Armored Car Т17Е1/М6 Staghound I

Armored
Car Т17Е1/М6
США
Полусредний по массе колесный танк
|
масса |
13,940 т |
|
вооружение |
37-мм орудие 2 пулемета |
|
экипаж |
5 чел. |
|
мощность силовой установки |
194 л.с. |
|
проект |
1941г., Chevrolet |
|
выпускался |
1942-1943гг., Chevrolet 2844 шт. |
Основная статья:
Американское танкостроение 1938-1942гг.
В
сентябре 1941г. фирма Chevrolet Motor Division предложила проект
двухосной 4х4 бронемашины/колесного танка по теме тяжелого бронеавтомобиля.
Конструктором проекта упоминают Е.Е. Макферсона.
Машина получила обозначение Т17Е1, хотя не имела никакого отношения к
трехосному колесному танку Т17 (общей для обеих машин была только башня и
вооружение). (Рис.1)

Рис.1 - Armored Car Т17.
Американскому командованию идея понравилась, и еще до окончания
разработки, в январе 1942 года американская армия заказала 2000 машин этого
типа.
Первый прототип, говорят, появился в марте
1942г. (Рис.2)






Рис.2 - Т17Е1 Armored Car.
Масса 13920 кг. Габариты: длина – 5486 мм, ширина – 2790/2692 мм,
высота – 2360/2844 мм, клиренс – 340/380 мм, колея – 2260 мм. Сварной несущий
корпус. Корпус защищался 22-мм лобовой и 19-мм бортовой броней. Толщина
броневых листов крыши составляла 13 мм, днища — колебалась от 6,5 до 13 мм,
кормы корпуса — 9,5 мм. Более точные данные бронирования корпуса выглядят так:
лоб корпуса верх – 22 мм/30°, лоб корпуса низ – 16 мм/45°, борта корпуса 19
мм/13°, корма корпуса 10 мм/30°, днище 6-13 мм, крыша корпуса 13 мм. Лобовая
броня башни достигала 45 мм, бортовая и кормовая — 32 мм, крыши — 13 мм. Более
точные данные по бронированию башни следующие: лоб башни – 45 мм/45°, маска
орудия – 25 мм/0…52°, борт башни – 32 мм/22°, корма башни 32 мм/12°, крыша
башни – 13 мм. Башня вращалась электрогидравлическим приводом. Экипаж 5 чел.:
водитель, помощник водителя (он же стрелок из курсового пулемета), наводчик,
заряжающий и командир (он же радист). Вооружение: 37-мм пушка М6,
стабилизированная в вертикальной плоскости (наведение в вертикальной плоскости
от -7° до +40°), два 7,62-мм пулемета Browning
M1919A4 (спаренный с пушкой и курсовой), 2-дюймовый дымовой гранатомет,
установленный в крыше башни. Боекомплект 103 артвыстрела,
5250 патронов к пулеметам, 14 дымовых гранат. В кормовой части корпуса
параллельно оси машины были установлены два 6-цилиндровых карбюраторных рядных
двигателя Chevrolet/CMC 270 жидкостного охлаждения; мощность каждого составляла
97 л.с. при 3000 об/мин, рабочий объем 4428 см3.
Емкость топливного бака составляла 340 л. Кроме того, на бортах машины
крепились два наружных цилиндрических топливных бака емкостью 90 л каждый.
Трансмиссия полуавтоматическая типа Hydramatic, две
четырехскоростные коробки передач (4+1), гитара и демультипликатор. Последний
позволял отключать привод переднего моста, а также обеспечивал движение
бронеавтомобиля при одном работающем двигателе. Машина имела колесную формулу
4×4 и размер шин 14,00-20″. Подвеска независимая на
полуэллиптических листовых рессорах. На каждом узле подвески имелся
гидравлический амортизатор. За счет использования электрогидравлического
усилителя руля Saginaw 580-DH-3, а также
гидравлических тормозов Bendix-Hydrovac с вакуумным
усилителем управление почти 14-тонной боевой машиной было не тяжелее, чем
легковым автомобилем. На серийных машинах устанавливалась британская
радиостанция №19.
Скорость по шоссе 88/89 км/ч, запас хода по шоссе 800/725 км.
Преодолеваемые препятствия: подъем до 26°, высота стенки 0,60/0,53 м, ширина
рва 0,45 м, глубина брода 0,80 м.
После испытаний на Абердинский полигон и, как пишут, «очень жестких»
испытаний на полигоне фирмы Chevrolet в штате Мичиган, в июне 1942 года тип был
стандартизирован как М6 Armored Car. С октября 1942г. по декабрь 1943г. было построено
2844 машины Т17Е1 Armored Car.
Таблица – Производство Т17Е1 Armored Car.
|
1942г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28 |
54 |
75 |
157 |
|
1943г. |
100 |
68 |
312 |
275 |
256 |
322 |
279 |
335 |
228 |
198 |
147 |
167 |
2687 |
Однако в американскую армию попало всего несколько образцов
(приблизительно, менее двух десятков), главным образом, для испытаний. (Рис.3)

Рис.3 – Одна из
машин, поступивших на испытания в июне 1943г.
Практически все серийно произведенные колесные танки Т17Е1 Armored Car были поставлены
британцам. Машины привлекли их внимание благодаря гигантскому запасу хода – 800
км – что было очень важно в условиях войны в Северной Африке. Правда, по мнению
британцев, недостатком 14-тонных колесных танков было отсутствие кормового
поста управления. В Британии американские колесные танки, по традиции,
обозначались породами собак - Т17Е1 стал называться Staghound
(гончая).
Базовая модель Т17Е1 в британской армии
получила обозначение Staghound Mk I.
Довольно скоро после начала боевого применения
Т17Е1 британцы почувствовали необходимость в дополнение к линейным машинам,
вооруженных 37-мм пушками, иметь на данной базе машины огневой поддержки.
Пишут, что в 1944г. в Италии новозеландцы – два лейтенанта кавалерийского
полка 2-й Новозеландской бронетанковой дивизии – предложили перевооружить
несколько линейных машин с 37-мм пушки на 76-мм гаубицу CS, применявшуюся на некоторых британских танках CS. Для высвобождения места под боекомплект был
ликвидирован курсовой пулемет, а из экипажа исключен помощник водителя. Кроме
того, из башни изъяли дымовой гранатомет, а в качестве альтернативы на правом
борту башни разместили две 4-дюймовых мортирки для
стрельбы дымовыми гранатами. Колесные танки Т17Е1, вооруженные 76-мм гаубицами,
получили название Staghound Mk
II. (Рис.4)

Рис.4 – Боковая проекция Staghound
Mk II.
Сигнальный образец, как будто, был получен
новозеландцами в полевых условиях, а после показа дивизионному начальству, в
военных мастерских в Египте, как пишут, была развернута программа
переоборудования Staghound Mk
I в Staghound Mk II.
Правда, какое количество Staghound Mk II было получено – неизвестно, но сообщается, что помимо
новозеландцев эта модификация поступала в польские части в Италии. (Рис.5)



Рис.5 - Staghound Mk II.
Кроме того, на незначительном количестве
машин базовой модификации британцы заменили башни, установив башни от танка Crusader III. На танках Crusader
III в башнях устанавливались 57-мм орудия, но практически во всех источниках
указывается, что в башнях Crusader III, появившихся
на шасси Т17Е1, размещалось 75-мм орудие со спаренным с ней 7,92-мм пулеметом
BESA. На этот счет встречается разъяснение – мол, позже некоторые из машин
Т17Е1 с башней от Crusader III с 57-мм пушкой были
переоборудованы башней от британского колесного танка АЕС Armored Car Mk III с 75-мм пушкой. За счет установки
более тяжелой башни, несмотря на отказ от курсового пулемета и помощника
водителя, боевая масса машины возросла до 15 т.
В общем, вариант с новой башней (будь то от Crusader
III, или от АЕС Armored Car Mk III) обозначается Staghound
Mk III (Рис.6).


Рис.6 - Staghound Mk III.
Из некоторых источников следует, что всего было получено 32 машины Staghound Mk III.
В британские войска колесные танки Staghound начали поступать весной 1943 года. В бой
Т17Е1 Staghound пошли на Сицилии и в Италии. Машины,
как правило, находились при штабах бронеавтомобильных
батальонов (эскадрилий) и полков: три машины при штабе полка и по четыре машины
при каждом штабе батальона. Пишут, что машины снискали себе неплохую репутацию,
благодаря своей надежности, простоте эксплуатации и обслуживания, хорошему
вооружению и бронированию. Помимо английских войск, машины этого типа в Италии
поступили в новозеландские, индийские, канадские части и разведывательные
кавалерийские полки 2-го армейского корпуса Польских вооруженных сил на Западе.
После высадки союзников в Нормандии Т17Е1 Staghound принимали участие
в боевых действиях по освобождению Западной Европы. Кроме английских и
канадских войск, они состояли на вооружении 1-й польской танковой дивизии
(всего поляки получили около 250 бронемашин этого типа) и 1-й отдельной
бельгийской танковой бригады.
С конца 1943г. колесные танки Т17Е1 Staghound поступали и в австралийские части,
вероятно, действовавшие в Тихоокеанском ТВД – всего 279 единиц. По другой
версии, австралийцы получили Т17Е1 только в 1950 - 1960-х годах (-
маловероятно). Машины оставались в строю до 1970г.
После окончания Второй мировой войны Великобритания располагала
значительным количеством «стэгхаундов». Часть из них
эксплуатировалась в войсках вплоть до 1950-х годов, пока их не заменили более
современными броневиками английского производства. Большое количество машин
этого типа было передано или продано другим государствам.
В бельгийскую армию «стэгхаунды» поступили еще в годы войны — ими был
вооружен один эскадрон бронеавтомобилей. После войны их количество существенно
возросло. До 1951 года бронемашины модификаций Mk I, Mk II и ЗСУ на их базе составляли основу трех
бронекавалерийских (разведывательных) полков. В 1952 году большинство машин из
расформированных бронекавалерийских полков передали бельгийской жандармерии,
где «стэгхаунды» прослужили до 1977 года. (Рис.7)

Рис.7 - Т17Е1 Staghound из
отряда Свободной Бельгии.
Голландская армия эксплуатировала несколько десятков
бронемашин Т17Е1 Staghound в период второй
половины 1940-х-1960-х годов (на 1951 год имелось 108 единиц).
Датчанам британцы передали в 1946-1947гг. 14
броневиков модификации Staghound Mk III. (Рис.8)

Рис.8– Датские Staghound Mk III.
В датской армии машины были выведены в
резерв в 1953г, но оставались на вооружении до 1960г.
В Греции осталось некоторое количество колесных
танков Staghound после того, как британская армия покинула
страну (1947г.).
Некоторое
количество машин Staghound Mk I получила Швейцария.
Вооружение этих броневиков было заменено на применявшееся в швейцарской армии.
37-мм орудие заменили на швейцарское 47-мм орудие Pak 41, также устанавливался пулемет швейцарского
производства. Рассматривался также вариант замены 37-мм пушки на 20-мм
автоматическую пушку Hispano-Suiza HS.820. Вариант получил обозначение Radpanzer
Staghound mit Veruchswaffen
– т.е. танк-стандарт с пробным вооружением. Пишут, что вариант предлагался на
экспорт в Сирию, но безуспешно.
В 1950-х годах «стэгхаунды» вариантов Mk I и ЗСУ на их
базе поступили в итальянскую армию и корпус карабинеров. На некотором
количестве машин 37-мм пушка и пулемет Browning в
башне были заменены спаркой пулеметов Breda mod.38, а
курсовой пулемет Browning — пулеметом Fiat mod.35.
(Рис.9)

Рис.9 - Т17Е1 Staghound с
новым пулеметным вооружением, вероятно, машина перевооружена на итальянский
манер.
На Ближнем Востоке первой страной, получившей
Т17Е1 Staghound после окончания Второй мировой войны, стал
Египет – 50 шт.
Два полка таких бронеавтомобилей находились на
вооружении иорданской армии. В 1960-х годах часть машин была передана Ливану.
По другой версии, в Ливане 56 танков Т17Е1 Staghound появились с 1949г. и эксплуатировались
ливанской армией и силами внутренней безопасности до 1983г. На некоторых ливанских
танках 37-мм пушки были заменены на британские 2-фунтовки (40 мм), у других
стояла башня от колесного танка АЕС Armored Car Mk III с 75-мм пушкой (т.е. вариант Т17Е1 Staghound III). Машины применялись во время Гражданской войны в
Ливане (продолжалась с 1975г. по 1990г.), как христианами, так и мусульманами.
В сирийской армии на вооружении находилось
52 танка Т17Е1 Staghound.
Колесные танки Т17Е1 Staghound имелись также в армии Саудовской Аравии, на
конец 1970-х годов – 94 шт.
Армия обороны Израиля в 1950-е имела на
вооружении 112 танков Staghound, часть которых, вероятно, принимала
деятельное участие в Суэцкой войне (1956-1957гг.).
Авторы сообщают об интересном переоборудовании,
которые претерпели Т17Е1 Staghound, находившиеся на вооружение в Судане. В
башнях от АЕС Mk III установили 75-мм пушки (вместе с
масками) от танков Medium M4 (-??). Увы, я не могу
представить, чтобы такую переделку выполнили суданцы (при всем уважении) и не
понятно, откуда в Судане могли появиться пушки от Medium
M4.
В Южной Африке боевые машины этого типа получили
Родезия (ныне Зимбабве) и ЮАР. На конец 1970-х годов в Родезии числилось 162
танка Т17Е1 Staghound (по другим данным, в Родезии в 1949-1976гг.
хранилось всего 20 машин этого типа), а в ЮАР – 448/450 шт. Правда, большинство
из них находились на складском хранении. (Рис.10)

Рис.10 - Т17Е1 Staghound
родезийского Бронетанкового корпуса.
В 1950 - 1960-х годах Т17Е1 Staghound поступили на вооружение Индии.
Также «стэгхаунды» оказались в странах Латинской Америки:
Бразилии, Гондурасе,
Никарагуа и Кубе. Относительно поставок в Бразилию и в Гондурас можно
предположить, что машины поступили из США – в Бразилию, вероятно, еще в годы
Второй мировой воны. Про танки, оказавшиеся в Никарагуа известно следующее: 40
машин Т17Е1 были закуплены в Израиле после Суэцкой войны. 20 или 28 из них в
1957г. были перепроданы на Кубу. 18 машин находились на вооружении Национальной
гвардии Никарагуа с 1957г. по 1979г. Итак, в отношении танков для Кубы в
литературе расхождение – 20 или 28 единиц из Никарагуа. Более никакой
информации насчет кубинских машин нет.
Во время войны во Вьетнаме танки Т17Е1 Staghound оказались по обе стороны конфликта.
Из стран Юго-Восточной Азии, имевшей машины
Т17Е1 упоминается также Таиланд.
В
конце 1970-х годов в армиях различных государств все еще числилось около 800 «стэгхаундов».
База Т17Е1 послужила базой для разного рода вспомогательных бронемашин.
В декабре 1943г. был испытан образец 75-мм САУ на шасси Т17Е1. На
стандартный корпус М6 Armored Car устанавливалась открытая сверху башня с 75-мм
гаубицей, заимствованная у гусеничной самоходки М8. Получилась колесная САУ
Т17Е3. (Рис.11)

Рис.11 - Т17Е3.
Также была разработана версия АА (ЗСУ) – T17E2 или Staghound
AA (T17E2). Машина не являла собой переделку серийной базовой машины, а
строилась серийно «с нуля». В открытой сверху сварной башне Fraser-Nash
были размещены два крупнокалиберных пулемета Browning
М2 калибра 12,7 мм. (Рис.12)



Рис.12 - АА T17E2.
На машинах ранних выпусков вертикальное и горизонтальное наведение
вооружения осуществлялось гидроприводом, а на броневиках поздних выпусков —
электроприводом. Скорость горизонтального наведения — 8,4°/с, скорострельность
установки — 600 выстр./мин. Боекомплект состоял из 2610 патронов (шесть
снаряжённых лент по 435 патронов в каждой). На этой модификации не был
предусмотрен курсовой пулемет. На его месте располагалась радиостанция. Число
членов экипажа сократилось до трех: водитель и заряжающий (он же радист)
находились в корпусе, а наводчик (он же командир) — в башне.
Было изготовлено 1000 бронеавтомобилей Staghound
AA.
Таблица – Производство машин АА T17E2.
|
1943г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
71 |
128 |
211 |
|
1944г. |
220 |
200 |
225 |
144 |
|
|
|
|
|
|
|
|
789 |
Машины применялись на заключительном этапе войны в Европе, правда, к
тому времени воздушных целей для них почти не было.
В конце войны британцы передали часть Staghound AA бельгийцам. В Бельгии с 1945г. ЗСУ
эксплуатировались в подразделениях моторизованной жандармерии до 1977г.
В 1950-х годах Staghound
AA поступили в итальянскую армию и корпус карабинеров.
Встречается упоминание еще об одном варианте машины на базе Staghound Mk I – вероятно, РСЗО -
на котором устанавливались две ракетные установки. Кроме единственной
фотографии этой машины, других сведений о ней не имею. (Рис.13)

Рис.13 - Staghound I, вооруженный двумя ракетными установками.
Британцы создали на базе Т17Е1 еще две модификации - командирские
варианты Staghound Command и Staghound
Rear Link. На обеих версиях с линейных машин Staghound Mk I демонтировались
башни. Вариант отличался установкой дополнительной радиостанции. (Рис.14)

Рис.14 –
Командирский вариант на базе Т17Е1.
Британцы также пытались превратить Т17Е1 в минные тралы.
В
одном случае на машину установили электрическое оборудование для обнаружения
мин. Прибор назывался Банту. Он крепился на двух больших деревянных роликах
перед колесами и одном большом ролике сзади. Практически сразу проект был
свернут. (Рис.15)

Рис.15 - Т17Е1 с
электрическим прибором для разминирования.
Во втором варианте на Т17Е1 крепился трал AMRCR.
Трал состоял из четырех катков. Каждый был собран из четырех стальных дисков
толщиной ½ дюйма диаметром 26 дюймов, разделенных парами чугунных распорных
дисков диаметром 22 дюйма. Весь ролик, скрепленный болтами, имел ширину около
17 дюймов. Трал не оправдал себя. (Рис.16)

Рис.16 - Т17Е1 с
тралом AMRCR.