Heavy Tank mod.1940-1

&

Heavy Tank mod.1940-2

 

 

Heavy Tank mod.1940-1

Heavy Tank mod.1940-2

США

Тяжелый танк

масса

50 т

вооружение

Heavy Tank mod.1940-1

 

 

 

Heavy Tank mod.1940-2

 

 

 

2х75-мм орудия

37-мм орудие

20-мм орудие

6 пулеметов

1/2х75-мм орудия

4х37/50-мм орудия

3-8 пулеметов

экипаж

Heavy Tank mod.1940-1

Heavy Tank mod.1940-2

 

6 чел.

6-10 чел.

мощность силовой установки

Heavy Tank mod.1940-2

 

1000 л.с.

проект

Heavy Tank mod.1940-1

Heavy Tank mod.1940-2

 

1940г.

1940-1942гг.

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     После запроса командующего американской пехотой генерал-майора Джорджа Линча 20 мая 1940г. состоялось некое обсуждение путей развития бронетанковой техники. В частности, речь шла о создании типа тяжелого танка (именно Линчу приписывают инициирование работ по теме тяжелого танка). Как будто, рассматривалось два подхода. Одно предложение заключалось в необходимости модернизации среднего танка М2А1 до уровня тяжелого танка – впрочем, каким образом – не известно. Второй подход – разработка с нуля тяжелого танка массой 50 (45,4) или 80 (72,5) тонн. (Рис.1)

 

Рис.2 – Из письма Линча на имя генерал-адъютанта от 20 мая 1940г. с параметрами танка массой 50 тонн.

 

     Спустя два дня (22 мая) Ordnance Commitee Minutes (ОСМ) определился более конкретно – масса ограничивалась 50 тоннами, а вооружение должно было размещаться в нескольких башнях. Надо заметить, что 17 июня 1940г. Гладеон Барнс вновь поднимал вопрос о разработки сверхтяжелого танка с боевой массой 80–90 коротких тонн, но тему забанили окончательно.

   Первый вариант тяжелого 50-тонного танка подразумевал наличие 4-х башен, как считают некоторые, на корпусе, напоминавшем корпус Medium M3, хотя корпус для M3 в тот момент еще только разрабатывался и, видимо, уместнее говорить о Medium Tank T5E2. (Рис.3)

 

 

Рис.3 – Художественное представление первого варианта американского тяжелого танка, 1940г.

 

    Две башни имели сектор обстрела 250° каждая и вооружались 75-мм орудиями. Еще две – «малые» башни, как следует из описания, имели круговое вращение, в одной из которой находилась 37-мм пушка и спаренный 7,62-мм пулемет, а во второй – 20-мм автоматическая пушка и 7,62-мм пулемет. Каждой башне полагался мотор для наведения башни. Предполагалось, что каждая башенная установка могла заниматься уничтожением определенных целей: полевых укреплений, танков, пехоты и легкобронированных машин соответственно. Помимо этого, в лобовом листе и по углам кормовой части надстройки корпуса монтировалось четыре 7,62-мм пулемета в шаровых установках (передние пулемета оснащались электроспуском и обслуживались водителем). Толщина лобовой брони оценивалась в 75 (или 76) мм, бортовой – 64 мм. Длина танка составляла 7620 мм, ширина 3437 мм (при перевозке по ж.д. ширина снижалась за счет съемных деталей), а высота — 2743 мм или 2819 мм. Максимальная скорость машины оценивалась в 32-40 км/ч. Экипаж 6 чел. (Рис.1174)

 

Рис.4 – Первая спецификация на тяжелый танк.

 

   Работы по разработке танка поручили Г. Барнсу. 4 июня он предложил альтернативный вариант размещения вооружения: башня с 75-мм орудием должна быть одна, а две малые башни имели вооружение в виде 37-мм пушек M5 и спаренных с ними пулеметов. То есть, теперь речь шла о трех башнях. Также Барнс акцентировал внимание конструкторов на том, чтобы создаваемый ими тяжёлый танк вписывался по габаритам в возможности железных дорог. Помимо Барнса, генерал Линч в своем письме от 20 июня 1940 года замечал, что каждая лишняя башня – это лишняя масса.

   К соображениям Барнса и Линча прислушались. 11-го июля 1940 года (документ ОСМ 15946), в проект внесли ряд корректив. Вместо четырех башен оставляли только две, причем в главной башне с диаметром погона 69 дюймов планировали установить орудия калибра 37-50 мм, а 75-мм орудие предполагалось установить в надстройке корпуса (- для чего же тогда сохранялась вторая башня, или имеется ввиду, что башни располагались ярусами и нижняя башня не башня вовсе – а надстройка?). Также в надстройке предстояло разместить восемь пулеметов. В результате получалось нечто вроде увеличенного среднего танка М3, но с более многочисленным вооружением и усиленным бронированием. Экипаж танка должен был состоять из шести человек: водитель, помощник водителя, командир, артиллерист, наводчик и заряжающий. Встречается рисунок из патента, поданного, кажется в 1942г., который можно принять за иллюстрацию описанного выше варианта тяжелого танка, возможно, в некоем развитии. Патент был оформлен 13 мая 1945г! (Рис.5)

 

 

Рис.5 – Патент на тяжелый танк, изначальная концепция которого была разработана, возможно, в 1940г. Можно разглядеть, что концептуально машина выглядела как развитие ромбовидной конструкции с полным охватом ветвями гусениц корпуса танка.

 

     11 июля 1940 года начались переговоры с руководством General Electric на предмет разработки и производства тяжелого танка (у General Electric имелось дочернее предприятие в Эри, штат Пенсильвания, которое занималось производством локомотивов и вагонов и вполне годилось для целей танкостроения). Военные затем отказались от General Electric в качестве разработчика танка в целом, но компания начала работу над электрической трансмиссией под машину массой 50 тонн.

   15 июля Барнс встретился с представителями Marmon-Herrington и Schneider Hydraulic Corporation, предложив им задание на разработку гидротрансформатора (гидравлическое устройство, служащее для преобразования крутящего момента от двигателя к трансмиссии) для средних и тяжёлых танков. В тот же день состоялась встреча с представителями Baldwin Locomotive Works из Эддистона, штат Пенсильвания. Именно эта компанию стала подрядчиком, отвечающим за разработку и производство тяжёлого танка.

   С конца июля 1940 года разработка американского тяжёлого танка ведётся в полную силу. На Абердинском полигоне продолжаются работы по его проектированию, постепенно к ним подключаются различные предприятия. Spicer получает задание на разработку гидравлической коробки переключения передач (КПП), которая должна стать альтернативой для электрической трансмиссии. Поднимается вопрос и об использовании механической КПП.

    Вопрос трансмиссии танка в дальнейшем станет едва ли ни краеугольной, наиболее критичной проблемой дальнейшего развития проекта тяжелого танка и приведет впоследствии к многочисленным задержкам. Согласно предварительным расчетам, для 50-тонного танка требовался танковый 1000-сильный двигатель. Специалисты из SAE (Society of Automotive Engineers) рассмотрели несколько вариантов. Они пришли к выводу, что одним из подходящих вариантов являлся авиационный двигатель Wright Cyclone требуемой мощности. В качестве альтернативы предлагался дизель фирмы General Electric и авиационный рядный двигатель Allison V-1710. В итоге выбрали радиальный двигатель Wright, точнее, его модифицированную версию G-200. Эта силовая установка могла развить мощность 960 л.с. при 2300 об/мин и имела сухой вес порядка 1350 фунтов (612 кг). (Рис.6)

 

Рис.6 – Двигатель Wright G-200 Model 781C9GC1.

 

   Для столь мощной силовой установки казалось, что обычные механические трансмиссии не годились, нужна была новая трансмиссия - гидравлическая или электрическая. Вариант трансмиссии с гидротрансформаторами предложили сразу три фирмы: Schneider Hydraulic Corporation, Twin Disc Clutch Corporation и Borg Warner Corporation. Автоматическая (пишут также гидравлическая) трансмиссия Hydra-Matic была предложена Oldsmobile Division (GM). Встречается более точное описание этого агрегата: гидромуфта, автоматическая коробка передач с гидравлическим управлением. (Рис.7)

 

Рис.7 – Автоматическая, 4-х скоростная трансмиссия Hydra-Matic производившаяся с 1939 по 1956 год.

 

    В дополнение к этому, General Motors и General Electric разрабатывали свои проекты электромеханических (газоэлектрических) передач. В августе 1940г. SAE остановило свой выбор на модели типа Hydromatic (Hydra-Matic.) от General Motors, правда, пишут, что в качестве запасного варианта рассматривались гидротрансформаторы типа Torquematic.

   В августе активно идут работы по эскизному проектированию различных вариантов тяжелого танка. В результате был выбран вариант отличавшийся от Heavy Tank mod.1940-2 в его первозданном виде. Принятый к дальнейшей разработке проект получил обозначение Heavy Tank T1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru