CTMS-1TB1

 

 

CTMS-1TB1

США

Легкий танк

масса

11,34 т

вооружение

37-мм орудие

3 пулемета

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

174 л.с.

выпускался

1941-1942гг., Marmon-Herrington

61/194 шт.

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

    В 1941г. по заказу Корпуса морской пехоты США на фирме Marmon-Herrington построили трехместный башенный танк массой 8,2 т - CTM-3TBD (Рис.1).

 

Рис.1 - CTM-3TBD.

 

     Почти параллельно по времени к Marmon-Herrington обратились представители голландской закупочной делегации с просьбой разработать для них полноценный легкий танк с пушкой. Вполне натурально, что вариант CTM-3TBD выступил базой для разработки легкого танка под голландские требования. Появился новый вариант - CTMS-1TB1, известный также как “Dutch 3-Man Tank” (Голландский 3-местный танк). (Рис.2, Рис.3)

 

 

Рис.2 - CTMS-1TB1.

CTMS обозначает Combat Tank Medium Series.

 

 

Рис.3 - CTMS-1TB1 современный вид. Аt the New Jersey National Guard Annex in Lawrenceville, NJ. 

 

     Масса 11,34 т (13 US tons) Габариты: длина – 4216 мм, ширина – 2337 мм, высота – 2489/2450 мм, клиренс – 457 мм. Бронирование: лоб корпуса – 12,7 мм, борт и корма – 12,7 мм, крыша и днище – 6,35 мм, башня – 6,35 – 12,7 мм. Бронеплиты соединялись клепкой. Экипаж 3 чел. В качестве основного вооружения подобрали 37-мм (L44) автоматическую пушку фирмы American Armament Corporation, поскольку танковые пушки М5/М6 шли, в первую очередь, на легкие танки типа М3 и к тому же не помещались в башне этого танка. Прилагалось также 3 пулемета Colt MG38T калибра 7,62 мм – один из них спаренный с орудием. Двигатель Hercules RCLD (указывают также Hercules RLXDI), 6-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения; мощность 174 л.с. (127 кВт) при 2600 об/мин. По другой версии, на танке стоял 152-сильный мотор. Трансмиссия: главный фрикцион сухого трения, карданный вал, пятискоростная коробка передач. Ходовая часть: четыре обрезиненных опорных катка на борт, сблокированных попарно в две тележки (тележки подвешивались на пружинных рессорах), два поддерживающих ролика, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска на вертикальных буферных пружинах. Ширина гусениц составляла 38 см. Средства связи отсутствовали.

   Максимальная скорость до 42 км/ч или до 53 км/ч (в зависимости от источника). Угол подъема 28°. Давление на грунт 9 фунтов на квадратный дюйм (0,633 кг/см2).

   В рамках заказа правительства Голландской Ост-Индии (- заказ, возможно последовал в декабре 1941г., по другим сведениям, раньше, поскольку планировалось, что заказ начнет исполняться с сентября 1941г.) фирма Marmon-Herrington должна была изготовить 194 танка CTMS-1TB1 к 1 июля 1942г. Но к этому времени голландцы уже капитулировали, и заказ был частично аннулирован. Всего было произведено, по одним сведениям, от 56 до 61 единицы, по другим – от 106 до 111 штук. Однако встречается, что все же построили все 194 танка, из них за границу отправили 61 единицу, на территории США осталось 133 машины.

   Заказчику (скорее всего, правительству Голландии в изгнании) был передан 31 (по другим данным, 26) танк. 28 машин отправили служить в Суринам (эксплуатировались здесь до 1957г.), 2 на Курасао и 1 на Арубу (р-н Карибского бассейна). (Рис.4)

 

Рис.4 – Принц Bernhard of the Netherlands инспектирует колониальные войска, 1943г.

 

    Как минимум один танк был переделан в командирский вариант: с него сняли башню и установили большое ветровое стекло спереди. Информации о боевом применении колониальных CTMS-1TB1 найти не удалось, но встречаются фото этих танков, предположительно, в руках голландского оператора и, возможно, в боевой обстановке. (Рис.5)

 

 

Рис.5 - CTMS-1TB1, предположительно, в боевой обстановке.

 

   Судя по данным фото, можно лишь допустить, что авторы ошибочно указывают, что 17 танков CTLS-4 были отправлены в Ост-Индию в 1945г. для борьбы с повстанцами, боровшимися за независимость Индонезии. Возможно, отправили не CTLS-4, а танки CTMS-1TB1, которые по боевым возможностям превосходили CTLS-4. Однако не исключено, что приведенные выше фото сделаны в ходе учений, скажем, на Суринаме. Несколько танков CTMS-1TB1 находились в расположении голландской кавалерийской части на Суринаме, предположительно, до 1957г.

   Встречается, что 50 танков CTMS-1TB1, находясь на пути в Ост-Индию, сменили адресата – их разгрузили в Австралии. Несколько танков CTMS-1TB1 попали в Новую Гвинею и летом 1942 г. их активно использовали против японских войск, высадившихся на острове. Пишут, что все австралийские CTMS-1TB1 были уничтожены во ходе боёв у Буна. Откровенно говоря, история с австралийскими CTMS-1TB1 кажется мне туманной и сомнительной.

   Еще 30 или 133 танка CTMS-1TB1 были реквизированы правительством США. Один из них был отправлен на Абердинский полигон для испытаний. С 25 февраля по 3 мая 1943г. он прошел всесторонние испытания. В ходе этих испытаний машина проехала 454 мили. В одном из сохранившихся отчетов танк характеризуется как «ненадежный, с технологическими и конструктивными дефектами, маломощный и снабженный слабым вооружением». Армия США не приняла эти машины на вооружение.

    В рамках программы ленд-лиза 30 танков передали латиноамериканским государствам. В итоге этими машинами обзавелись Куба (8 ед.), Эквадор (12 шт.), Гватемала (6 шт.) и Мексика (4 шт.).

   Кубинцы получили эти машины в 1942г., когда кубинское правительство объявило войну Германии и Кубу включили в программу ленд-лиза. (Рис.6)

 

Рис.6 – Президент Кубы Батиста на броне танка CTMS-1TB1.

Фото 1950-х годов.

 

    В 1958г. танки приняли участие в боях с повстанцами Фиделя Кастро. На январь 1959г. в строю числилось 5 танков CTMS-1TB1. В 1960г. машины модифицировали. Оригинальная 37-мм пушка была заменена на 20-мм автоматическую пушку Bofors QF - вероятно, из-за дефицита снарядов. Танки оснастили радиостанциями. В некоторых источниках встречается, что в начале 1960-х танки оказались в танковой школе. По одной версии, их списание произошло в 1962 году, по другой – в середине 1960-х после того, как кубинская армия насытилась танками советского производства.

   О 12-ти танках CTMS-1TB1, поставленных в Эквадор в 1942г. известно, что они разгрузились в г. Гуаякиль (Guayaquil) между февралем и мартом 1942 (или 1943 года?). По железной дороге танки перевезли в город Кито и передали в недавно сформированный танковый учебный эскадрон № 1 (Escuadrón Escuela de Tanques № 1). Этот эскадрон базировался в лагере кавалерийской группы «Ягуачи» (Grupo de Caballería), расположенном в городском округе Ла-Магдалена. В 1946г. в связи с необходимостью обучения на американских танках, эквадорский персонал был отправлен в США, чтобы стать инструкторами по танкам для эквадорской армии. Среди них были лейтенанты Рейнальдо Вареа Доносо (Reinaldo Varea Donoso), Андрес Аррата Масиас (Andres Arrata Macias) и Карлос Арреги Армас (Carlos Arregui Armas). Танки CTLS оставалась на вооружении эквадорской армии до 1959 года. Пять машин были сохранены и выставлены в качестве памятников. Одна из них находится в Национальной военной академии в Кито. На юге Кито две пары танков CTMS находятся в Школе механизированного и моторизованного оборудования Эпиклачима. Каждый танк носит свое прозвище, первая пара была названа в честь индейских вождей: Атауальпа и Эпиклачима. Две другие названы в честь героев войны между Эквадором и Перу: капитанов Хуана И Парехи и Уго Коронеля. Все пять машин, по-видимому, имеют либо новые, либо поддельные пушки. (Рис.7)

 

Рис.7 – Подразделение танков CTMS-1TB1 армии Эквадора.

 

     Гватемала в 1942г. получила шесть CTMS-1TB1. Судя по фотодокументам, 20 октября 1944г. танкам пришлось принять участие в вооруженном конфликте между правительством и повстанцами. Известно, что бой длился 16 часов. (Рис.8)

 

Рис.8 – События 20 октября 1944г. Казармы Матаморос в г. Гватемала.

 

    Вместе с легкими танками М3А1 они находились в эксплуатации приблизительно до 1950г. По другим данным, в Гватемале эти танки находились на вооружении до 1990г. (Рис.9)

 

Рис.9 – Считается, что это один из гватемальских танков.

 

     Пишут, что машины закончили свою службу, охраняя ворота – правда, непонятно какие. 3 танка в 1994г. были проданы обратно в США. (Рис.10)

 

Рис.10 – Три гватемальских танка CTMS, отправленных в США для продажи в 1994 году, вместе с Stuart и четырьмя M8 Greyhounds.

 

     Мексиканская армия, после приобретения танкеток CTLS, в 1942 г. обзавелась партией из 4 танков CTMS-1TB1. В 1943 г. пришли легкие танки М3 и М5, но CTMS-1TB1 оставались на вооружении до середины 1950-х гг. В 1955 году они были выведены из эксплуатации и поставлены на хранение, после чего все четыре были отправлены на слом. (Рис.11)

 

 

Рис.11 - Танки CTMS-1TB1 мексиканской армии.

 

   Считается, что до нашего времени сохранилось 7 танков CTMS-1TB1, разумеется, в качестве музейных экспонатов. 5 штук находятся на территории США, один в Гватемале и еще один в неизвестной локации. По другим данным, 5 штук CTMS-1TB1 имеется в Эквадоре. (Рис.12)

 

At the New Jersey Militia Museum.

Рис.12Экспонаты CTMS-1TB1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru