Heavy Assault Tank T14

 

 

Heavy Assault Tank T14

США

Тяжелый танк

масса

42,6/47 т

вооружение

 

75-мм орудие

2 пулемета

экипаж

5 чел.

мощность силовой установки

520 л.с.

проект

1942г., APG

выпускался

1943г., American Locomotive Company

2 шт. (опытные)

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     По одной из версий, история совместной американо-британской разработки типа тяжелого штурмового танка восходит к марту 1941г. Саму идею такой машины инициировали британцы. Помимо сильного бронирования штурмовую машину предстояло оснастить мощным вооружением. Американцы, несмотря на продвижение по теме Heavy Tank T1, также высказали заинтересованность. Чтобы консолидировать усилия 30-го марта 1941 года состоялось совместное заседание представителей начальника Управления вооружений, Абердинского полигона и Британской танковой миссии. Стороны договорились, что каждая из них соберёт по одному прототипу, но решение осталось на бумаге.  К обсуждению темы стороны вернулись в сентябре 1941г. во время посещения Великобритании американской миссии Артиллерийской Технической Службы, АТС (- вероятно, US Ordnance Technical Committee). Американская делегация была направлена с целью с целью ознакомления с опытом использования танков в боевых условиях и оценки поставляемой по ленд-лизу техники. Во время встреч с британцами вновь обсуждалась тема «штурмового танка», оснащенного мощным противоснарядным бронированием и пушкой калибра не менее 75 мм. И снова было достигнуто понимание в этом вопросе.

   В декабре 1941г. АТС (- US Ordnance Technical Committee?) приступила к исследованиям в направлении создания тяжелого штурмового танка, соответствующего британским требованиям. Помимо сильного бронирования, толщиной 75-100 мм, танк должен был оснащаться 75-мм пушкой М3 или 6-фунтовой британской пушкой. Чтобы ускорить постройку прототипов и последующее серийное производство предлагалось максимально использовать узлы и агрегаты от среднего танка M4 и танковый двигатель Ford.

   Разработку чертежей пилотной модели танка, обозначенного как Assault Tank T14, а также постройку деревянного макета, поручили специалистам Абердинского полигона. Рассмотрение предварительного проекта прошло без задержек и в скором времени фирме American Locomotive Company было поручено доработать конструкцию танка, а также изготовить две опытные машины.

   В марте 1942 года в США прибыла очередная британская военная миссия, которой предстояло не только решить проблему поставок техники, но и определиться с вопросом создания нового штурмового танка. Британцы договорились с АТС (-?) о поставке 8500 танков Т14, сборка которых должна была производится в США.

   По другой версии, историческое совещание представителей Британской танковой миссии, Абердинского полигона и Комитета по вооружениям, состоялось не 30 марта 1941г., а 30 марта 1942г. В ходе него приняли окончательное решение по вопросу разработки штурмового танка на базе Medium M4По спецификации максимальная скорость машины составляла 24 мили в час (около 38,5 км/ч), а требования по защите подразумевали рост боевой массы примерно на 15 т. Одним словом, требовалось серьёзно переработать базу Medium Tank M4. Разработка танка была возложена на сотрудников Абердинского полигона. В мае 1942 года Комитет по вооружениям присвоил данной разработке индекс Assault Tank T14 (пишут также, что первоначально проект имел обозначение Assault Tank M4 и только 15 сентября 1942г. появилось новое название Assault Tank T14). Тогда, в мае 1942 года, речь шла о потенциальной поставке по ленд-лизу 8500 таких танков. При этом американские военные смотрели на подобный танк со скепсисом – по их мнению, такая машина армии США была не нужна. Таким образом, Assault Tank T14 создавался исключительно для британских союзников.

    На мой взгляд, более логичнее выглядит второй вариант истории с оформлением темы Assault Tank T14 в начале 1942г. В целом, программа Heavy Assault Tank – это британская программа. Окончательно со спецификацией по этой теме британцы определились в декабре 1941г., и в 1942-1943гг. в Британии также разрабатывались опытные образцы таких танков - А33 Excelsior. (Рис.1)

 

Рис.1 – Первый образец А33 Excelsior, построен в ноябре 1943г.

