CTLS-4/CTLS-4TA

CTLS-4/CTLS-4TA
США
Легкий танк
|
масса |
7,2 т |
|
вооружение |
3 пулемета |
|
экипаж |
2 чел. |
|
мощность силовой установки |
124 л.с. |
|
проект |
1940г., Marmon-Herrington |
|
выпускался |
1941-1942гг., Marmon-Herrington 452 шт. |
Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.
В 1940г. к фирме Marmon-Herrington обратились представители администрации
Голландской Ост-Индии с просьбой разработать для них легкий танк взамен
британских танков Vickers Light Tank Model 1936 (в связи с начавшейся войной в Европе британское
правительство конфисковало партию из 49 этих танков, предназначенных для Голландской
Ост-Индии). Marmon-Herrington в тот момент не
была вовлечена в программу перевооружения американской армии и имела свободные
производственные мощности. Голландцам предложили
CTL-6 (Рис.1), но они заявили о необходимости башенного танка.

Рис.1 - CTL-6.
Выход напрашивался сам собой, на платформу CTL-6
приладить одноместную пулеметную башню. Вероятно, для улучшения
обзорности позади места водителя над корпусом появилась рубка, для чего башню
сдвинули к борту. Такое решение вело к тому, что башня могла поворачиваться
только на 240° (по другим данным, на 270°). Вариант получил обозначение CTLS-4.
(Рис.2)


Рис.2 – Общий вид
CTLS-4, боковая проекция.
CTLS обозначает Combat Tank Light Series
Масса от 7200 кг (8 длинных тонн)
до 8600 кг (9,5 US ton). Габариты: длина – 3520 (3505, 3510) мм, ширина – 2080
(2100) мм, высота – 2100 (2110) мм, клиренс – 458 мм. Бронирование: лоб корпуса
до 25,4 мм, борт корпуса 11-12,7 мм, корма корпуса 11 мм, крыша корпуса 6,9 мм,
башня 12,7 мм. В отношении состава экипажа, в одних источниках указывают 2
чел., в других – 3 чел. Пишут, что состав вооружения не менялся – три 7,62-мм
пулемета (в одних источниках указывают Browning MG38BT
калибра .30, но с более коротким стволом, чем у обычного калибра .30, в
других - Colt М638Т); два пулемета в корпусе, один в башне. Однако встречается,
что под голландский заказ в танках устанавливалось два пулемета – один в
корпусе, другой в башне: .50 Cal Browning M2 Heavy MG и .30 Cal Browning M1919 Medium MG. Боекомплект 6000 патронов. Двигатель Hercules
WXLC-3, 6-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения, мощностью 124 л.с
при 2200 об/мин., рабочий объем 6620 см3. Трансмиссия механического
типа: главный фрикцион сухого трения, карданный вал, пятискоростная коробка
передач (5+1), дифференциал, бортовые передачи. Возможно, передач было не 5, а
только 3, поскольку иногда сообщается, что цифра «3» в названии силовой
установки обозначала количество передач. Ходовая часть (на один борт) 4
сдвоенных обрезиненных опорных катка, сблокированных попарно в две тележки с
амортизацией на вертикальных буферных пружинах, один поддерживающий ролик,
переднее ведущее и заднее направляющее колесо (оба колеса со съемными зубчатыми
венцами – цевочное зацепление), мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
шириной 305 мм и шагом 76 мм. Средства связи отсутствовали.
Машина могла развить максимальную скорость до 48 км/ч, запас хода по
шоссе 96 или 100 км. По другим данным, крейсерская скорость танка составляла 35
км/ч, а максимальная – 50 км/ч.
Модификация под голландский заказ получила обозначение CTLS-4TA, причем
танки предполагалось строить в двух вариантах – с левосторонними органами
управления CTLS-4TAY (указывают также как CTLS-4TAV)
и правосторонними - CTLS-4TAС, в зависимости от этого башня устанавливалась
либо справа по борту, либо слева. Встречается такое описание: «CTLS-4TAC имел
башню, смещенную к правому борту, а CTLS-4TAY – к левому». (Рис.3)





Вид на моторное
отделение.

Рис.3 - CTLS-4 или CTLS-4TA.
На нижнем снимке
четко виден состав вооружения – три пулемета и экипаж – 2 чел.
Причина появления двух вариантов CTLS-4TA заключалась в том, что из-за
ограничения ведения огня из башни в 240° или 270
предусматривалось, что на поле боя будут действовать
пары этих танков с разным сектором стрельбы их башен с тем, чтобы вместе
огневой охват пары составлял 360°. (Рис.4)

Рис.4 – В одной
колонне машины с разным расположением башни.
В
октябре 1940г. голландцы заказали сразу 200 танков CTLS-4. В
марте-апреле 1941 года заказ был увеличен на 34 единицы, таким образом, общее
количество заказанных CTLS-4 составило 234 шт. Первые
165 CTLS планировалось отгрузить к концу 1941 года, а полностью заказ на эти
танки следовало выполнить к июлю 1942г. Проблема заключалась в том, что
Marmon-Herrington никогда не производила танки в таком большом количестве. Тем
не менее заказ на производство легких танков CTLS-4TA был принят. К концу
января 1942г. были готовы к отправке 168 танков, а к апрелю заказ удалось выполнить:
195 машин этого типа находились в пути или уже были доставлены, еще 39 танков
находились в порту Нью-Йорка. При транспортировке была потеряна 21 машина.
Пишут, что первые 20 или 24 танка CTLS-4TA прибыли в Ост-Индию в начале
1942г. 7 из них были зачислены в строй танкового батальона, который назывался
Мобильным отрядом (Mobiele Eenheid) Королевской Нидерландской Индийской армии
(Koninklijk Nederlands Indisch Leger – KNIL). (Рис.5)

Рис.5 – Такими
были танки CTLS-4TA Mobiele Eenheid, но фото сделано
не в Индонезии, а на Суринаме. В данном случае, видим только два пулемета.
Остальные танки распределили по другим подразделениям, которые
вместе с танковым батальоном активно использовали для обучения, а затем они
приняли участие в боях в марте 1942г. 2 марта 1942 г. Mobiele Eenheid при
поддержке пехоты атаковал японские части, высадившиеся накануне на о. Ява и
понес при этом потери - 5 танков CTLS-4 были подбиты. Голландцы отметили худшее
качество брони американских танков по сравнению с британскими малыми танками
(также участвовавших в деле). CTLS-4
имел более толстую броню, чем малые танки Vickers, несмотря
на это, пули из обычного пулемета пробивали ее из-за более низкого качества
стали. Более, вплоть до капитуляции Голландской
Ост-Индии, танки этого типа в боях не участвовали. После оккупации острова
японцы ввели в строй 12 танков CTLS-4 (по другим данным, японцы всего захватили
только 4 исправных танка этого типа) и эксплуатировали их вплоть до 1945г.
(Рис.6), а весной 1945г. эти машины перешли к индонезийским повстанцам и могли
применяться ими до 1949г. (Рис.7)

Рис.6 – CTLS-4TA в руках японского оператора.
Рис.7 – Танкист британского индийского
танкового полка осматривает лёгкий танк CTLS-4TA индонезийских националистов,
захваченный британскими войсками в ходе боёв за о. Сурабайя, 1945г.
После поражения войск KNIL весной 1942г., в
марте-апреле американцы реквизировали 149 танков голландского заказа и передали
их австралийцам – вероятно, танки
в тот момент находились в пути и, чтобы не возвращать их обратно, американцы
разгрузили их в стране кенгуру.
Еще 39 машин заказа Голландской Ост-Индии
назначили в адрес голландского правительства в изгнании. Само правительство
Голландии в изгнании находилось в Британии, но танки решили не ввозить на
остров, а распределили по колониям Голландии в Карибском море и Южной Америке:
Суринам и Голландские Антилы, где они прослужили вплоть до конца Второй мировой
войны. В 1946г. 17 танков CTLS-4 были отправлены в Ост-Индию для борьбы с
повстанцами, боровшимися за независимость Индонезии. Вооруженный конфликт в
Индонезии продолжался до 1949г. (Рис.8)

Рис.8 – Фото датируется 1947г., сделано, вероятно, в
Индонезии.
Нет сообщений
о том, что какие-либо из голландских танков CTLS-4, прибывших в Ост-Индию после WWII, передавались голландцами индонезийской стороне в период
1946-1950гг. или после.
В Австралии танки CTLS-4TA использовались только как учебные.
Встречается интересное замечание, что масса танка, зафиксированная
австралийскими специалистами, составила 8,5 австралийских длинных тонны, что
соответствует 8,6 тонны (9,5 тонны США). Первые 24 машины прибыли в Сидней 20
апреля 1942г. и были распределены между тремя полками 1-й бронедивизии. Спустя
четыре дня в докладе о полученных боевых машинах указывалось, что 102 бывших
голландских танка CTLS-4TA не могут являться штатной матчастью танковых полков
и должны использоваться исключительно для обучения. К 21 мая 1942 г.
австралийцы получили все 149 CTLS-4TA, причем 8 из них были впоследствии
разобраны на запчасти, так как при транспортировке они стояли на открытой
палубе, и важные их части испортились от контакта с морской водой. В итоге 45
танков передали в танковые школы, 44 использовались как учебные в составе
танковых полков и 52 находились в резерве. В конце августа 1942г. 18 CTLS-4TA
нашли себе применение в качестве охраны аэродрома Кейп Йорк Пеннисула, и ещё
несколько танков из состава 2-го танкового батальона служили в Новом Южном
Уэльсе. (Рис.9)


Рис.9
- CTLS-4TA на австралийской службе.
Поскольку к октябрю 1942г. появилась потребность в запасных частях,
австралийцы разобрали ещё три танка, сократив их общее количество до 138. Их
эксплуатация продолжалась до ноября 1943г., после чего поступил приказ
направить устаревшие танки CTLS-4TA на предприятие Ford Motor Company в
Джилонге, где они были демонтированы.
Если сложить вместе все танки, поступившие в
Голландскую Ост-Индию, к голландскому правительству в изгнании и к
австралийцам, то получится, что по голландскому заказу в 1941-1942гг. было
произведено 212 танков CTLS-4TA.
Вероятно, в апреле-мае 1941г. (в некоторых источниках указывают, июле
1942г.) правительство США подписало контракт с фирмой Marmon-Herrington на
производство еще 240 танков CTLS-4, которые планировалось передать Китаю в
рамках ленд-лиза. Танки были построены в 1942г. Таким образом, общее количество
танков CTLS-4TA, построенных по двум заказам (для Голландской Ост-Индии и для
Китая) составляет 452 единицы. Однако в 1942г. возникли логистические сложности
с поставками оружия в Китай – гоминьдановский Китай фактически оказался отрезан
от внешнего мира. Пишут также, что китайцы отказались оплачивать изделия фирмы
Marmon-Herrington, поскольку считали, что эти танки будут иметь пушечное
вооружение, но в марте 1942г. их уведомили, что танки несут только пушечное
вооружение, и китайцы «в ярости разорвали контракт» (- странное изложение,
китайцы получали танки по ленд-лизу, следовательно, не было ни прямой оплаты,
ни контракта). 15 мая 1942 года помощник начальника штаба
оперативного отдела Генерального штаба военного ведомства генерал-майор Д.Д.
Эйзенхауэр отправил командирам Восточного и Западного командования обороны и
базовому командованию в Исландии сообщение о том, что 240 танков
Marmon-Herrington скоро будут доступны из-за отказа Китая. В итоге
американцам пришлось ограниченно стандартизировать (то есть, принять на
вооружение, как не вполне стандартные) все 240 танки, назначавшихся китайской
стороне, под индексами Т14 (CTLS-4TAY, он же CTLS-4TAV) и Т16 (CTLS- 4ТАС). В
некоторых источниках утверждается, индекс Т14 указывается ошибочно – все машины
этого типа получили индекс Т16.
Из 240 танков CTLS-4, принятых на вооружении армии США 17 шт. отправились на Ньюфаундленд, 5 на
Бермудские острова и 4 на Sault Ste. Marie. Остальные
214 танков были переданы Западному командованию обороны и распределены по
гарнизонам, находившимся в ведении этого командования. 40 танков отправились к
Алеутским островам на Аляске, где они эксплуатировались 602-й отдельной
танковой ротой на острове Unimak. (Рис.10)



Т16 на о. Умнак
Алеутского архипелага. 1942 г.
Рис.10 - CTLS-4 в
руках американского оператора.
По некоторым сведениям, машины CTLS-4 приняли участие в отражении
японского десанта на Алеутские острова, но почти во всех справочниках
указывается, что танки этого типа не применялись американцами в боевых действиях.
Тогда, получается, что CTLS-4 присутствовали в зоне боевых действий, в которых
участвовала американская армия. В ноябре 1942г. военная комиссия признала
Т-14/Т-16 непригодными к дальнейшей эксплуатации. В течение 1943г. все танки
CTLS-4 были списаны.
