Heavy
Tank mod.1940-1
&
Heavy
Tank mod.1940-2

Heavy Tank mod.1940-1

Heavy Tank mod.1940-2
США
Тяжелый танк
|
50 т |
|
|
вооружение Heavy Tank mod.1940-1 Heavy Tank mod.1940-2 |
2х75-мм орудия 37-мм орудие 20-мм орудие 6 пулеметов 1/2х75-мм орудия 4х37/50-мм орудия 3-8 пулеметов |
|
экипаж Heavy Tank mod.1940-1 Heavy Tank mod.1940-2 |
6 чел. 6-10 чел. |
|
мощность силовой установки Heavy Tank mod.1940-2 |
1000 л.с. |
|
проект Heavy Tank mod.1940-1 Heavy Tank mod.1940-2 |
1940г. 1940-1942гг. |
Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.
После запроса командующего американской
пехотой генерал-майора
Джорджа Линча 20 мая 1940г.
состоялось некое обсуждение путей развития бронетанковой техники. В частности,
речь шла о создании типа тяжелого танка (именно Линчу приписывают инициирование
работ по теме тяжелого танка). Как будто, рассматривалось два подхода.
Одно предложение заключалось в необходимости модернизации среднего танка М2А1
до уровня тяжелого танка – впрочем, каким образом – не известно. Второй подход
– разработка с нуля тяжелого танка массой 50 (45,4) или 80 (72,5) тонн. (Рис.1)

Рис.2 – Из письма
Линча на имя генерал-адъютанта от 20 мая 1940г. с параметрами танка массой 50
тонн.
Спустя два дня (22 мая) Ordnance Commitee
Minutes (ОСМ) определился более
конкретно – масса ограничивалась 50 тоннами, а вооружение должно было
размещаться в нескольких башнях. Надо заметить, что 17 июня 1940г. Гладеон
Барнс вновь поднимал вопрос о разработки сверхтяжелого танка с боевой массой
80–90 коротких тонн, но тему забанили окончательно.
Первый вариант тяжелого 50-тонного танка подразумевал наличие 4-х башен,
как считают некоторые, на корпусе, напоминавшем корпус Medium
M3, хотя корпус для M3
в тот момент еще только разрабатывался и, видимо, уместнее говорить о Medium Tank T5E2. (Рис.3)


Рис.3 – Художественное представление первого варианта американского
тяжелого танка, 1940г.
Две башни имели сектор обстрела 250° каждая и вооружались 75-мм
орудиями. Еще две – «малые» башни, как следует из описания, имели круговое
вращение, в одной из которой находилась 37-мм пушка и спаренный 7,62-мм пулемет,
а во второй – 20-мм автоматическая пушка и 7,62-мм пулемет. Каждой башне
полагался мотор для наведения башни. Предполагалось, что каждая башенная
установка могла заниматься уничтожением определенных целей: полевых укреплений,
танков, пехоты и легкобронированных машин соответственно. Помимо этого, в
лобовом листе и по углам кормовой части надстройки корпуса монтировалось четыре
7,62-мм пулемета в шаровых установках (передние пулемета оснащались
электроспуском и обслуживались водителем). Толщина лобовой брони оценивалась в
75 (или 76) мм, бортовой – 64 мм. Длина танка составляла 7620 мм, ширина 3437
мм (при перевозке по ж.д. ширина снижалась за счет съемных деталей), а высота —
2743 мм или 2819 мм. Максимальная скорость машины оценивалась в 32-40 км/ч. Экипаж
6 чел. (Рис.1174)

Рис.4 – Первая
спецификация на тяжелый танк.
Работы по разработке танка поручили Г. Барнсу. 4 июня он предложил
альтернативный вариант размещения вооружения: башня с 75-мм орудием должна быть
одна, а две малые башни имели вооружение в виде 37-мм пушек M5 и спаренных с
ними пулеметов. То есть, теперь речь шла о трех башнях. Также Барнс
акцентировал внимание конструкторов на том, чтобы создаваемый ими тяжёлый танк
вписывался по габаритам в возможности железных дорог. Помимо Барнса, генерал
Линч в своем письме от 20 июня 1940 года замечал, что каждая лишняя башня – это
лишняя масса.
К
соображениям Барнса и Линча прислушались. 11-го июля 1940 года (документ ОСМ
15946), в проект внесли ряд корректив. Вместо четырех башен оставляли только
две, причем в главной башне с диаметром погона 69 дюймов планировали установить
орудия калибра 37-50 мм, а 75-мм орудие предполагалось установить в надстройке
корпуса (- для чего же тогда сохранялась вторая башня, или имеется ввиду, что
башни располагались ярусами и нижняя башня не башня вовсе – а надстройка?).
Также в надстройке предстояло разместить восемь пулеметов. В результате
получалось нечто вроде увеличенного среднего танка М3, но с более
многочисленным вооружением и усиленным бронированием. Экипаж танка должен был
состоять из шести человек: водитель, помощник водителя, командир, артиллерист,
наводчик и заряжающий. Встречается рисунок из патента, поданного, кажется в
1942г., который можно принять за иллюстрацию описанного выше варианта тяжелого
танка, возможно, в некоем развитии. Патент был оформлен 13 мая 1945г! (Рис.5)

Рис.5 – Патент на
тяжелый танк, изначальная концепция которого была разработана, возможно, в
1940г. Можно разглядеть, что концептуально машина выглядела как развитие
ромбовидной конструкции с полным охватом ветвями гусениц корпуса танка.
11 июля 1940 года начались переговоры с руководством General Electric на
предмет разработки и производства тяжелого танка (у General Electric имелось
дочернее предприятие в Эри, штат Пенсильвания, которое занималось производством
локомотивов и вагонов и вполне годилось для целей танкостроения). Военные затем
отказались от General Electric в качестве разработчика танка в целом, но
компания начала работу над электрической трансмиссией под машину массой 50
тонн.
15 июля Барнс встретился с представителями Marmon-Herrington и Schneider
Hydraulic Corporation, предложив им задание на разработку гидротрансформатора
(гидравлическое устройство, служащее для преобразования крутящего момента от
двигателя к трансмиссии) для средних и тяжёлых танков. В тот же день состоялась
встреча с представителями Baldwin Locomotive Works из Эддистона, штат
Пенсильвания. Именно эта компанию стала подрядчиком, отвечающим за разработку и
производство тяжёлого танка.
С конца июля 1940 года разработка американского тяжёлого
танка ведётся в полную силу. На Абердинском полигоне продолжаются работы по
его проектированию, постепенно к ним подключаются различные предприятия. Spicer
получает задание на разработку гидравлической коробки переключения передач
(КПП), которая должна стать альтернативой для электрической трансмиссии.
Поднимается вопрос и об использовании механической КПП.
Вопрос трансмиссии танка в дальнейшем станет едва ли ни краеугольной, наиболее
критичной проблемой дальнейшего развития проекта тяжелого танка и приведет
впоследствии к многочисленным задержкам. Согласно предварительным расчетам, для
50-тонного танка требовался танковый 1000-сильный двигатель. Специалисты из SAE
(Society of Automotive Engineers) рассмотрели несколько вариантов. Они пришли к
выводу, что одним из подходящих вариантов являлся авиационный двигатель Wright
Cyclone требуемой мощности. В качестве альтернативы предлагался дизель фирмы
General Electric и авиационный рядный двигатель Allison V-1710. В итоге выбрали
радиальный двигатель Wright, точнее, его модифицированную версию G-200. Эта
силовая установка могла развить мощность 960 л.с. при 2300 об/мин и имела сухой
вес порядка 1350 фунтов (612 кг). (Рис.6)

Рис.6 – Двигатель
Wright G-200 Model 781C9GC1.
Для столь мощной силовой установки
казалось, что обычные механические трансмиссии не годились, нужна была новая
трансмиссия - гидравлическая или электрическая. Вариант трансмиссии с
гидротрансформаторами предложили сразу три фирмы: Schneider Hydraulic
Corporation, Twin Disc Clutch Corporation и Borg Warner Corporation.
Автоматическая (пишут также гидравлическая) трансмиссия Hydra-Matic была
предложена Oldsmobile Division (GM). Встречается более точное описание этого
агрегата: гидромуфта, автоматическая коробка передач с гидравлическим
управлением. (Рис.7)

Рис.7 –
Автоматическая, 4-х скоростная трансмиссия Hydra-Matic производившаяся с 1939
по 1956 год.
В дополнение к этому, General Motors и General Electric разрабатывали
свои проекты электромеханических (газоэлектрических) передач. В августе 1940г.
SAE остановило свой выбор на модели типа Hydromatic (Hydra-Matic.) от General
Motors, правда, пишут, что в качестве запасного варианта рассматривались гидротрансформаторы
типа Torquematic.
В августе активно идут работы по эскизному проектированию различных
вариантов тяжелого танка. В результате был выбран вариант отличавшийся от Heavy Tank mod.1940-2 в его первозданном виде. Принятый к
дальнейшей разработке проект получил обозначение Heavy Tank T1.