Heavy Tank T1E2

&

Heavy Tank T1E1//М6//М6А1

 

 

Heavy Tank T1E2

Heavy Tank T1E1//М6//М6А1

(в конфигурации Heavy Tank М6)

США

Тяжелый танк

масса

Heavy Tank T1E2

Heavy Tank T1E1//М6//М6А1

 

57,3 т

57,6/57,3/57,29 т

вооружение

Heavy Tank T1E2

 

 

Heavy Tank T1E1//М6//М6А1

 

 

76-мм орудие

37-мм орудие

6 пулеметов

76-мм орудие

37-мм орудие

4 пулемета

экипаж

6 чел.

мощность силовой установки

825/960 л.с.

проект

Heavy Tank T1E2

Heavy Tank T1E1//М6//М6А1

 

1940-1941гг., Aberdeen Proving Ground 

1940-1942гг. Aberdeen Proving Ground, General Electric

выпускался

Heavy Tank T1E2

 

Heavy Tank T1E1//М6//М6А1

 

 

1941г., Baldwin Locomotive Works

1 шт. опытный

1942-1944г., Baldwin Locomotive Works, Fishing Body Division

41 шт.

(включая 1 прототип)

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     Летом 1940г. активно велись работы по проектированию тяжелого типа танка. Отказавшись от двухбашенной схемы, американцы пришли к варианту тяжелого танка с одной башней. (Рис.1)

 

Рис.1 – Художественное представление раннего варианта американского тяжелого танка Heavy Tank mod.1940-1, 1940г.

 

     22 августа 1940 года проект получил обозначение Heavy Tank T1. Кстати говоря, у того же автора в другой статье на данную тему встретил, что индекс Heavy Tank T1 появился 11 июля. По другим данным, это название проекту присвоили еще 22 мая 1940г. (документ ОСМ №15842). Хотя проект пока развивался на бумаге, в августе 1940 года фирма Baldwin Locomotive Works получила контракт на сборку 50 танков Heavy Tank T1 установочной серии.

     17 сентября 1940г. состоялась демонстрация модели Heavy Tank T1. Пишут, что готова она была частично.

    3 октября 1940г. в проект танка были внесены важные изменения и уточнения. Во-первых, с фирмой Oldsmobile был заключен контракт на сумму $150000 по разработке коробки передач Hydra-Matic (указывают также, что контракт с Oldsmobile был подписан 23 октября). Таким образом, на этом этапе проектирования танка была выбрана автоматическая гидравлическая трансмиссия. Во-вторых, Комитет по вооружениям скорректировал требования к Heavy Tank T1. По другим сведениям, 4 октября Командование бронетанковых сил изменило требования на тяжелый танк. Боевая масса осталась прежней – в районе 50 тонн.  Лоб корпуса и башни должны были иметь толщину 76,2 мм, борта и корма - 64 мм. Главным отличием стало вооружение и количество башен. Танк сохранял многоярусное размещение вооружения, но 3-дюймовое (76-мм) орудие Т9 (пушка T9 проектировалась на базе 76-мм зенитного орудия), оснащенное гиростабилизатором вертикальной наводки, перемещалось в основную башню и монтировалось в спаренной установке с 37-мм пушкой М5Е1. Поворот башни мог осуществляться как вручную, так и с помощью электропривода фирмы Westinghouse. Артиллерист, место которого находилось спереди-справа от орудия, получал перископический и телескопический прицелы. В задней стенке башни решили установить 12,7-мм пулемет Browning M2HB, который должен был иметь углы вертикального наведения в пределах от -5° до +60°. Такое условие выдвигалось для того, чтобы заряжающий мог вести огонь по воздушным целям, не выходя из танка. Рядом с кормовой пулеметной установкой также была сделана пистолетная амбразура. На крыше главной башни устанавливалась командирская башенка от танка М3 с одним 7,62-мм пулеметом Browning M1919. Ещё два пулемета такого же калибра размещалось в лобовом листе корпуса по бортам. Огонь из них дистанционно мог вести водитель. И, наконец, два пулемета Browning M2HB разместили в подвижной установке лобовой части корпуса. Эти крупнокалиберные пулеметы наводились по горизонту в пределах 15° и вертикальным сектором наведения от -10° до +60°. Таким образом, я насчитал на танке три 12,7-мм пулемета Browning M2HB и три 7,62-мм пулемета Browning M1919, итого – 6 шт. (Рис.2, Рис.3)

 

Рис.2 – На данных изображениях представлен более поздний вариант типа Heavy Tank T1, на нем отсутствует командирская башенка, но можно получить представление о размещении вооружения на танке в передней сфере. На нижнем снимке красными стрелками отмечены амбразуры для установки 7,62-мм пулеметов Browning M1919 по бокам в лобовом листе корпуса.

 

Рис.3 – Механизм дистанционного управления 7,62-мм пулеметов Browning M1919, расположенных по бокам в лобовом листе корпуса.

 

     Экипаж мог быть увеличен до семи человек, за счет ввода второго заряжающего. Для эвакуации экипажа предусмотрели три аварийных люка: два в передней части корпуса и один в днище.

    В таком виде Heavy Tank T1 утвердили на заседании Комитета по Вооружениям 24 октября 1940 года. В некоторых источниках (возможно, информация берет начало от автора П. Чемберлена) сообщается, что 24-го октября 1940 года данные изменения были зафиксированы в документе ОС (Комитета вооружений) 16200. (Рис.4)

 

Рис.4 – Облик Heavy Tank T1 к концу осени 1940г.

Внизу - генерал Барнс (в центре, получил звание бригадного генерала в начале октября 1940г.) и представители американских заводов, задействованных в программе Heavy Tank T1, осматривают модель танка.

 

     В таком виде масса танка оценивалась в 57 коротких тонн (около 52 метрических тонн, точнее 51,7 т). Длина 23 фута (7010 мм), высота 10 футов 2 и 3/8 дюйма (примерно 3100 мм), ширина 10 футов 3 дюйма (3120 мм). В строительстве машины должны были применяться литые элементы корпуса и литая башня.  В отличии от средних и легких танков того времени компоновка тяжелого танка была другой. Трансмиссию не стали выносить в переднюю часть корпуса, а пристроили в МО на корме машины. На танке в ходовой части появился новый тип тележки, в которой пружинящие элементы подвески располагались не вертикально, а горизонтально. Такой тип подвески получил обозначение HVSS. (Рис.5)

 

Рис.5 – Тележка с горизонтальным расположением упругих элементов подвески.

Говорят, что Heavy Tank T1 стал первым американским танком с подвеской HVSS, однако на Light T6 тоже, как будто, была горизонтальная подвеска.

 

   В целом ходовая часть на борт выглядела так: 8 опорных катков, сгруппированных по два в четыре тележки. Направляющие колеса располагались спереди, ведущие колеса цевочного зацепления – сзади. Сильно вынесенные вперед ленивцы разместили максимально высоко, чтобы улучшить характеристики проходимости. Гусеничная цепь набиралась из 99 стальных траков шириной 25,75 дюймов (654 мм) и шагом 6 дюймов (152,4 мм). Длина опорной поверхности составляла 187,9 дюйма (4773 мм). Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась четырьмя поддерживающими роликами на борт. Открытые элементы подвески защищались массивным секционным бронеэкраном.

    Несмотря на то, что специалисты из SAE, военные и разработчики определились с типом трансмиссии, 23 декабря 1940 года Барнс отдал указание о разработке механической коробки передач (- видимо, на крайний случай). Её создателем стала фирма Timken из Детройта (по другой версии, трансмиссию с коробкой передач Timken разрабатывала компания Twin Disc). А 27 декабря компания General Electric представила новый вариант электромеханической трансмиссии, который занимал примерно столько же места, сколько и другие варианты трансмиссий, а масса танка увеличивалась на 2 тонны – в другом изложении, новый агрегат теперь весил всего на 230 кг тяжелее конкурентов. 17 января 1941 года генерал Барнс начал склоняться к тому, чтобы принять предложение GE. Стал обсуждаться контракт стоимостью 230000 долларов. 27 января был поднят вопрос об изготовлении одного комплекта электромеханической трансмиссии с механизмами поворота. Комитет по Вооружениям утвердил эти работы 13 февраля 1941 года. Данный вариант танка утвердили, как Heavy Tank T1E1. 15 апреля, на фоне возникших затруднений с трансмиссией Hydra-Matic, был утверждён и проект танка с механической коробкой передач Timken и гидротрансформатором T-16001. (Рис.6)

 

Рис.6 – Трансмиссионный блок: гидротрансформатор T-16001, сблокированный с коробкой передач Timken.

 

    Вариант получил обозначение Heavy Tank T1E2. По другой версии, проект утвердили 21-го апреля (документ ОСМ 16655).

     Надо заметить, что на 7 апреля 1941г. потребность в тяжелых танках оценивалась в 360 машин. Интерес проявили и англичане: Михаэль Девар, руководитель Британской танковой миссии, в письме к Барнсу от 15 июля 1941г. высказал мнение, что в случае успеха программы по разработке T1 Великобритания готова заказать 500 таких машин по программе ленд-лиза. Причем, 22 августа 1941г. британцы предложили установить в английскую версию Heavy Tank Т1 свою 17-фунтовую пушку (в американских документах это предложение фиксируется 17 февраля 1942 года). Работы по этому орудию начались 13 мая 1941г. Американцы от этой идеи отказались.

   К лету 1941 года программа создания T1 находилась в высокой степени готовности. 

   Некоторые авторы сообщают, что к 31 июля 1941г. приоритетным стали считать вариант Т1Е1 и даже упоминается, что танк Т1Е1 вышел на испытания в августе 1941г., но из других следует, что 13 августа General Electric сообщила, что приглашает генерала Барнса к началу сентября, лишь на демонстрацию трансмиссии. Вероятно, более правильным выглядит мнение, что летом в приоритете была разработка версии Т1 в конфигурации Е2 – с коробкой передач Timken, поскольку работы по трансмиссии Hydra-Matic буксовали. Пишут, что коробку передач Hydra-Matic доставили на Абердинский полигон уже в феврале 1942г., но фото этого агрегата, сделанное на Абердинском полигоне, фиксируется сентябрем 1942г. В любом случае, в танк эту трансмиссию так и не установили, хотя тема не была закрыта вплоть до 11 июня 1942г. (Рис.7)

 

Рис.7 – Трансмиссия и коробка передач Hydra-Matic.

 

   Поначалу сроком изготовления первого образца танка Т1Е2 значилось 15 июля 1941 года, но к 19 августа машина все еще была некомплектной - без орудия T9. (Рис.8)

 

 

Рис.8 - Heavy Tank T1E2 с макетом орудия по состоянию на 19 сентября 1941 года.

 

    21 августа 1941г. танк преодолел первые километры, с макетом орудия. Управляемость машины показалась приемлемой, но КП все же сломалась. Также были замечены неисправности дифференциала. С небольшими перерывами испытания продолжались и в августе, и в сентябре. К 10 сентября проблемы устранили. В ходе пробега 11 сентября была достигнута скорость 38 км/ч, но наблюдался перегрев тормозов. Машина показала хорошие результаты при преодолении бездорожья.

   Полный набор вооружения T1E2 получил во второй половине сентября 1941 года.

   1-го октября 1941г. был поднят вопрос о начале серийного производства, речь шла об изготовлении 50 танков для американской армии и 50 для английской. Говорят, генерал-майор Ричард Мур, представлявший AGF (Army Ground Forces, армейские сухопутные силы), настаивал на запуске серии еще до утверждения танка Генеральным Штабом. Пишут также, что 3 октября 1941г. рассматривался заказ серии только на 50 танков. К тому времени, точнее, к 31 октября 1941г. на программу Heavy T1 израсходовали очень, очень приличную сумму по тем временам - 750 000 долларов.

  21 октября 1941г. генерал Барнс обсуждал возможное усиление брони и альтернативную силовую установку для танка. Обговаривалась возможность установки на машине сразу 4-х дизельных мотора General Motors 6-71.

   По состоянию на 19 ноября 1941 года опытный образец преодолел 1920 километров. 22 числа было решено официально показать машину 5 декабря, но затем смотрины перенесли на 8 декабря 1941 года.

   8-го декабря 1941 года (как будто, совместно с серийным средним танком М3 и легким танком типа М3/М5) прошла официальная демонстрация Т1Е2. (Рис.9)

 

 

 

 

Рис.9 – Официальная презентация Heavy Tank T1E2 на Абердинском полигоне 8 декабря 1941 года. Некоторые указывают, что публичная демонстрация состоялась на площадке

Baldwin Locomotive Works. На снимках в роли ключевой фигуры выступает генерал Барнс, к тому времени начальник Военного Министерства по вооружению.

 

   Во время показа в гидравлической системе упало давление жидкости, это чуть не привело к выходу из строя рулевой механизм, и последние три мили танк прошел на механике (- очевидно, вышел из строя гидроусилитель рулевого механизма?). В добавок к этому, при попытке вращения башни из строя вышел шестеренчатый вал подъёмного механизма орудия. (Рис.10)

 

Рис.10 – Т1Е2 во время демонстрации.

 

   В декабре 1941 года, по итогам испытаний T1E2, была подготовлена техническая документация на улучшенные узлы танка. Прежде всего, четыре гидротрансформатора были объединены в два, а два масляных радиатора двигателя были соединены в единый блок, что значительно упростило их установку в моторном отсеке и улучшило охлаждение. Выпускной коллектор был перемещен с передней на заднюю часть двигателя. Внутри моторного отделения также установили новые глушители, выводившие отработанный воздух на вентиляторы.

   Другие рекомендации сводились к демонтажу фиксированных курсовых пулеметов и перепроектированию лобовой части корпуса, с целью придания ей большей монолитности. Также предлагалось удалить командирскую башенку с башни танка, заменив ее на двустворчатый люк. Высказывались и другие пожелания, например, в башне отсутствовала нормальная вентиляция, а обзорность признали недостаточной.

   В процессе усовершенствования конструкции Т1 специалисты ОСМ решили прибегнуть к комбинированию различных элементов конструкции, что ранее не оговаривалось в техническом задании. Например, при изготовлении корпуса было предложено использовать как сварку, так и литьё, а дизельный двигатель General Motors с гидравлической трансмиссией. Вновь обсуждалась возможность применения других типов силовой установки. В итоге, документ ОСМ 17812 от 14-го февраля 1942 года, определял следующие варианты тяжелого танка: Heavy Tank T1 — литой корпус, двигатель Wright G-200, трансмиссия Hydra-Matic; Heavy Tank T1E1 — литой корпус, двигатель Wright G-200, электротрансмиссия GE; Heavy Tank T1E2 — литой корпус, двигатель Wright G-200, Twin Disc torque converter; Heavy Tank T1E3 — тот же Т1Е2 (двигатель Wright G-200, Twin Disc torque converter), но со сварным корпусом; Heavy Tank T1E4 — сварной корпус, четыре дизельных двигателя GM 6-71, две трансмиссии Hydra-Matic.

    Вернемся к истории с Heavy T1E2 В конце января 1942 года Heavy Tank T1E2 возвратился на завод Baldwin Locomotive Works. Машина подвергалась переделке. Процесс начался с того, что машину полностью разобрали. Наиболее заметным изменениям подверглась система выпуска – массивный глушитель заменили на более компактный вариант (с длинным воздуховодом), поместившимся в корпусе. Заменили неудачные тормоза на новые от компании Budd. 17 февраля англичане (полковник Гостлинг) предложили установить в танк свою 17-фунтовую (76 мм) пушку, но Барнс от такого предложения отказался, так как танк уже был вооружён орудием калибра 76 мм – тогда еще ни американцы, ни британцы не подозревали, что британская 17-фунтовка станет одним из лучших противотанковых орудий второй половины WWII.

    Обновленный Т1Е2 отправился на Абердинский полигон 26 февраля 1942г. (Рис.11)

 

 

Рис.11 – Доработанный Heavy T1E2, Абердинский полигон, конец февраля 1942 года.

 

     Масса T1E2 57300 кг. Габариты: длина 8433 мм с пушкой, 7544 мм по корпусу; ширина 3124 мм, высота 2997 мм, клиренс 521 мм. Бронирование: лоб корпуса (верх) — 83 мм, лоб корпуса (низ) — 70-102 мм, борт корпуса (верх) — 44 мм, борт корпуса (низ) — 70 мм, корма корпуса — 41 мм, лоб башни — 83 мм, борт башни — 83 мм, корма башни — 83 мм, маска орудия — 102 мм, крыша — 25 мм, днище — 25 мм. Экипаж 6 чел. Вооружение: одна 76,2-мм пушка М7, одна 37-мм пушка М7 (- или М6?) на лафете М49, три 12,7-мм пулемета М2HB, три 7,62-мм пулемета М1919A4. В укладке два пистолета-пулемета Thompson M1928A1. Боекомплект: 75 выстрелов для 76,2-мм пушки, 202 выстрелов для 37-мм пушки, 6900 патронов калибра 12,7 мм, 5500 патронов калибра 7,62 мм, 1200 патронов калибра 11,43 мм, 24 ручные гранаты. Двигатель Wright G-200, 9-ти цилиндровый, карбюраторный, радиальный, воздушного охлаждения, мощностью 825/960 л.с. при 2300 об/мин, рабочий объем 29 874 см³. Запас топлива 2168 литров. Трансмиссия Timken с гидротрансформатором Twin Disc Т-16001 (2 передачи вперед и 1 назад), управляемый дифференциал. Ходовая часть (на один борт): 8 опорных катков на каждый борт, сблокированных попарно в четыре тележки, 4 поддерживающих ролика, ведущие колесо заднего расположения, передние направляющие колеса, гусеница из 99 стальных траков шириной 654 мм и шагом 152,4 мм. На танке имелась 24-вольтная электрическая система, генератор которой работал от мощности, передаваемой двигателем. Также устанавливался дополнительный генератор. В кормовой части башни предусматривалась установка радиостанции типа SCR 508, 528 или 538 со штыревой антенной. Командир использовал вторую радиостанцию SCR 506, находившуюся с правого борта боевого отделения.

    Максимальная скорость 35,4 км/ч (указывают также 32 км/ч). Запас хода по шоссе 161 км. Преодолеваемые препятствия: уклон 60%, угол подъема 30°, высота стенки 0,914 м, глубина брода 1,219 м, ширина рва 3,353 м.

     Модернизированную машину 13 апреля 1942 года приняли на вооружение под индексом Heavy Tank M6. Ю. Пашолок указывает, что машину стандартизировали 14 апреля 1942г.

   13 апреля 1942г. требования к тактико-техническим характеристикам танков семейства Heavy T1 вновь скорректировали, приблизив их к Heavy Tank T1E2. Теперь их боевая масса оценивалась в 60 коротких тонн (около 54 метрических тонн). В качестве основного вооружения теперь предполагалось использовать спарку из 76-мм пушки T12 и 37-мм пушки M6, получавших вертикальный стабилизатор. Количество пулеметов Browning M1919 в корпусе сокращалось до одного. Толщина лба корпуса увеличивалась до 127 мм, а максимальная скорость танка снижалась до 37 км/ч.

   Очевидный прогресс с Т1Е2 не отменил усилия по разработке Т1Е1 с электромеханической трансмиссией от General Electric. (Рис.12)

 

Рис.12 - Принципиальная схема электротрансмиссии танка Heavy Т1Е1.

 

    Мотор танка блокировался с генератором. (Рис.13)

 

Единый комплекс мотора и генератора.

 

Силовой блок с трансмиссией в разрезе танка.

Рис.13 – Силовая установка и электротрансмиссия на танке Heavy Т1Е1.

 

    В октябре 1941 года появилась еще одна задача - установить электрический привод поворота башни на T1E1. Тогда же General Electric запросили посчитать, сможет ли она выпускать 50 комплектов трансмиссии ежемесячно. В декабре 1941 отдали команду на изготовления комплекта деталей для опытного T1E1. Работы по машине форсировали в январе 1942 года. Трансмиссию уже изготовили и проводили ее тесты, также активно пошли работы по комплектации T1E1 агрегатами. Согласно данным от 31 января, готовность танка к испытаниям ожидалась к 27 февраля.

   Вероятнее всего, первый образец Heavy Tank T1E1 был готов к середине апреля 1942 года.

Машина вышла на испытания без смотровых приборов, вооружения и части деталей башни.

   21 апреля 1942г. Т1Е1 осмотрел Барнс, которого, главным образом, интересовала работа

электромеханической трансмиссии. Управление машины оказалось простым для тяжелой машины. На следующий день с General Electric заключили контракт на выпуск серийных электромеханических трансмиссий, ценой 35180 долларов каждая.

    К 1 мая 1942 года T1E1 ожидали на Абердинском полигоне, но машина прибыла туда 28 мая. Машину доставили на полигон в виде полуфабриката с не вполне сформированной башней, без вооружения, а в лобовой проекции она не имела полного бронирования – напротив мест водителя и его помощника установлены ветровые стекла! Строго говоря, такой объект не являлся танком (отсутствие полного бронирования), это – испытательный стенд. (Рис.14)

 

Рис.14 – Т1Е1 на Абердинском полигоне 30 мая 1942г.

 

   В финальном варианте боевая масса Heavy Tank T1E1 составила 57600 кг, что сопоставимо с массой Heavy Tank T1E2. Снаружи T1E1 можно было отличить от T1E2 (M6) в проекциях сзади и сверху. Кожух трансмиссионного блока стал массивнее, также отличалась надмоторная плита. (Рис.15)

 

Рис.15 – Кормовая часть Т1Е1.

 

   Главные отличия находились внутри. Место водителя было проще, чем на Heavy Tank T1E2. Вместо кучи рычагов гораздо более простая система управления. Интересной опцией смотрелась возможность управлять танком снаружи – через выносной пульт. (Рис.16)

 

Рис.16 – Демонстратор с выносным пультом управления танком.

 

    Пишут, что на последующих танках с электромеханической трансмиссией пульт сохранили.

   Испытания Heavy Tank T1E1 на Абердинском полигоне вызвали положительные отзывы. Вспоминают, что танк лично водил генерал Барнс. 15 июня 1942 года генерал-майор Якоб Деверс, командующий Бронетанковыми Силами, заявил следующее: «это лучшая работа, которую я когда-либо видел». Также он посоветовал запустить работы по электромеханической трансмиссии для легких и средних танков. Заинтересовалась разработкой General Electric и английская сторона.

   В ходе показа 24 июня 1942 года танк показал маневренность, сравнимую с легким танком. Скорость оказалась чуть ниже требований - 32 км/ч. После 800 км пробега у танка сломалось ведущее колесо. Эти «побочные» явления не смогли испортить мнение о машине.

   В конце августа 1942 года прозвучала идея стандартизировать Heavy Tank T1E1 как Heavy Tank M6A2. Однако Комитет по Вооружениям 8 октября 1942 года сохранил ограниченную стандартизацию. По другой версии, Т1Е1 был стандартизирован как М6А2 12 августа, но был рекомендован к мелкосерийному производству (документ ОСМ 18984). Под «мелкосерийное производство» М6А2 до конца 1942г. заказали 27 систем электрической трансмиссии, как на Т1Е1. Производителем этой модификации тяжелого танка также выступал Baldwin Locomotive Works.

   В начале декабря 1942г. на Абердинский полигон прибыл второй, серийный или пилотный серийный образец Т1Е1. На этой машине, видимо, воплотились некоторые рекомендации, которые были высказаны после официальной презентация Heavy Tank T1E2 в декабре 1941г. На машине с башни была удалена командирская башенка, на её месте появился круглый двухстворчатый люк, конструкцию которого позаимствовали от среднего танка М4.  Поворотное кольцо люка позволяло устанавливать 7,62-мм или 12,7-мм зенитные пулеметы, в зависимости от текущих требования заказчика. На крыше башни появился колпак вентилятора, а в корме антенный порт. Не стало крупнокалиберного пулемета в задней стенке башни, что позволило высвободить место для экипажа. Кормовая пистолетная амбразура была сдвинута к правому борту. Заряжающий получил смотровой перископический прибор кругового обзора. Несколько изменилась неподвижная бронировка орудийной установки. (Рис.17)

 

Рис.17 – Серийный Т1Е1, хотя на фото танк указан, как М6А2.

 

    Пока развивались работы по Т1Е1 претерпевала изменения программа танков Heavy T1 в целом. 13 апреля 1942г. помимо Т1Е2, которой стандартизировали как М6, также стандартизировали его вариант со сварным корпусом Т1Е3 как М6А1. Стандартизация этих модификаций была подтверждена 26-го (по другим данным, 16-го) мая. 11 июля отменили разработку вариантов Heavy Tank T1 и Т1Е4 (документ ОСМ 18352).

   22 октября 1942 года прошло совещание, на котором обсуждалось изменение вооружения танка. Предлагалось убрать спаренную пушку калибра 37 мм и поставить вместо нее пулемет Browning M1919. Также предлагалось убрать два курсовых пулемета Browning M2HB.

   5 ноября 1942г. утвердили производственную программу строительства тяжелых танков типа М6. К тому времени в программе сохранялись три варианта: М6, М6А1 и Т1Е1 он же М6А2. Основным производителем танков М6, М6А1, Т1Е1/М6А2 являлась компания Baldwin Locomotive Works, в помощь ей для производства варианта М6А1 выделялись мощности Fishing Body Division (GM). Пишут, что первоначальный заказ на тяжелые танки составлял 1084 штуки (-?), но теперь его урезали до 230 единиц. Предварительные расчеты, подтвержденные Службой Снабжения (Services of Support), поведенные еще в сентябре, показывали возможность поставки 50 М6 и 65 М6А1 для Великобритании, а также 115 Т1Е1/М6А2 для армии США.

   При подготовке к серийному производству в конструкцию танков внесли некоторые запланированные изменения. Спаренное 37-мм орудие не убрали, но зенитный пулемет Browning M2HB окончательно исчез из кормовой части башни. Убрали и командирскую башенку вместе с пулеметом, заменив её на башенный люк с Medium Tank M4. В случае необходимости на кольце люка мог крепиться зенитный пулемет Browning M2HB. Небольшие изменения претерпела башня. Пишут, что число курсовых пулеметов M1919A4 снизили до 1 (амбразура левого пулемета осталась, но пулемет был изъят), однако, кажется, что изменение коснулось не все танки, поэтому в ТТХ серийных танков Т1/М6 указывают наличие 2-х пулеметов M1919A4 и двух крупнокалиберных пулеметов Browning M2HB. Также по итогам испытаний несколько переделали и корпус. Изменились люки водителя и его помощника - створки люков стали изготовляться круглой формы, из одной части, а не из двух.  Переделали и смотровые лючки водителя. Кроме того, у части серийных M6 на корме появились большие ящики ЗИП. Серийные танки получили траки T31, имевшие более развитые грунтозацепы.    

     Масса серийного Heavy Tank M6 составила 57380 кг, а M6A1 - 57290 кг. (Рис.18, Рис.19)

 

 

http://aviarmor.net/tww2/photo/usa/heavy_m6/t1e1_s1.jpg

Рис.18 – Общий вид серийных тяжелых танков типа Т1/М6.

 

Рис.19 – Данные по бронированию серийных Т1/М6.

 

     Серийное производство M6 и T1E1 началось практически одновременно. К началу декабря (или в начале декабря) 1942 года были готовы первые машины. (Рис.20, Рис.21)

 

Рис.20 – Серийный М6, фото августа 1943г.

 

 

Рис.21 – Серийный Т1Е1/М6А2.

 

    Первые серийные образцы М6 и М6А1 прибыли для тестирования на Абердинский полигон 16-го января и 9-го марта 1943 года соответственно. Испытания длились до 26-го апреля, после чего обе машины вернули изготовителю. Пишут, что по результатам этих испытаний была проведена доработка башни и корпуса.

    Начало серийного производства тяжелых танков типа Т1/М6 совпало с первым боевым опытом, полученным американскими танкистами в Северной Африке. Проанализировав первый месяц реальных боевых действий в Северной Африке, генерал Джейкоб Дэверс в своём докладе от 7-го декабря 1942г. указывал, что танки типа М6, в силу большой массы, будут иметь ограниченное тактическое использование. В условиях реальных боевых действий два средних танка часто могли быть эффективнее, чем один тяжелый. Кроме того, почти 60-тонную боевую машину было сложно перевозить по железным дорогам, а её средняя скорость была ниже скорости движения других танков и машин. Как будто, в этом документе делался вывод, что Бронетанковым силам тяжелые танки не требовались. В некоторых источниках трактуют ситуацию таким образом, что 7 декабря 1942 года последовало распоряжение AGF, по которому Бронетанковым Силам больше не требовались тяжелые танки. (Рис.22)

 

Рис.22 – Чем ни аргументы «за»?

 

    Под напором таких аргументов Служба Снабжения аннулировала контракт, но танки все же продолжили строить в минимальных объемах (- возможно, следовало израсходовать уже готовый запас агрегатов?). (Рис.23, Рис.24)

 

 

Рис.23 – Первый танк М6А1 на Абердинском полигоне, март 1943г. Едва ли ни единственный тяжелый танк, построенный на Fisher Body.

 

Рис.24 – М6А1.

 

   25 марта 1943 года было окончательно утверждено количество производимых танков: 20 шт. T1E1/М6А2, 12 шт. M6A1 и 8 шт. Heavy Tank M6.

   Последний T1E1 покинул Baldwin Locomotive Works в феврале 1944 года. В общей сложности было построено 43 тяжелых танка семейства T1, включая прототипы. (Рис.25)

 

Рис.25 – Произведенные тяжелые танки Т1/М6.

 

   Основную часть построенных танков в 1943г. отправили на войсковые испытания в Форт-Нокс. Здесь для испытаний тяжелых танков сформировали отдельную танковую роту. (Рис.26)

 

Один из первых танков серийныйх Heavy Tank M6, прибывших в Форт-Нокс на испытания.

 

 

Рис.26 – Галерея тяжелых танков Т1/М6 в Форт-Нокс.

 

     Испытания продолжались до июля 1943 года. Увы, военные составили неблагоприятный отчет на тяжелые танки. Танкисты отмечали, что вооружение танков Т1/М6 не соответствовало размерам и боевой массе машин. Это весьма справедливое замечание. Пишут, что и сами разработчики уже 10 декабря 1942г. поднимали вопрос о необходимости вооружения тяжелого танка 90-мм орудием. Имелись претензии к рабочим местам экипажа (Рис.27), системам наводки и к коробке передач Timken.

 

Рис.27 – Место водителя – бросается в глаза обилие разнообразных рычагов и иных органов управления.

 

    Имелись жалобы на плохую вентиляцию. Общий вердикт был следующим – требуется полная переделка корпуса, боевого отделения и трансмиссии.

   2 августа 1943г. сухопутные силы (AGF) добились заморозки программы тяжелых танков Т1/М6, хотя к тому времени имелся успешный опыт размещения в башне тяжелого танка более могущественного 90-ммм орудия. К 10 марта 1943 года 90-мм орудие установили на испытательный стенд Т1Е1. 90-мм пушка легко поместилась в башне, при этом спаренная 37-мм пушка сохранилась. (Рис.28)

 

Рис.28 - Heavy Tank T1E1 с 90-мм пушкой.

 

     14 декабря 1944г. приказом OCM 26039 танки М6, М6А1 и Т1Е1 классифицировались как устаревшие. За исключением первого опытного образца Т1Е1 все остальные машины пошли на переплавку. Вот тут возникает вопрос, о каком опытном образце Т1Е1 идет речь. Как правило, пишут, что до нашего времени дошел первый пилот Т1Е1. Первый пилот Т1Е1 имел особенность – наличие ветровых стекол для водителя и его помощника в лобовом элементе корпуса. (Рис.29)  

 

Рис.29 – Пилотный Т1Е1 в финальном варианте.

 

   В то же время представленный в экспозиции Ordnance Museum в Абердине, США (нынче танк находится в Форт-Ли) образец Т1Е1 имеет вполне нормальное бронирование в лобовой части корпуса. Вероятно, сохранившийся Т1Е1 является вторым опытным/первым серийным или пилотным серийным экземпляром. (Рис.30) 

 

На Абердинском полигоне на приколе.

Рис.30 – Вид Т1Е1 в экспозиции Ordnance Museum в Абердине и современное состояние.

 

   С конструкцией Т1/М6 летом 1943г. в общих чертах ознакомилась советская делегация – демонстрационная машина была частично разобрана. Отмечалось, что американские тяжёлые танки имеют наиболее приемлемый силуэт среди американских боевых машин. Впрочем, машина, по мнению советских инженеров, все же получилась избыточно высокой. Специалисты обратили внимание на низкое давление на грунт и на систему трансмиссии с использованием гидротрансформатора. В целом советской стороной M6 был оценен как боевая машина, стоящая на одном уровне с отечественными танками аналогичного класса, но имевшая недоработки.

   Департамент вооружений в ноябре 1943 года предложил британскому Военному министерству 2 машины Heavy Tank M6, но танки не покинули США.

   Американский гигант привлек внимание японских шпионов, которым удалось собрать несколько преувеличенные сведения о потенциальном тяжелом противнике. (Рис.31)

 

Рис.31 – Японский рисунок американского тяжелого танка типа Т1/М6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru