г., John Deere Со. 1 шт. опытный |
Основная статья:
Американское танкостроение 1938-1942гг.
Америка еще не вступила в мировой конфликт, а лучшие люди уже готовились к защите страны и мира. И это был не только Рузвельт. В 1940 году правнук Джона Дира (John Deere), основателя известной в США компании по производству сельскохозяйственной техники, К.Д. Уиман (C.D. Wiman), очевидно, догадываясь о танковом голоде в армии США, в качестве меры, способной быстро и дешево насытить части бронетанковой техникой на первое время, предложил армии США использовать бронированные тракторы John Deere в качестве носителей пулеметов – или, как минимум, в качестве бронированных тягачей. Трактор оценивался в 2000 долларов, но каждая пластина брони покупалась по цене 1$ за каждый фунт веса, поэтому окончательная цена составляла от 6500 до 8000$, в зависимости от назначения и наличия вооружения. Фирма-разработчик обещала производить до 100 машин в день, но это без учета их бронирования и установки вооружения.
Первоначально забронировали трактор John
Deere Model В.
(Рис.1)

Рис.1
– Возможно, перед нами натуральный John Deere Model В или очень близкая
модель.
Масса трактора составляла 2495 кг. Габаритные
размеры: длина ~2000 мм, ширина ~1100 мм, высота ~1200 мм.
Трактор имел очень близко поставленные друг к другу передние
колеса, из-за чего некоторые авторы называют его трехколесной машиной. Бронирование:
лоб корпуса, борт корпуса, корма корпуса - 9,5 мм; крыша, днище – 4 мм. Экипаж
3 чел. Вооружение – два 7,62-мм пулемета. Машина
оснащалась 2-цилиндровым двигателем рабочим объемом 321 см3,
мощностью, вероятно, около 28 л.с., но в некоторых
источниках указывают 60 л.с.; коробкой передач с
шестью передними передачами и одной задней. Ходовая часть:
колесная формула 3х1, передние колеса управляемые, задние колеса ведущие, шины
пневматические, подвеска на листовых рессорах.
В процессе создания бронетрактора, броневыми
листами толщиной от 3/16 дюйма (4 мм) до 3/8 дюйма (9,5 мм) полностью закрывались кабина и двигатель. По
обоим бортам приделали по пулеметному спонсону/рубке,
в которых размещался пулеметчик и один 7,62-мм пулемет (.30 cal.).
Все члены экипажа могли переговариваться
друг с другом при помощи танкофона. Забронированный
вариант трактора весил 4053 кг.
Машина прибыла на Абердинский полигон 9 января 1941г. (Рис.2)

Рис.2 - John Deere Model
А
Armored.
Некоторые сообщают, что левый спонсон был направлен вперед, а правый назад – но по данной фотографии этого определенно не скажешь.
Как видим, машина представлена как вооруженный бронированный тягач.
Испытания, проходившие на Абердинском танковом полигоне, начались 10 января и продолжались до начала февраля 1941г. По завершению был составлен акт военной комиссии. В документе отмечалось, что при кажущейся простоте конструкции трактор не отвечает требованиям по части «хорошо и дешево». Первые ходовые тесты выявили плохую маневренность и низкие скоростные характеристики, особенно на пересеченной местности. На дороге с твердым покрытием бронетрактор разгонялся до 21 км/ч (13 миль/час), но на мягком грунте «трехколесный» аппарат имел склонность застревать. Этому также способствовала низкая удельная мощность - 7 л. с. на тонну. Из других недостатков отметили плохой обзор с места водителя, который не мог видеть дорогу прямо перед собой и по бортам. (Рис.3)

Рис.3 – Место водителя, вид на современной реплике John Deere Model А Armored.
При огневых испытаниях оказалось, что работа стрелков в бортовых спонсонах сильно затруднена. Места внутри было мало для размещения одного человека с минимумом боекомплекта. Наблюдались случаи, когда пулеметчика буквально засыпало горячими гильзами. (Рис.4)

Рис.4 – Место пулеметчика внутри спонсона, вид на современной реплике John Deere Model А Armored.
Кроме того, не слишком удачное расположение пулеметов могло привести к прострелу передних колес. Обзор из спонсонов также признали недостаточным.
В таком виде бронетрактор годился только на роль тягача, да и то… Чтобы довести проект до уровня импровизированного легкого танка, по рекомендациям армии от 19 февраля 1941 года, шасси для бронетрактора заменили. Решили, что предпочтительнее бронировать трактор John Deere с двумя полноценными мостами и двумя колесами – четырехколесный вариант. Говорят, доя этих целей использовали Model G или Model H. (Рис.5)

Рис.5
– Четырехколесный вариант трактора John Deere.
Новые бронированные варианты представили в
апреле 1941г. Один трактор был забронирован, но безоружен, а второй имел по
бортам бронированные пристройки под пулеметы. Понятно, что первый вариант
рассматривался в качестве тягача (prime mover, транспортер) (Рис.6), а другой –
как эрзац танк (легкий танк второй линии) (Рис.7) – т.е. варианты имели
специализацию.

Рис.6 – Второй вариант тягача John Deere Model А Armored.

Рис.7 – Эрзац
танк John Deere Model А Armored.
Масса вооруженного варианта составила 4309 кг. Ходовая часть: колесная формула 4x2, передние колеса управляемые, задние колеса ведущие, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах. Прочие параметры не изменились.
Поразмыслив над увиденным, военные
специалисты пришли к выводу, что колесный сельскохозяйственный трактор не
слишком годится в качестве боевой машины. Трактора John Deere разбронировали.
Прошли десятилетия и трое энтузиастов Брайан
Андерсон (Brian Anderson), Лео Миллеман (Leo Milleman)
и Курт Кларк (Curt Clark), все из Айовы, решили воссоздать варианты тракторов John Deere в
качестве танков. Поскольку инженерные данные отсутствовали, реконструкторы
руководствовались девятью известными фотографиями оригиналов. В настоящее время
реплики выставлены в Центре коллекционеров John Deere в Молине,
штат Иллинойс (John Deere Collector Center in Moline, IL.).
(Рис.8)



Рис.8 – Реплики John Deere Model А Armored.