 

    Однако возможно, что какие-то предварительные обсуждения сторонами проекта тяжелого штурмового танка могли иметь место и в 1941г., но, вероятно, что в 1941г. разговоры велись, главным образом, относительно американского тяжелого танка Heavy Tank T1. Встречается например, что 22 августа 1941 года, британцы предложили установить - внимание: в английскую версию Heavy Tank Т1 свою 17-фунтовую пушку. В американских документах это предложение фиксируется 17 февраля 1942 года.

    Танк проектировался так, чтобы иметь максимально возможное количество общих частей с M4. Однако увеличение боевой массы означало, что в прежнем виде ходовая часть Medium Tank M4 использоваться не может. Не подходил в чистом виде и ни один из имевшихся двигателей, поскольку требовалась не только броня, но и подвижность. Эскизный проект (иногда указывают, деревяный макет) Assault Tank T14 был подготовлен Абердинским полигоном в июне (по другим данным, в июле) 1942 года. (Рис.2)

 

Рис.2 – Боковая проекция Assault Tank T14.

 

    Исходный вариант машины предполагал подвеску с листовыми рессорами, сами тележки напоминали таковые на Medium Tank M4. Наиболее подходящим двигателем посчитали Ford GAA, который ставился на Medium Tank M4A3. Впрочем, его мощности было недостаточно, поэтому предлагалось использовать форсированный до 520 л.с. 8-цилиндровый вариант, получивший обозначение Ford GAZ (или Ford GAN). В дальнейшем предполагалось заменить мотор на Ford V12 (на тот момент таких моторов не было). Трансмиссия оставалась от M4, но её переделывали под более высокую мощность двигателя и бо́льшую боевую массу машины. Существенно изменялся корпус и башня. Корпус T14 получился длиннее, ниже и шире. Фактически это был новый танк на базе агрегатов Medium Tank M4. Усиление брони осуществлялось за счёт рациональных углов наклона брони. Оставив толщину верхнего лобового листа корпуса той же, что и у обычного M4 (51 мм), угол вертикального наклона увеличили до 60° от вертикали. Самым толстым местом передней части корпуса стал кожух трансмиссионного блока – 102 мм. Верхние бортовые листы толщиной 50,8 мм наклонили на 30° от вертикали, нижние бортовые бронелисты имели толщину 63,5 мм. Кроме того, подвеска и верхняя половина ходовой части закрывались 12,7-мм бронещитами, образовывавшими сплошной фальшборт. Толщина кормы составляла 51 мм. Крыша, днище корпуса – 19 мм.  Заметно изменилась башня. При сохранении диаметра башенного погона Medium M4 (1752,6 мм), башня у T14 стала крупнее. Это явилось следствием как усиления защиты, так и некоторой неопределённости с вооружением. Толщина бронирования башни варьировала в зависимости от угла наклона стенок - лобовая часть (имевшая наклон 30°) была толщиной всего 76,2 мм (что соответствовало 133 мм брони без наклона, поэтому в некоторых источниках толщину брони лба башни указывают в 133 мм), а бортовая и кормовая броня башни составляла 101,6 мм. Первоначально башня T14 проектировалась с возможностью установки либо американской 75-мм пушки M3, либо британской 6-фунтовой пушки QF (57 мм). Уже в июле 1942 года APG было поручено изучить компоновочные чертежи установки в танк 105-мм гаубицы. Кроме того, среди потенциальных вариантов вооружения рассматривалось и 90-мм орудие с зенитной баллистикой. Дальше проектов идеи альтернативных орудий для T14 не продвинулись, тем не менее, башню сделали крупнее, что также способствовало росту боевой массы машины.

   В июне (или июле) 1942г. в качестве подрядчика по выпуску машины выбрали компанию American Locomotive Company – основной профиль компании в мирное время производство паровозов, но во время войны на мощностях ALCo был организован выпуск танков Medium Tank M4A2. На производителей ложилась доработка проекта. По ходу разработки конструкция машины менялась, окончательно T14 утвердили в апреле 1943 года. За минувшее время изменилась ходовая часть – опорные катки, подвеску тележек с горизонтальной пружиной (HVSS) и траки позаимствовали у Heavy Tank T1. (Рис.3)

 

Рис.3 – Подвеска тележки на горизонтальных элементах (система HVSS).

 

    Вместо курсового пулемёта Browning M2HB взяли M1919A4, при этом пулемёт оснастили прицелом, который не ставили на американские танки. Зенитный пулемёт изменили на Browning M1919A4. Также изменилась технология изготовления корпусов – опытные экземпляры получали сварные корпуса, в то время как серийные машины должны были получать литые.

    У компании ALCo заказали два опытных образца со сварными корпусами.

    Ввиду различных правок, вносившихся в проект T14, к выпуску пилотных образцов ALCo смог приступить лишь ближе к началу лета 1943 года. Первый опытный образец Assault Tank T14 был готов к 10 июня, а 29 июля 1943 года первенец привезли на Абердинский полигон. (Рис.4)

 

Рис.4 - Опытный образец Assault Tank T14.

 

   Боевая масса Assault Tank T14 составила чуть больше 42,6 т, по другим данным – 47000 кг. Габаритные размеры: длина 6197 мм, ширина 2773 мм, высота 3218 мм. Приводят и немного другие габариты T14: длина 6,2 м, ширина 3,2 м, высота 3 м. Экипаж 5 чел.: водитель, наводчик, заряжающий, командир, помощник водителя. Компоновка корпуса была традиционной для американских танков. Спереди размещалась трансмиссия, в которой использовалась силовая передача от танка М4 (передаточное число увеличили с 2.84:1 до 3.57:1). Далее располагалось отделение управление. Слева находилось места водителя, а справа – место его помощника, который также обслуживал курсовой пулемет. В средней части корпуса находилось боевое отделение, на крыше которого устанавливалась трехместная литая башня, оснащенная небольшой командирской башенкой. Моторный отсек находился в кормовой части корпуса. Здесь устанавливался бензиновый, жидкостного охлаждения двигатель Ford GAZ (по другой версии, Ford GAN) V8 мощностью 520 л.с. (указывают также 720 л.с.), форсированная версия Ford GAV. (Рис.5)

 

Рис.5 - Мотор Ford GAZ.

 

    Удельная мощность машины составила 12,2 л.с./т. Топливные баки емкостью 205 галлонов. Основное вооружение - американское 75-мм орудие М3 на лафете М34А1. В единой маске с пушкой устанавливался башенный пулемет Browning M1919A4 калибра 7,62-мм, а справа в лобовом листе корпуса устанавливался 12,7-мм пулемет Browning M2HB с телескопическим прицелом, хотя вместе с ним устанавливался адаптер для М1919А4. Боезапас 90 снарядов калибра 75 мм (указывают также только 50 75-мм выстрелов) и 9000 патронов винтовочного калибра. Также в крыше башни разместился английский 51-мм казнозарядный миномёт (боезапас – 12 мин). Также предполагалось наличие зенитного пулемета, но заказчик долгое время не мог решить, какой калибр для этого подойдет более всего. В первом варианте это был М2НВ, но в скором времени его заменили на М1919А4. Через некоторое время решили вновь вернуться к 12,7-мм пулемету, обладавшему большей массой секундного залпа. В ходовой части на борт шесть опорных катков диаметром 457,2 мм, сблокированных попарно в три тележки. Ведущие колеса размещались спереди, направляющие – сзади. Верхнюю гусеничную ветвь поддерживали четыре ролика. Использовалась гусеница от тяжелого танка Т1Е1, ширина которой составляла 654 мм.  Поскольку танк создавался для англичан, то и радиооборудование у него было английским. На машине стояла Wireless Set №19, типичная английская танковая радиостанция военного периода.

   Максимальная скорость 40,23 км/ч, запас хода по шоссе 161 км. Максимальный подъем по уклону в 60 % был достигнут при высоте вертикального препятствия 24 дюйма (609 мм). Assault Tank T14 мог преодолеть траншею 9 футов (2743 мм), глубину брода 36 дюймов (914 мм).

   После прохождения заводских испытаний первый опытный образец Assault Tank T14 (регистрационный номер 3062372) прибыл на Абердинский полигон (29 июля 1943 года). К тому моменту машина уже проехала 160 или 172 км. Второй образец прибыл 26 августа (или 10 августа), к тому моменту машина накатала 133 км.

  По прибытии обе машины были подвергнуты тщательной технической инспекции. На Т14 №1 обнаружили поломку крепления крышки над распределительным валом с левой стороны, в результате чего потребовалась его замена. Технический осмотр Т14 №2 выявил трещины в выпускном коллекторе двигателя, что также потребовало срочного ремонта. В остальном полигонная комиссия признала, что оба прототипа Т14 находится в хорошем техническом состоянии.

   В литературе встречаются несколько противоречивые данные относительно испытаний танков Т14.

    На Абердинском полигоне, по состоянию на октябрь 1943г., первая машина прошла 562 км дистанции (по другим данным, 671 км), а вторая – 770 км (по другим данным, 407 км). В ходе испытаний танки развили максимальную скорость в 38,5 км/ч (на бетонном шоссе). Как только машина покидала шоссе, начинались проблемы, причём это касалось и моторно-трансмиссионной группы, и ходовой части. Наиболее показательными стали 14-часовые испытания, проводившиеся на пересеченном участке в Palmer Area. Примерно спустя пять часов тесты пришлось прервать из-за засорившейся системы воздухоочистки. Оказалось, что заслонки находились в полностью открытом (оригинальном) положении, что привело к попаданию большой порции пыли. На очистку фильтров понадобилось бы около 4 часов, что привело к срыву теста. В других источниках помимо проблем с воздухоочисткой упоминают о существенных изменениях в ходовой части танка. Внешние опорные катки набегали на внешние гребни траков во время езды, что вело к повреждениям как трака, так и катка. (Рис.6)

 

Рис.6 – Деформация катков через 5 часов после движения по пересеченной местности.

 

     Испытатели решили спилить гребни, но тогда гусеницы сползали вбок, и то же самое происходило с внутренними катками и серединными гребнями. При этом процесс надевания траков оказался сложным. (Рис.7)

 

Рис.7 – Исправление слетевшего трака.

 

     Жёсткое соединение внешних и внутренних катков, как на тяжёлом танке M6, должно было исправить положение.

    При езде по пересечённой местности наблюдалось забрасывание лобовой части корпуса грязью – борясь с этой проблемой, на первом опытном образце передние брызговики переделали, установив боковую защиту от грязи.

    Вождение машины оценили как очень сложное. Проблему собирались решить путем установки кулачка новой конструкции и перемещением рычагов управления, чтобы водителю было удобнее прилагать усилия.

   Вентиляция боевого отделения оказалась такой плохой, что экипаж был вынужден покинуть машину после всего пяти выстрелов. С пушкой и пулемётами было трудно работать даже при открытых люках. Чтобы улучшить работу экипажа в башне, испытатели рекомендовали избавиться от подбашенной корзины. Также требовалось доработать боеукладки.

    Испытания были продолжены на полигоне близ Churchvllle Area. Проблем с фильтрами уже не возникало, но пройдя по пересеченной местности всего 16 миль, танк пришлось снять с испытаний в виду ненадежной работы трансмиссии, в которую также попала пыль. (Рис.8)

 

Рис.8 – Мне не удалось установить, когда одна из машин Т14 получила имя собственное Baby (название читается на борту танка на верхнем и нижнем снимках). Нижний снимок дает представление в каких «пылевых» условиях проходили испытания.

 

    Других механических поломок отмечено не было. Параллельно в Palmer Area начались испытания 500-мильным пробегом прототипа Т14 №2. Теперь предстояло ясно определить, обладает ли этот танк достаточной технической надежностью. В общей сложности удалось преодолеть 478 миль: 172 по дорогам с твердым покрытием, 45 по дорогам с гравием и остальные 126 по пересеченной местности. Поскольку оба прототипа были идентичны, Т14 №2 избежал некоторых тестов. В частности, не проводилось преодоление вертикальных препятствий. Недостатки у прототипа Т14 №2 были выявлены абсолютно те же. Была признана неудовлетворительной работа подвески и тормозной системы, а также высокая загрязняемость воздушных фильтров.

    В ходе испытаний сотрудники Абердинского полигона постоянно вносили доработки в танки. Правда, сообщают, что доработки эти были не очень крупными: улучшили крепление телескопического прицела; улучшили механизм наведения орудия; установили отдельные патронные ящики для курсового и верхнего пулемета; более оптимально расположили боекомплект; изменили расположение перископа водителя. Пишут, что все изменения производились на Т14 №1.

   По итогам испытаний, которые продолжались вплоть до 15 ноября 1943 года (по другим источникам, до 4 декабря 1943г.), Абердинский полигон дал неутешительный вердикт. По мнению испытателей, в текущем виде танк был неудачной конструкцией. Встречается более развернутое мнение испытателей о Т14: порт под пулемет в лобовой детали следует удалить, поскольку в этом месте танк абсолютно уязвим; на машине установлен очень неудобный механизм регулировки гусениц; «колеса тележки, особенно внешняя центральная часть, постоянно сильно повреждаются гусеницами при работе по пересеченной местности, в свою очередь, ломаются направляющие гусениц и теряются гайки и клинья»; на пересеченной местности постоянно наблюдается сброс гусениц; «вся система подвески неудовлетворительна и должна быть улучшена или, если возможно, заменена»; «для лучшей защиты боеприпасы следует убрать из спонсонов корпуса и разместить их ниже». Вывод: А. штурмовой танк Т14 на нынешней стадии разработки не подлежит дальнейшему рассмотрению; В. «если данное транспортное средство будет рассматриваться в дальнейшем, то изменения, указанные в приведенном выше заключении, должны быть учтены, и транспортное средство должно быть подвергнуто дальнейшим испытаниям».

   Далее пути танков разошлись.

   К концу ноября 1943г. первый прототип Т14 №1 находился на Абердинском полигоне. К тому времени он прошёл 485 миль (780 км), но простаивал из-за поломки двигателя. После ремонта T14 отправили в Форт-Нокс для 2000-мильных ходовых испытаний. К 18 января 1944 года танк прошёл всего 100 миль (160 км), за которые разрушились семь резиновых бандажей и три втулки опорных катков. Вновь проявились проблемы с гусеницами: при повороте на склоне крутизной 16° обе гусеницы слетели, сломав при этом 12 гребней и 38 траков. Испытания застопорились. К 18 марта T14 вновь ожил, но после всего 4 миль (6,4 км) испытания остановили из-за шума в моторе. При вскрытии выяснилось, что четыре шатуна полностью разрушены. Пришлось вновь прекратить испытания и отправить двигатель на завод «Форда» для капитального ремонта.

    В отчете полигонной комиссии, опубликованном 14-го апреля 1944 года, сообщается, что рвы и траншеи с деревянными стенками танк успешно преодолевал на 2-й второй передаче и, с некоторыми затруднениями, на 3-й. Танк мог преодолевать уклоны крутизной до 60%, но на аналогичных препятствиях в 30-40% можно было двигаться только на 1-й передаче. На 60% уклоне были выявлены проблемы с силовой установкой – заглохший двигатель удалось запустить только через 4 минуты и только после этого танк смог спуститься со склона. Минимальная скорость, полученная на испытаниях, составила около 1 мили в час (1,6 км/ч). До максимальной скорости 25 миль/ч (40,23 км/ч), с последовательной сменой передач с 1-й по 5-ю, танк разогнался за 34 секунды. Танк хорошо двигался по песку до тех пор, пока не совершался разворот. В этом случае наблюдалась тенденция к зарыванию в мягкий грунт. Проблемы начинались при использовании тормозной системы. На скорости 20 миль/ч (32,9 км/ч) для полной остановки танку потребовалось пройти 71 фут (21,64 метра). Было отмечено, что при торможении от водителя требуется чрезмерные усилия, а тормоза не срабатывают немедленно. Подвеска с горизонтальными пружинными рессорами работала хорошо. Распределение нагрузки на тележки опорных катков было следующим: передняя — 11,840 lbs (справа) и 12,725 lbs (слева) средняя — 15,4.95 lbs (справа) и 15,360 lbs (слева) задняя — 44,890 lbs (справа) и 45,475 lbs (слева) Система охлаждения силовой установки была признана удовлетворительной. Средняя температура при работающем двигателе составляла 94-96° по Фаренгейту, хотя при 2200-2400 об/мин она поднималась до 143° по Фаренгейту. На огневых испытаниях Т14 №1 сделал 60 выстрелов из 75-мм орудия и около 600 выстрелов из 7,62-мм пулемета. Стрельба проводилась из различных положений с использованием телескопического и перископического прицелов. Наилучшие результаты по точности были достигнуты, когда выстрел производился при полной остановке танка с двигателем, работающим на холостом ходу. Однако, при этом пороховые газы настолько сильно задымляли боевое отделение, что после 5 выстрелов экипажу пришлось покинуть танк. Было очевидно, что Т14 требуется оснастить вытяжным вентилятором на башне. При движении на 2-й и 3-й передачах в цель удалось положить 9 из 10 снарядов (стрельба велась с дистанции от 400 до 1000 ярдов). Нареканий не вызывали 7,62-мм пулеметы, которые на протяжении всего испытательного цикла работали безотказно.

    К 18 июня 1944 года Бронетанковый совет запросил разрешение свернуть программу испытаний Т14. Официально программу Assault Tank T14 закрыли 14 декабря 1944 года (OCM 26038).  

   В начале 1950-х Т14 №1 сдали в металлолом. (Рис.9)

 

Рис.9 – Последнее фото первого опытного образца танка Т14 (-?).

 

   Только 1 октября 1943г. британцы получили достоверную информацию о том, что собрано всего две машины Т14. К тому моменту они надеялись, что T14 — многообещающий штурмовой танк, а производство машин такого типа можно будет начать уже зимой 1944 года.

   В октябре американцы приняли решение Т14 №2 отправить в Британию. К концу ноября 1943 года он прошёл 561 милю (903 км). На нём стоял двигатель Ford GAZ последнего образца с новой двойной масляной помпой. Из-за поломок её привода на других танках американцы советовали тщательно следить за давлением масла. Поломки списали на то, что конструкция ещё не освоена в производстве. Проблему с трудным вождением не исправили, но танк готовили к отправке союзникам. Американцы сообщили, что если найдут решение для проблем с гусеницами или управлением, то немедленно вышлют детали для замены, но всё-таки советовали британцам разработать собственные варианты рычагов управления. Танк отправили в Великобританию с набором запчастей на последней неделе ноября 1943 года. Машина прибыла в Англию, вероятно, в декабре 1934г. В середине марта в Великобританию пришло 29 ящиков с запчастями для T14, включая запасной двигатель Ford GAZ.

    В начале мая 1944г. T14 №2 прибыл в Танковый конструкторский отдел в Чертси. 20 мая машину направили на гарантийные испытания в объёме 2000 миль. К 3 июня 1944 года машина прошла 309 миль (497 км). Испытания прекратились из-за поломки двигателя. Разобрав его, испытатели выяснили, что отказ произошёл из-за недостаточной смазки. Мотор заменили, но к 16 июня танк опять встал: на этот раз при восхождении на холм раскололся карданный вал. При осмотре в картере, поддоне и корпусе муфты сцепления были найдены трещины. Со столь серьёзными поломками испытания остановились надолго. К 31 июля в британском Танковом конструкторском отделе разобрались, почему отказал первый двигатель: утечка масла произошла из-за растрескивания маслопровода. В докладе рекомендовалось впредь использовать гибкие трубки, но решение было скорее теоретическим. К 8 июля 1944г. танк пропал из еженедельных сводок полигона. Машина упоминалась ещё один раз только 30 декабря 1944 года, её состояние к этому времени не изменилось – т.е. она была не работоспособна.

   Танк Т14 №2, не пройдя полный цикл испытаний, отправили в Бовингтонский танковый музей. (Рис.10)

 

 

Рис.10 - Assault Tank T14 in Bovington’s Vehicle Conservation Center – Photo: The Sherman Tank Site.

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru