Christie М1940//Christie-Bigley М1941

 

 

Christie М1940//Christie-Bigley М1941

США

Легкий по массе авиадесантный танк

масса

7-9 т

вооружение

 

75-мм орудие

или

90-мм орудие

экипаж

2 чел.

проект

1940-1941гг., United States Convertible Systems Inc.

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     Предположительно в период после суда в июле 1939г. и до начала 1941г. Кристи, испытывавший большие финансовые трудности, продал свою фирму United States Convertible Systems Inc. Уильяму Бигли (William J. Bigley). Вероятно, в дальнейшем Bigley совместно с Кристи занимался проектированием авиадесантных танков под «маркой Christie». Существует заявка на получение патента «на усовершенствованный танк», поданная Бигли 31 декабря 1941г. Из заявки следует, что усовершенствования заключаются, главным образом, в конструкции элементов ходовой части – гусеницы, способной выдерживать большие скорости. Однако в самой заявке прорисован вариант авиадесантного танка типа Christie. (Рис.1)

 

Рис.1 – Изображения из патента Бигли. Регистрационный номер заявки US47873043A.

Патент получен 11 июля 1944г.

 

   Существует информация, что в конце апреля 1941г. на Абердинском полигоне состоялись испытания авиадесантного танка типа Christie. Некоторые авторы в этой связи пишут, что испытывался танк Christie M1936 (Рис.2), но тут же следует оговорка, что машину в отчете назвали Bigley-Christie.

 

Рис.2 - Christie M1936.

 

   В ряде источников Bigley-Christie на фотографии выглядит совершенно иначе, чем Christie M1936.  Обводы корпуса машины больше похожи на рисунки из патента Bigley от 31 декабря 1941г., а полное ее название приводят как M.1941 ‘Christie-Bigley’ или Christie М1940. (Рис.3)

 

Рис.3 – Изображения M.1941 ‘Christie-Bigley’ или Christie М1940.

 

   По другой версии, Christie М1940 существовал только на бумаге, говорят, на этот вариант планировали установить 75-мм пушку.

   Пишут, что на машине M.1941 ‘Christie-Bigley предполагалось установить 90-мм безоткатное орудие, толщина брони предполагалась 12,7 мм, но на прототипе корпус был выполнен из дюралюминия, скорость 62,1 км/ч.

   Судьба этого изделия, так и не ставшего полноценным танком, выглядит туманно. Пишут, что мае 1942г. ее показали Управлению вооружений армии США в качестве базы быстроходной аэромобильной САУ GMC Т42 “Bigly”. На САУ предполагалось устанавливать в лобовом элементе 37-мм пушку, не исключалась установка кормового пулемета или даже двух бортовых пулеметов. (Рис.4)

 

Рис.4 – В качестве САУ Т42 “Bigly”.

 

   Никаких действий в этом направлении выполнено не было. По некоторым данным М1940/ M.1941 ‘Christie-Bigley’/ Т42 “Bigly” окончил свои дни в качестве тягача.

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru