HMC T18

 

 

HMC T18

США

Легкий по массе танк огневой поддержки

масса

13,6/14,88 т

вооружение

75-мм орудие

2 пулемета

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

250 л.с

проект

1941г., Firestone Tire and Rubber Company

выпускался

 

1941-1942гг., Firestone Tire and Rubber Company

2 шт. опытные

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     В марте 1940г. Департамент полевой артиллерии сформулировал технические требования к САУ огневой поддержки. Машина должна была выдерживать обстрел из 37-мм пушки, по возможости, следовало установить 105-мм гаубицу. В июне 1941г.  в качестве шасси под данную тему выбрали Light M3. Проект получил обозначение Howitzer Motor Carriage T18. В октябре (или в сентябре) 1941 года Комитет по вооружению санкционировал изготовление деревянного макета HMC T18, а после его утверждения – двух опытных образцов из неброневой стали. Разработчиком и подрядчиком была определена фирма Firestone Tire and Rubber Company. Firestone являлась крупнейшим производителем шин, подобно Goodyear, но здесь также выпускались резинометаллические траки для танков, боеприпасы, противогазы, занималась компания и дирижаблестроением.

    Полноразмерный макет HMC T18 был представлен 26 декабря 1941 года. (Рис.1)

 

 

 Рис.1 – Макетный образец HMC T18, декабрь 1941г.

 

     В базовое шасси не вносилось никаких изменений, но вот компоновка боевого отделения претерпела значительные изменения. Вместо башни появилась массивная полностью закрытая боевая рубка. Переделке подверглось отделение управления и боевое отделение – появилось единое пространство в рубке. 105-мм гаубицы в САУ не оказалось - ограничились 75-мм гаубицей Pack Howitzer M1A1 (Рис.2), которую разместили в лобовой части рубки со смещением вправо в установке М1 (в данной установке имелся перископический прицел) от танка Medium Tank M3.

 

Рис.2 – Американская 75 mm Pack Howitzer M1A1.

 

    Гаубица M1A1 могла стрелять различными снарядами, включая осколочно-фугасный снаряд M48, осколочно-фугасный противотанковый снаряд M66 (его также относят к кумулятивным снарядам) (Рис.3) и снаряд M64 с белым фосфором.

 

Рис.3 – Схема снаряда М66.

 

    Кумулятивный снаряд M66 пробивал броню толщиной не более 3,6 дюйма (91,4 мм) и, в принципе, мог успешно поражать даже тяжелобронированную бронетехнику, но при начальной скорости снаряда всего 1000 футов/с (305 м/с) было довольно сложно нацелиться на любые цели за пределами близкого расстояния.

   Пишут, что на полноразмерном макете помимо орудия, в спонсонах рубки сохранялись два пулемета, но на фотографии макетного образца пулеметы не просматриваются. Экипаж САУ составлял 3 чел. По другой версии, экипаж насчитывал 2 чел. - водитель и командир, совмещавший обязанности наводчика и заряжающего.

    После осмотра макета HMC T18 на Абердинском полигоне в конструкцию машины были внесены некоторые изменения. Количество люков в крыше рубки комиссия потребовала увеличить до двух, изменениям подвергся люк водителя. Люки должны были получать специальные упоры, поскольку помимо своих прямых функций, они также способствовали вентиляции боевого отделения. Следовало также предусмотреть в кормовой части рубки специальный люк для выемки орудия. Кроме того, пришлось переместить некоторые детали внутри машины.

    Опытный образец HMC T18 (некоторые указывают, что строился на базе варианта М3А1) оказался на Абердинском полигоне 7 мая 1942 года. (Рис.4)

 

 

На этом фото хорошо виден один пулемет в боковом спонсоне рубки.

 

Рис.4 – HMC T18.

 

   Боевая масса составляла 13608 кг или 14,88 т. Габариты: длина – 4530 мм, ширина 2240 мм, высота 2160 мм. Литая рубка имела толщину брони 51 (50,8) мм в лобовой части, 32 (31,8) мм по бортам и 25 (25,4) мм в корме. Что касается нижней части корпуса T18 HMC, то броня не изменилась по сравнению с M3. Сильно наклоненная верхняя лобовая пластина и литая нижняя лобовая пластина обеспечивали защиту 0,625 дюйма (15,9 мм) и 1,75 (44,5 мм) соответственно. Бортовая броня корпуса имела толщину 1 дюйм (25,4 мм), задняя броня -1 дюйм (25,4 мм). Толщина брони днища варьировала от 0,5 дюйма (12,7 мм) в передней части танка до всего 0,375 дюйма (9,53 мм) в задней части. Экипаж 3 чел.: водитель, наводчик и командир-заряжающий. Для входа и выхода экипажа из машины предусматривались два люка в крыше. Вооружение 75-мм гаубица. В источниках, как правило, указывают 2 пулемета М1919А4 калибра .30, которые неподвижно размещались в спонсонах рубки. Боекомплект 42 выстрела и 3900 патронов под пулеметы (допускают также, что в боекомплекте могло быть 4900 патронов к пулеметам). Двигатель Continental W-670-9A, карбюраторный, 7-цилинжровый, воздушного охлаждения, мощностью 250 л.с. Трансмиссия и ходовая часть, как на серийных танках Light M3.

   В ходе испытаний машина показала максимальную скорость в 56 км/ч. Запас хода по шоссе указывают в 160 км.

    Машина вызвала ряд нареканий. Во-первых, обращал на себя внимание явный перегруз носовой части - машина наклонена вперед. Неподвижная, закрытая сверху рубка ухудшала вентиляцию, обзорность и маневренность огня – сектор обстрела по горизонту составлял 30° (по 15° в обе стороны) и от 20° до -5° по вертикали. Боевое отделение оказалось очень тесным, а вкупе с крайне неудобным местом наводчика (для него почти не было места, он фактически сидел на плече у водителя) скорострельность орудия не превышала выше 6 выстр./мин. Отмечалась очень дурная обзорность из машины. Единственным источником обзора для водителя являлся одинокий перископ, обращенный вперед, что серьезно ограничивало его способность оценивать окружающую обстановку во время вождения. У машины не было ни пистолетных иллюминаторов, через которые можно было бы выглядывать, ни командирской башенки. Единственным источником ценной информации об обстановке во время боя был прицел наводчика, который мог перемещаться только на столько, на сколько позволяло орудие. У командира-заряжающего вообще не было источника наблюдения!

    В апреле 1942 года программу HMC T18 было решено прекратить (- поучается, еще проведения испытаний в мае на Абердинском полигоне?). Прототипы ещё несколько лет находились в Абердине, пока в 1947 году их не разобрали. (Рис.5)

 

Рис.5 – Один из прототипов Т18 в феврале 1947г.

 

    Есть соблазн отнести HMC T18 к танкам огневой поддержки. Аргументами «за» выступают полностью закрытый броней корпус машины и толстое бронирование машины, которое позволят думать, что HMC T18 допускалось применять непосредственно на поле боя. Аргументами «против» являются – факт заказа проекта для нужд полевой артиллерии (что предполагает артиллерийскую тактику ведения огня с закрытых позиций) и специфические функции членов экипажа, если принять, что экипаж машины составлял всего 2 чел., а в таком случае машина вряд ли могла вести огонь на ходу. Косвенным аргументом в пользу близости HMC T18 к САУ также выступает основное вооружение – 75-мм гаубица, но только косвенным, поскольку в танках 1920-1940гг. также могли устанавливаться гаубицы и такие танки, как правило, относили к танкам огневой поддержки. Некоторые авторы высказывают такое мнение относительно боевых способностей этой машины: «Благодаря своему вооружению T18 HMC мог эффективно сражаться как штурмовое орудие прямой наводки, нейтрализуя пехоту с помощью пулеметов, разрушая препятствия с помощью фугасных взрывчатых веществ и даже сражаясь с танками с помощью кумулятивного снаряда». Практически, это описание действий танка на поле боя.

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru