Christie M1942

 

 

Christie M1942

США

Легкий по массе авиадесантный танк

масса

6-7 т

вооружение

37-мм орудие

5-6 пулеметов

экипаж

2 чел.

проект

1941г.

выпускался

1941г., United States Convertible Systems Inc.

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.

 

   22 мая 1941г. прошло совместное совещание Управления вооружений, представителей бронетанковых войск и ВВС, на котором было принято положительное решение о разработке авиадесантного танка. Проект получил обозначение Т9 Airborne Tank. Согласно одобренной спецификации, боевая масса машины такого типа должна была составлять не более 8 коротких тонн/7500 кг (без экипажа), длина – 3,5 метра, ширина – 2,13 метра, высота – 1,68 метра. Вооружение включало пушку калибра 37 мм либо 57 мм, пулемет и должно было находиться во вращающейся башне, оснащаться гироскопическим стабилизатором. Экипаж танка - 2–3 человека. Следует пояснить, что спецификация авиадесантного танка версталась под возможности военно-транспортного самолета С-54 (Рис.1), который тогда проектировался.

 

Рис.1 - Douglas C-54 Skymaster. Проектировался на базе пассажирского лайнера DC-4. Первый полет состоялся 14 февраля 1942г. Масса пустого самолета 17660 кг, максимальная взлетная масса 33000 кг. Вместимость 50 военнослужащих или 14700 кг груза (до 15 тонн груза).

 

   Впрочем, британцы оказались правы в своих выводах в том смысле, что американцы при разработке авиадесантного танка по-прежнему допускали возможность транспортировки танка под фюзеляжем самолета.

    Пишут, что военные сделали заказ на проект авиадесантного танка сразу трем разработчикам: United States Convertible Systems Inc., которая в то время формально, вероятно, принадлежала не Кристи, а Уильяму Бигли, что, впрочем, не отменят возможности участия самого Кристи в разработке; Marmon-Herrington Company, Inc. и Pontiac, одно из подразделений General Motors.

   Насчет участия в программе компании United States Convertible Systems Inc. нет полной ясности. По одной версии, бывшая компания Кристи принялась за разработку нового аэромобильного танка по заказу американских военных с июля 1941г. По другим сведениям, наоборот - в июле 1941г. армия США разорвала свои отношения с Кристи. Говорят, Кристи запросил 126 тысяч долларов на постройку опытной машины по новой спецификации. Пишут, что первый вариант Т9 от Кристи был забракован – длина машины должна была составлять 5,6 метров, более чем в полтора раза больше, чем по спецификации, плюс отсутствовала башня. В ноябре 1941г. был представлен вариант известный как Christie M1942 Light Tank. В некоторых источниках машину обозначают как Christie M1942A.  Башни опять не было - вместо неё предлагалась рубка с установленным в лобовой части макетом 37-мм пушки и крупнокалиберным пулеметом в кормовой части рубки. Дополнительно в корпусе размещалось 5 пулемётов. (Рис.2)

 

Рис.2 - Christie M1942 Light Tank.

 

    Масса машины, вероятно, 6-7 тонн. Габаритные размеры: длина 5490 мм (-?), ширина 2130 мм (-?), высота 1520 мм. Бронирование 12,7 мм. Экипаж 2 чел. Нет однозначных сведений, являлся ли этот танк машиной на колесно-гусеничном ходу. Встречается замечание, что Кристи охладел к идее колесно-гусеничного хода еще в конце 1930-х годов.

   Американские военные проигнорировали Christie M1942 Light Tank. В мае 1942 года Кристи предложил этот танк Советскому Союзу. Конструктор был готов со своими специалистами ехать хоть в СССР. Сумма контракта совпадала с запросом Кристи к американским военным – 126 тысяч долларов. Впрочем, советский генерал-майор Лебедев, которому прислали это письмо, немедленно завернул идею.

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru