Combat Car M2/ Light Tank M1A2

 

 

Combat Car M2/ Light Tank M1A2

США

Легкий танк

масса

11,45/11,6 т

вооружение

3 пулемета

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

220/250 л.с.

выпускался

1940г., Rock Island Arsenal (?)

34 шт.

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

    В 1940г. появилась последняя серийная модификация кавалерийского танка Combat Car M1, получившая обозначение Combat Car M2. В значительной степени корпус кавалерийского танка был близок Light Tank M2A4 (Рис.1).

 

Рис.1 - Light Tank M2A4.

 

     В ходовой части было применено нововведение, опробованное на экспериментальном шасси Combat Car T5E3 и танке Light Tank T6. В целях уменьшения продольного раскачивания машины конструкторы увеличили в размерах ленивцы и опустили их до уровня грунта. Ленивцы крепились на рычаге, который получил подвеску в виде буферной пружины. В результате длина опорной поверхности танка выросла до 2970 мм (по сравнению с Combat Car M1), а с ней увеличилась продольная устойчивость. При этом удельное давление на грунт осталось таким же - 0,66 кг/см2. В ходовую также добавили третий поддерживающий ролик. Упоминается также, что на танке изменили расположение вала трансмиссии (увы, подробности последствий этого изменения не приводятся), который ранее делил боевое отделение на две части и переделали смотровые приборы башни. (Рис.2)

 

 

Рис.2 - Combat Car M2. Судя по воздушным фильтрам и трубам, идущим к ним, похоже, что на всех фото запечатлены танки с дизельными двигателями.

 

   Масса составила 11 450 кг, по другим данным – 11 600 кг. Габариты машины, вероятно, не претерпели существенных изменений по сравнению с Combat Car M1 и Combat Car M1А1: длина – 4140 мм, ширина 2390 мм, высота 2360 мм, клиренс 380 мм. Указывают, что бронирования машины не увеличилось по сравнению с предыдущей модификацией Combat Car M1А1 – т.е. максимально составляло 16 мм. Скачок массы с 8,5 т до 11,4/11,6 т объясняют появлением более крупной башни (Рис.3) – впрочем, сравнительных размеров башен не приводится.

 

Рис.3 – Башня Combat Car M2.

 

    Все же не исключено, что масса машины могла увеличиться за счет усиления бронирования до 25,4 мм, как на Light Tank M2A4.

   Состав вооружения – один крупнокалиберный пулемет, плюс один пулемет винтовочного калибра в башне, еще один курсовой пулемет в корпусе и зенитный пулемет – а также экипаж в 4 человека не менялся.

   На Combat Car M2 могли ставить бензиновые двигатели Continental W-670 или дизельные Guiberson Т1020. (Рис.4)

 

Рис.4 - Combat Car M2 с дизельным двигателем. Вид сверху – с этого ракурса хорошо видны длинные трубы, идущие к воздушным фильтрам, характерные для дизельных танков.

 

   Запас хода машин с дизельными двигателями составлял 440 км.

   К моменту своего появления было очевидно, что Combat Car M2 устарел, особенно в плане отсутствия пушечного вооружения, поэтому из 292 танков, сгоряча заказанных кавалерий (пишут, что такое количество кавалерийских танков предусматривал мобилизационный план), произведено было только 34 единицы. В некоторых источниках указывают, что танки строились в Арсенале Детройта в 1940г., но это невозможно, поскольку Detroit Tank Arsenal начали строить с осени 1940г., и это предприятие назначалось на выпуск танков среднего класса. Вероятнее всего, Combat Car M2 серийно строились на Rock Island Arsenal.

   Combat Car M2 стал последним кавалерийским танком. Дальнейшее разделение танков на пехотные и кавалерийские потеряло смысл. По этой причине кавалерийские танки переквалифицировали в лёгкие - изменение случилось 22 августа 1940г. Combat Car M1 и Combat Car M1А1 стали Light Tank M1A1, а Combat Car M2 переименовали в Light Tank M1A2. Встречается и другая трактовка новых названий Combat Car M2: «Combat Car M2 с двигателями Guiberson — Light Tank M1A1, а Combat Car M2 с двигателями Continental W-670 — Light Tank M1A2». Часть танков Combat Car M2 (практически вместе со всеми Combat Car M1) оказались в распоряжении 7-й кавалерийской дивизии. Танки Combat Car М2 также отправляли в формирующиеся танковые дивизии, но, преимущественно, не в качестве боевых машин, а учебных. (Рис.5)

 

 

Рис.5 – Один из танков Combat Car M2 стал личной машиной генерала Паттона.

На цветном фото Паттон в центре.

 

    В статусе учебных Combat Car M2 использовались до 1942г. (Рис.6)

 

Рис.6 - Combat Car M2 в качестве учебной машины.

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru