Armored Car Т18Е2

 

 

Armored Car Т18Е2

США

Средний по массе колесный танк

масса

24,1/26,8 т

вооружение

 

57-мм орудие

2 пулемета

экипаж

5 чел.

мощность силовой установки

250 л.с.

проект

1942г., Yellow Truck & Coach

выпускался

1942-1943гг., Yellow Truck & Coach

31 шт.

включая прототип

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     В конце 1941г. фирма Yellow Truck & Coach Manufacturing Co. (филиал корпорации GM) представила восьмиколесный танк по теме T18 Armored Car. (Рис.1)

 

Рис.1 - T18 Armored Car.

 

     Как пишут, фирме посоветовали доработать проект. В результате доработки появился вариант Т18Е2.

     Вариант Т18Е2 проектировался как восьмиколесная машина с формулой 8х8. Главное изменение было связано с новой башней и более мощным пушечным вооружением. Машина имела классическую танковую компоновку: отделение управления спереди, в середине боевое отделение с башней, в корме моторное отделение. (Рис.2)

 

 

Рис.2 – Проекции и компоновка Т18Е2.

 

    Машина имела новый цельносварной корпус с заднем расположением двигателя. Как пишут некоторые, улучшенная модель тяжелого восьмиколесного бронеавтомобиля получила доработанную ходовую часть с индивидуальной подвеской всех восьми колёс, но ни на схеме, ни на доступных фото машины этого не видно – просматривается прежняя схема блокировки колес на подвеске попарно. (Рис.3)

 

Рис.3 – Подвеска колес.

 

     Ряд авторов также прямо указывают, что вариант не имел независимой подвески колес.    

     Вероятно, первый образец Т18Е2 был получен в 1942г. (Рис.4)

 

Рис.4 - Т18Е2.

 

   В источниках указывают разную массу Т18Е2: 24,1 т или 26,8 т, что вполне себе соответствовало массе гусеничного среднего танка. Более того, Т18Е2 стал самым тяжёлым бронеавтомобилем, когда-либо воплощённым в металле. Габариты: длина 6248 мм, ширина 3073 мм, высота 2623 мм, клиренс 340 мм, колея 2604 мм. Бронирование: лоб корпуса верх — 50,8 мм/15°, лоб корпуса середина – 32 мм/18…75°, лоб корпуса низ – 25…51 мм/0…18°, борт корпуса — 32 мм, корма корпуса — 25,4 мм, крыша корпуса — 13 мм/82° - 19 мм/90°, днище — 10 мм, лоб башни – 38 мм/23°, маска - 50,8 мм, борт башни — 38 мм/23°, корма башни — 38 мм/10° мм, борт башни — 31,75 мм, крыша башни – 19 мм.  Экипаж 5 чел. Вооружение: в башне - 57-мм противотанковая пушка М1 (или британская Mk III) (Рис.5) и спаренный с ней 7,62-мм пулемет «Браунинг» М1919А4 (углы вертикального наведения -10° - +60°); в шаровой установке в низкопрофильной рубке, расположенной с правой стороны лобовой части корпуса еще один пулемет «Браунинг» М1919А4.

 

Рис.5 – Укороченный (наверху) и удлиненный варианты 57-мм пушек, которыми вооружались Т18Е2.

 

     В башне также находился один 51-мм дымовой гранатомет М3. Боекомплект 64 выстрела (для пушки Mk III) и 70 выстрелов (для пушки М1) 5000 патронов. Вместо 110-сильных двигателей Hercules установили спарку из двух моторов GMC 329, каждый - рядный, 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения, мощностью 125 л.с.  Трансмиссия механическая, с 6-скоростной КПП (5 передач вперед и 1 назад). Ходовая часть колесная формула 8х8: колеса одинарные, шины пневматические пулестойкие. Средства связи: интерфон, радиостанции SCR 528/510 и SCR 566.

   Несмотря на солидную массу, машина разгонялась до 81 км/ч. Запас хода по шоссе 480 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъёма 30°, глубина брода 1 м.

   В программе снабжения армии США заказов на Т18Е2 Armored Car не появилось, но британцы заказали сначала (как будто, 3 февраля 1942г.) 2500 единиц, а позже заказ увеличился до 2800 шт., из них в 1942г. рассчитывали получить 630 единиц. Возможно, изначально весь заказ составлял 630 экземпляров. Машины получили экспортное обозначение Boarhound (порода собак гигантского размера). Первоначальный график производства предполагал, что заказ в 1942г будет выполнятся так: 5 шт. в июне, 10 в июле, 15 в августе, 50 в сентябре, 100 в октябре, 200 в ноябре, 250 в декабре. Все вышло гораздо скромнее. Сначала заказ на 1942г., из-за трудностей с 57-мм пушками и выжимных подшипников сцепления, пересмотрели до 80 единиц: 5 в сентябре, 10 в октябре, 15 в ноябре, 50 в декабре. И эти планы не сбылись. В 1942-1943гг. было произведено 30 экземпляров T18Е2.

 

Таблица - График производства Т18Е2 Armored Car Boarhound.

1942г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 шт.

2 шт.

1943г.

1 шт.

 

9 шт.

7 шт.

11 шт.

 

 

 

 

 

 

 

28 шт.

 

     Все выпущенные серийные машины с комплектами запасных частей были отправлены в Великобританию. В конце 1942 года были изданы приказы о назначении более восьми Т18 в британскую 8-ю армию, действующую в Северной Африке. В войсках «тяжелые» колесные танки использовали в качестве вспомогательной бронетехники и в качестве разведывательно-дозорных машин. В прямых боестолкновениях машины Boarhound участия не принимали. (Рис.6)

 

Рис.6 - Т18Е2 Boarhound возглавляет танковую колону.

 

   Вероятно, машины Т18Е2 Armored Car Boarhound были списаны сразу после войны, но определенных сведений на этот счет не имею. (Рис.7)

 

Рис.7 – T18 Boarhound at the Bovington Tank Museum, Dorset, March 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru