CTLS-4/CTLS-4TA

 

 

CTLS-4/CTLS-4TA

США

Легкий танк

масса

7,2 т

вооружение

3 пулемета

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

124 л.с.

проект

1940г., Marmon-Herrington

выпускался

1941-1942гг., Marmon-Herrington

452 шт.

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     В 1940г. к фирме Marmon-Herrington обратились представители администрации Голландской Ост-Индии с просьбой разработать для них легкий танк взамен британских танков Vickers Light Tank Model 1936 (в связи с начавшейся войной в Европе британское правительство конфисковало партию из 49 этих танков, предназначенных для Голландской Ост-Индии). Marmon-Herrington в тот момент не была вовлечена в программу перевооружения американской армии и имела свободные производственные мощности. Голландцам предложили CTL-6 (Рис.1), но они заявили о необходимости башенного танка.

 

Рис.1 - CTL-6.

 

     Выход напрашивался сам собой, на платформу CTL-6 приладить одноместную пулеметную башню. Вероятно, для улучшения обзорности позади места водителя над корпусом появилась рубка, для чего башню сдвинули к борту. Такое решение вело к тому, что башня могла поворачиваться только на 240° (по другим данным, на 270°). Вариант получил обозначение CTLS-4. (Рис.2)

 

Рис.2 – Общий вид CTLS-4, боковая проекция.

CTLS обозначает Combat Tank Light Series

 

   Масса от 7200 кг (8 длинных тонн) до 8600 кг (9,5 US ton). Габариты: длина – 3520 (3505, 3510) мм, ширина – 2080 (2100) мм, высота – 2100 (2110) мм, клиренс – 458 мм. Бронирование: лоб корпуса до 25,4 мм, борт корпуса 11-12,7 мм, корма корпуса 11 мм, крыша корпуса 6,9 мм, башня 12,7 мм. В отношении состава экипажа, в одних источниках указывают 2 чел., в других – 3 чел. Пишут, что состав вооружения не менялся – три 7,62-мм пулемета (в одних источниках указывают Browning MG38BT калибра .30, но с более коротким стволом, чем у обычного калибра .30, в других - Colt М638Т); два пулемета в корпусе, один в башне. Однако встречается, что под голландский заказ в танках устанавливалось два пулемета – один в корпусе, другой в башне: .50 Cal Browning M2 Heavy MG и .30 Cal Browning M1919 Medium MG. Боекомплект 6000 патронов. Двигатель Hercules WXLC-3, 6-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения, мощностью 124 л.с при 2200 об/мин., рабочий объем 6620 см3. Трансмиссия механического типа: главный фрикцион сухого трения, карданный вал, пятискоростная коробка передач (5+1), дифференциал, бортовые передачи. Возможно, передач было не 5, а только 3, поскольку иногда сообщается, что цифра «3» в названии силовой установки обозначала количество передач. Ходовая часть (на один борт) 4 сдвоенных обрезиненных опорных катка, сблокированных попарно в две тележки с амортизацией на вертикальных буферных пружинах, один поддерживающий ролик, переднее ведущее и заднее направляющее колесо (оба колеса со съемными зубчатыми венцами – цевочное зацепление), мелкозвенчатая гусеница со стальными траками шириной 305 мм и шагом 76 мм. Средства связи отсутствовали.

    Машина могла развить максимальную скорость до 48 км/ч, запас хода по шоссе 96 или 100 км. По другим данным, крейсерская скорость танка составляла 35 км/ч, а максимальная – 50 км/ч.

    Модификация под голландский заказ получила обозначение CTLS-4TA, причем танки предполагалось строить в двух вариантах – с левосторонними органами управления CTLS-4TAY (указывают также как CTLS-4TAV) и правосторонними - CTLS-4TAС, в зависимости от этого башня устанавливалась либо справа по борту, либо слева. Встречается такое описание: «CTLS-4TAC имел башню, смещенную к правому борту, а CTLS-4TAY – к левому». (Рис.3)

 

 

 

Вид на моторное отделение.

Рис.3 - CTLS-4 или CTLS-4TA.

На нижнем снимке четко виден состав вооружения – три пулемета и экипаж – 2 чел.

 

   Причина появления двух вариантов CTLS-4TA заключалась в том, что из-за ограничения ведения огня из башни в 240° или 270 предусматривалось, что на поле боя будут действовать пары этих танков с разным сектором стрельбы их башен с тем, чтобы вместе огневой охват пары составлял 360°. (Рис.4)

 

Рис.4 – В одной колонне машины с разным расположением башни.

 

   В октябре 1940г. голландцы заказали сразу 200 танков CTLS-4. В марте-апреле 1941 года заказ был увеличен на 34 единицы, таким образом, общее количество заказанных CTLS-4 составило 234 шт. Первые 165 CTLS планировалось отгрузить к концу 1941 года, а полностью заказ на эти танки следовало выполнить к июлю 1942г. Проблема заключалась в том, что Marmon-Herrington никогда не производила танки в таком большом количестве. Тем не менее заказ на производство легких танков CTLS-4TA был принят. К концу января 1942г. были готовы к отправке 168 танков, а к апрелю заказ удалось выполнить: 195 машин этого типа находились в пути или уже были доставлены, еще 39 танков находились в порту Нью-Йорка. При транспортировке была потеряна 21 машина.

     Пишут, что первые 20 или 24 танка CTLS-4TA прибыли в Ост-Индию в начале 1942г. 7 из них были зачислены в строй танкового батальона, который назывался Мобильным отрядом (Mobiele Eenheid) Королевской Нидерландской Индийской армии (Koninklijk Nederlands Indisch Leger – KNIL). (Рис.5)

 

Рис.5 – Такими были танки CTLS-4TA Mobiele Eenheid, но фото сделано не в Индонезии, а на Суринаме. В данном случае, видим только два пулемета.

 

    Остальные танки распределили по другим подразделениям, которые вместе с танковым батальоном активно использовали для обучения, а затем они приняли участие в боях в марте 1942г. 2 марта 1942 г. Mobiele Eenheid при поддержке пехоты атаковал японские части, высадившиеся накануне на о. Ява и понес при этом потери - 5 танков CTLS-4 были подбиты. Голландцы отметили худшее качество брони американских танков по сравнению с британскими малыми танками (также участвовавших в деле). CTLS-4 имел более толстую броню, чем малые танки Vickers, несмотря на это, пули из обычного пулемета пробивали ее из-за более низкого качества стали. Более, вплоть до капитуляции Голландской Ост-Индии, танки этого типа в боях не участвовали. После оккупации острова японцы ввели в строй 12 танков CTLS-4 (по другим данным, японцы всего захватили только 4 исправных танка этого типа) и эксплуатировали их вплоть до 1945г. (Рис.6), а весной 1945г. эти машины перешли к индонезийским повстанцам и могли применяться ими до 1949г. (Рис.7)

 

Рис.6 – CTLS-4TA в руках японского оператора.

 

Рис.7 – Танкист британского индийского танкового полка осматривает лёгкий танк CTLS-4TA индонезийских националистов, захваченный британскими войсками в ходе боёв за о. Сурабайя, 1945г.

 

   После поражения войск KNIL весной 1942г., в марте-апреле американцы реквизировали 149 танков голландского заказа и передали их австралийцам – вероятно, танки в тот момент находились в пути и, чтобы не возвращать их обратно, американцы разгрузили их в стране кенгуру.

   Еще 39 машин заказа Голландской Ост-Индии назначили в адрес голландского правительства в изгнании. Само правительство Голландии в изгнании находилось в Британии, но танки решили не ввозить на остров, а распределили по колониям Голландии в Карибском море и Южной Америке: Суринам и Голландские Антилы, где они прослужили вплоть до конца Второй мировой войны. В 1946г. 17 танков CTLS-4 были отправлены в Ост-Индию для борьбы с повстанцами, боровшимися за независимость Индонезии. Вооруженный конфликт в Индонезии продолжался до 1949г. (Рис.8)

 

Рис.8 – Фото датируется 1947г., сделано, вероятно, в Индонезии.

 

   Нет сообщений о том, что какие-либо из голландских танков CTLS-4, прибывших в Ост-Индию после WWII, передавались голландцами индонезийской стороне в период 1946-1950гг. или после.

    В Австралии танки CTLS-4TA использовались только как учебные. Встречается интересное замечание, что масса танка, зафиксированная австралийскими специалистами, составила 8,5 австралийских длинных тонны, что соответствует 8,6 тонны (9,5 тонны США). Первые 24 машины прибыли в Сидней 20 апреля 1942г. и были распределены между тремя полками 1-й бронедивизии. Спустя четыре дня в докладе о полученных боевых машинах указывалось, что 102 бывших голландских танка CTLS-4TA не могут являться штатной матчастью танковых полков и должны использоваться исключительно для обучения. К 21 мая 1942 г. австралийцы получили все 149 CTLS-4TA, причем 8 из них были впоследствии разобраны на запчасти, так как при транспортировке они стояли на открытой палубе, и важные их части испортились от контакта с морской водой. В итоге 45 танков передали в танковые школы, 44 использовались как учебные в составе танковых полков и 52 находились в резерве. В конце августа 1942г. 18 CTLS-4TA нашли себе применение в качестве охраны аэродрома Кейп Йорк Пеннисула, и ещё несколько танков из состава 2-го танкового батальона служили в Новом Южном Уэльсе. (Рис.9)

 

 

Рис.9 - CTLS-4TA на австралийской службе.

 

     Поскольку к октябрю 1942г. появилась потребность в запасных частях, австралийцы разобрали ещё три танка, сократив их общее количество до 138. Их эксплуатация продолжалась до ноября 1943г., после чего поступил приказ направить устаревшие танки CTLS-4TA на предприятие Ford Motor Company в Джилонге, где они были демонтированы.

   Если сложить вместе все танки, поступившие в Голландскую Ост-Индию, к голландскому правительству в изгнании и к австралийцам, то получится, что по голландскому заказу в 1941-1942гг. было произведено 212 танков CTLS-4TA.

    Вероятно, в апреле-мае 1941г. (в некоторых источниках указывают, июле 1942г.) правительство США подписало контракт с фирмой Marmon-Herrington на производство еще 240 танков CTLS-4, которые планировалось передать Китаю в рамках ленд-лиза. Танки были построены в 1942г. Таким образом, общее количество танков CTLS-4TA, построенных по двум заказам (для Голландской Ост-Индии и для Китая) составляет 452 единицы. Однако в 1942г. возникли логистические сложности с поставками оружия в Китай – гоминьдановский Китай фактически оказался отрезан от внешнего мира. Пишут также, что китайцы отказались оплачивать изделия фирмы Marmon-Herrington, поскольку считали, что эти танки будут иметь пушечное вооружение, но в марте 1942г. их уведомили, что танки несут только пушечное вооружение, и китайцы «в ярости разорвали контракт» (- странное изложение, китайцы получали танки по ленд-лизу, следовательно, не было ни прямой оплаты, ни контракта). 15 мая 1942 года помощник начальника штаба оперативного отдела Генерального штаба военного ведомства генерал-майор Д.Д. Эйзенхауэр отправил командирам Восточного и Западного командования обороны и базовому командованию в Исландии сообщение о том, что 240 танков Marmon-Herrington скоро будут доступны из-за отказа Китая. В итоге американцам пришлось ограниченно стандартизировать (то есть, принять на вооружение, как не вполне стандартные) все 240 танки, назначавшихся китайской стороне, под индексами Т14 (CTLS-4TAY, он же CTLS-4TAV) и Т16 (CTLS- 4ТАС). В некоторых источниках утверждается, индекс Т14 указывается ошибочно – все машины этого типа получили индекс Т16.

     Из 240 танков CTLS-4, принятых на вооружении армии США 17 шт. отправились на Ньюфаундленд, 5 на Бермудские острова и 4 на Sault Ste. Marie. Остальные 214 танков были переданы Западному командованию обороны и распределены по гарнизонам, находившимся в ведении этого командования. 40 танков отправились к Алеутским островам на Аляске, где они эксплуатировались 602-й отдельной танковой ротой на острове Unimak. (Рис.10)

 

Т16 на о. Умнак Алеутского архипелага. 1942 г.

Рис.10 - CTLS-4 в руках американского оператора.

 

   По некоторым сведениям, машины CTLS-4 приняли участие в отражении японского десанта на Алеутские острова, но почти во всех справочниках указывается, что танки этого типа не применялись американцами в боевых действиях. Тогда, получается, что CTLS-4 присутствовали в зоне боевых действий, в которых участвовала американская армия. В ноябре 1942г. военная комиссия признала Т-14/Т-16 непригодными к дальнейшей эксплуатации. В течение 1943г. все танки CTLS-4 были списаны. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru