Armored Car Т17Е1/М6 Staghound I

 

 

Armored Car Т17Е1/М6

США

Полусредний по массе колесный танк

масса

13,940 т

вооружение

 

37-мм орудие

2 пулемета

экипаж

5 чел.

мощность силовой установки

194 л.с.

проект

1941г., Chevrolet

выпускался

1942-1943гг., Chevrolet

2844 шт.

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

   В сентябре 1941г. фирма Chevrolet Motor Division предложила проект двухосной 4х4 бронемашины/колесного танка по теме тяжелого бронеавтомобиля. Конструктором проекта упоминают Е.Е. Макферсона. Машина получила обозначение Т17Е1, хотя не имела никакого отношения к трехосному колесному танку Т17 (общей для обеих машин была только башня и вооружение). (Рис.1)

 

Рис.1 - Armored Car Т17.

 

     Американскому командованию идея понравилась, и еще до окончания разработки, в январе 1942 года американская армия заказала 2000 машин этого типа.

    Первый прототип, говорят, появился в марте 1942г. (Рис.2)

 

Рис.2 - Т17Е1 Armored Car.

 

   Масса 13920 кг. Габариты: длина – 5486 мм, ширина – 2790/2692 мм, высота – 2360/2844 мм, клиренс – 340/380 мм, колея – 2260 мм. Сварной несущий корпус. Корпус защищался 22-мм лобовой и 19-мм бортовой броней. Толщина броневых листов крыши составляла 13 мм, днища — колебалась от 6,5 до 13 мм, кормы корпуса — 9,5 мм. Более точные данные бронирования корпуса выглядят так: лоб корпуса верх – 22 мм/30°, лоб корпуса низ – 16 мм/45°, борта корпуса 19 мм/13°, корма корпуса 10 мм/30°, днище 6-13 мм, крыша корпуса 13 мм. Лобовая броня башни достигала 45 мм, бортовая и кормовая — 32 мм, крыши — 13 мм. Более точные данные по бронированию башни следующие: лоб башни – 45 мм/45°, маска орудия – 25 мм/0…52°, борт башни – 32 мм/22°, корма башни 32 мм/12°, крыша башни – 13 мм. Башня вращалась электрогидравлическим приводом. Экипаж 5 чел.: водитель, помощник водителя (он же стрелок из курсового пулемета), наводчик, заряжающий и командир (он же радист). Вооружение: 37-мм пушка М6, стабилизированная в вертикальной плоскости (наведение в вертикальной плоскости от -7° до +40°), два 7,62-мм пулемета Browning M1919A4 (спаренный с пушкой и курсовой), 2-дюймовый дымовой гранатомет, установленный в крыше башни. Боекомплект 103 артвыстрела, 5250 патронов к пулеметам, 14 дымовых гранат. В кормовой части корпуса параллельно оси машины были установлены два 6-цилиндровых карбюраторных рядных двигателя Chevrolet/CMC 270 жидкостного охлаждения; мощность каждого составляла 97 л.с. при 3000 об/мин, рабочий объем 4428 см3. Емкость топливного бака составляла 340 л. Кроме того, на бортах машины крепились два наружных цилиндрических топливных бака емкостью 90 л каждый. Трансмиссия полуавтоматическая типа Hydramatic, две четырехскоростные коробки передач (4+1), гитара и демультипликатор. Последний позволял отключать привод переднего моста, а также обеспечивал движение бронеавтомобиля при одном работающем двигателе. Машина имела колесную формулу 4×4 и размер шин 14,00-20″. Подвеска независимая на полуэллиптических листовых рессорах. На каждом узле подвески имелся гидравлический амортизатор. За счет использования электрогидравлического усилителя руля Saginaw 580-DH-3, а также гидравлических тормозов Bendix-Hydrovac с вакуумным усилителем управление почти 14-тонной боевой машиной было не тяжелее, чем легковым автомобилем. На серийных машинах устанавливалась британская радиостанция №19.

    Скорость по шоссе 88/89 км/ч, запас хода по шоссе 800/725 км. Преодолеваемые препятствия: подъем до 26°, высота стенки 0,60/0,53 м, ширина рва 0,45 м, глубина брода 0,80 м.

    После испытаний на Абердинский полигон и, как пишут, «очень жестких» испытаний на полигоне фирмы Chevrolet в штате Мичиган, в июне 1942 года тип был стандартизирован как М6 Armored Car. С октября 1942г. по декабрь 1943г. было построено 2844 машины Т17Е1 Armored Car.

 

Таблица – Производство Т17Е1 Armored Car.

1942г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28

54

75

157

1943г.

100

68

312

275

256

322

279

335

228

198

147

167

2687

 

     Однако в американскую армию попало всего несколько образцов (приблизительно, менее двух десятков), главным образом, для испытаний. (Рис.3)

 

Рис.3 – Одна из машин, поступивших на испытания в июне 1943г.

 

   Практически все серийно произведенные колесные танки Т17Е1 Armored Car были поставлены британцам. Машины привлекли их внимание благодаря гигантскому запасу хода – 800 км – что было очень важно в условиях войны в Северной Африке. Правда, по мнению британцев, недостатком 14-тонных колесных танков было отсутствие кормового поста управления. В Британии американские колесные танки, по традиции, обозначались породами собак - Т17Е1 стал называться Staghound (гончая).

   Базовая модель Т17Е1 в британской армии получила обозначение Staghound Mk I.

   Довольно скоро после начала боевого применения Т17Е1 британцы почувствовали необходимость в дополнение к линейным машинам, вооруженных 37-мм пушками, иметь на данной базе машины огневой поддержки. Пишут, что в 1944г. в Италии новозеландцы – два лейтенанта кавалерийского полка 2-й Новозеландской бронетанковой дивизии – предложили перевооружить несколько линейных машин с 37-мм пушки на 76-мм гаубицу CS, применявшуюся на некоторых британских танках CS. Для высвобождения места под боекомплект был ликвидирован курсовой пулемет, а из экипажа исключен помощник водителя. Кроме того, из башни изъяли дымовой гранатомет, а в качестве альтернативы на правом борту башни разместили две 4-дюймовых мортирки для стрельбы дымовыми гранатами. Колесные танки Т17Е1, вооруженные 76-мм гаубицами, получили название Staghound Mk II. (Рис.4)

 

Рис.4 – Боковая проекция Staghound Mk II.

 

    Сигнальный образец, как будто, был получен новозеландцами в полевых условиях, а после показа дивизионному начальству, в военных мастерских в Египте, как пишут, была развернута программа переоборудования Staghound Mk I в Staghound Mk II. Правда, какое количество Staghound Mk II было получено – неизвестно, но сообщается, что помимо новозеландцев эта модификация поступала в польские части в Италии. (Рис.5)

 

Рис.5 - Staghound Mk II.

 

      Кроме того, на незначительном количестве машин базовой модификации британцы заменили башни, установив башни от танка Crusader III. На танках Crusader III в башнях устанавливались 57-мм орудия, но практически во всех источниках указывается, что в башнях Crusader III, появившихся на шасси Т17Е1, размещалось 75-мм орудие со спаренным с ней 7,92-мм пулеметом BESA. На этот счет встречается разъяснение – мол, позже некоторые из машин Т17Е1 с башней от Crusader III с 57-мм пушкой были переоборудованы башней от британского колесного танка АЕС Armored Car Mk III с 75-мм пушкой. За счет установки более тяжелой башни, несмотря на отказ от курсового пулемета и помощника водителя, боевая масса машины возросла до 15 т.

    В общем, вариант с новой башней (будь то от Crusader III, или от АЕС Armored Car Mk III) обозначается Staghound Mk III (Рис.6).

 

Рис.6 - Staghound Mk III.

 

   Из некоторых источников следует, что всего было получено 32 машины Staghound Mk III. 

   В британские войска колесные танки Staghound начали поступать весной 1943 года. В бой Т17Е1 Staghound пошли на Сицилии и в Италии. Машины, как правило, находились при штабах бронеавтомобильных батальонов (эскадрилий) и полков: три машины при штабе полка и по четыре машины при каждом штабе батальона. Пишут, что машины снискали себе неплохую репутацию, благодаря своей надежности, простоте эксплуатации и обслуживания, хорошему вооружению и бронированию. Помимо английских войск, машины этого типа в Италии поступили в новозеландские, индийские, канадские части и разведывательные кавалерийские полки 2-го армейского корпуса Польских вооруженных сил на Западе.

    После высадки союзников в Нормандии Т17Е1 Staghound принимали участие в боевых действиях по освобождению Западной Европы. Кроме английских и канадских войск, они состояли на вооружении 1-й польской танковой дивизии (всего поляки получили около 250 бронемашин этого типа) и 1-й отдельной бельгийской танковой бригады.

   С конца 1943г. колесные танки Т17Е1 Staghound поступали и в австралийские части, вероятно, действовавшие в Тихоокеанском ТВД – всего 279 единиц. По другой версии, австралийцы получили Т17Е1 только в 1950 - 1960-х годах (- маловероятно). Машины оставались в строю до 1970г. 

   После окончания Второй мировой войны Великобритания располагала значительным количеством «стэгхаундов». Часть из них эксплуатировалась в войсках вплоть до 1950-х годов, пока их не заменили более современными броневиками английского производства. Большое количество машин этого типа было передано или продано другим государствам.

   В бельгийскую армию «стэгхаунды» поступили еще в годы войны — ими был вооружен один эскадрон бронеавтомобилей. После войны их количество существенно возросло. До 1951 года бронемашины модификаций Mk I, Mk II и ЗСУ на их базе составляли основу трех бронекавалерийских (разведывательных) полков. В 1952 году большинство машин из расформированных бронекавалерийских полков передали бельгийской жандармерии, где «стэгхаунды» прослужили до 1977 года. (Рис.7)

 

Рис.7 - Т17Е1 Staghound из отряда Свободной Бельгии.

 

    Голландская армия эксплуатировала несколько десятков бронемашин Т17Е1 Staghound в период второй половины 1940-х-1960-х годов (на 1951 год имелось 108 единиц).

   Датчанам британцы передали в 1946-1947гг. 14 броневиков модификации Staghound Mk III. (Рис.8)

 

Staghound Mk III - Danish Army Vehicles Homepage

Рис.8– Датские Staghound Mk III.

 

   В датской армии машины были выведены в резерв в 1953г, но оставались на вооружении до 1960г.

   В Греции осталось некоторое количество колесных танков Staghound после того, как британская армия покинула страну (1947г.).

   Некоторое количество машин Staghound Mk I получила Швейцария. Вооружение этих броневиков было заменено на применявшееся в швейцарской армии. 37-мм орудие заменили на швейцарское 47-мм орудие Pak 41, также устанавливался пулемет швейцарского производства. Рассматривался также вариант замены 37-мм пушки на 20-мм автоматическую пушку Hispano-Suiza HS.820. Вариант получил обозначение Radpanzer Staghound mit Veruchswaffen – т.е. танк-стандарт с пробным вооружением. Пишут, что вариант предлагался на экспорт в Сирию, но безуспешно.  

    В 1950-х годах «стэгхаунды» вариантов Mk I и ЗСУ на их базе поступили в итальянскую армию и корпус карабинеров. На некотором количестве машин 37-мм пушка и пулемет Browning в башне были заменены спаркой пулеметов Breda mod.38, а курсовой пулемет Browning — пулеметом Fiat mod.35. (Рис.9)

 

Рис.9 - Т17Е1 Staghound с новым пулеметным вооружением, вероятно, машина перевооружена на итальянский манер.

 

    На Ближнем Востоке первой страной, получившей Т17Е1 Staghound после окончания Второй мировой войны, стал Египет – 50 шт.

    Два полка таких бронеавтомобилей находились на вооружении иорданской армии. В 1960-х годах часть машин была передана Ливану. По другой версии, в Ливане 56 танков Т17Е1 Staghound появились с 1949г. и эксплуатировались ливанской армией и силами внутренней безопасности до 1983г. На некоторых ливанских танках 37-мм пушки были заменены на британские 2-фунтовки (40 мм), у других стояла башня от колесного танка АЕС Armored Car Mk III с 75-мм пушкой (т.е. вариант Т17Е1 Staghound III). Машины применялись во время Гражданской войны в Ливане (продолжалась с 1975г. по 1990г.), как христианами, так и мусульманами.

     В сирийской армии на вооружении находилось 52 танка Т17Е1 Staghound.

     Колесные танки Т17Е1 Staghound имелись также в армии Саудовской Аравии, на конец 1970-х годов – 94 шт.

    Армия обороны Израиля в 1950-е имела на вооружении 112 танков Staghound, часть которых, вероятно, принимала деятельное участие в Суэцкой войне (1956-1957гг.).

   Авторы сообщают об интересном переоборудовании, которые претерпели Т17Е1 Staghound, находившиеся на вооружение в Судане. В башнях от АЕС Mk III установили 75-мм пушки (вместе с масками) от танков Medium M4 (-??). Увы, я не могу представить, чтобы такую переделку выполнили суданцы (при всем уважении) и не понятно, откуда в Судане могли появиться пушки от Medium M4.

    В Южной Африке боевые машины этого типа получили Родезия (ныне Зимбабве) и ЮАР. На конец 1970-х годов в Родезии числилось 162 танка Т17Е1 Staghound (по другим данным, в Родезии в 1949-1976гг. хранилось всего 20 машин этого типа), а в ЮАР – 448/450 шт. Правда, большинство из них находились на складском хранении. (Рис.10)

 

Рис.10 - Т17Е1 Staghound родезийского Бронетанкового корпуса.

 

   В 1950 - 1960-х годах Т17Е1 Staghound поступили на вооружение Индии.

   Также «стэгхаунды» оказались в странах Латинской Америки: Бразилии, Гондурасе, Никарагуа и Кубе. Относительно поставок в Бразилию и в Гондурас можно предположить, что машины поступили из США – в Бразилию, вероятно, еще в годы Второй мировой воны. Про танки, оказавшиеся в Никарагуа известно следующее: 40 машин Т17Е1 были закуплены в Израиле после Суэцкой войны. 20 или 28 из них в 1957г. были перепроданы на Кубу. 18 машин находились на вооружении Национальной гвардии Никарагуа с 1957г. по 1979г. Итак, в отношении танков для Кубы в литературе расхождение – 20 или 28 единиц из Никарагуа. Более никакой информации насчет кубинских машин нет. 

   Во время войны во Вьетнаме танки Т17Е1 Staghound оказались по обе стороны конфликта.

   Из стран Юго-Восточной Азии, имевшей машины Т17Е1 упоминается также Таиланд.

   В конце 1970-х годов в армиях различных государств все еще числилось около 800 «стэгхаундов».

  База Т17Е1 послужила базой для разного рода вспомогательных бронемашин.

     В декабре 1943г. был испытан образец 75-мм САУ на шасси Т17Е1. На стандартный корпус М6 Armored Car устанавливалась открытая сверху башня с 75-мм гаубицей, заимствованная у гусеничной самоходки М8. Получилась колесная САУ Т17Е3. (Рис.11) 

 

Рис.11 - Т17Е3.

 

    Также была разработана версия АА (ЗСУ) – T17E2 или Staghound AA (T17E2). Машина не являла собой переделку серийной базовой машины, а строилась серийно «с нуля». В открытой сверху сварной башне Fraser-Nash были размещены два крупнокалиберных пулемета Browning М2 калибра 12,7 мм. (Рис.12)

 

Рис.12 - АА T17E2.

 

     На машинах ранних выпусков вертикальное и горизонтальное наведение вооружения осуществлялось гидроприводом, а на броневиках поздних выпусков — электроприводом. Скорость горизонтального наведения — 8,4°/с, скорострельность установки — 600 выстр./мин. Боекомплект состоял из 2610 патронов (шесть снаряжённых лент по 435 патронов в каждой). На этой модификации не был предусмотрен курсовой пулемет. На его месте располагалась радиостанция. Число членов экипажа сократилось до трех: водитель и заряжающий (он же радист) находились в корпусе, а наводчик (он же командир) — в башне.

    Было изготовлено 1000 бронеавтомобилей Staghound AA.

 

Таблица – Производство машин АА T17E2.

1943г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

71

128

211

1944г.

220

200

225

144

 

 

 

 

 

 

 

 

789

 

   Машины применялись на заключительном этапе войны в Европе, правда, к тому времени воздушных целей для них почти не было.

    В конце войны британцы передали часть Staghound AA бельгийцам. В Бельгии с 1945г. ЗСУ эксплуатировались в подразделениях моторизованной жандармерии до 1977г.

  В 1950-х годах Staghound AA поступили в итальянскую армию и корпус карабинеров.

    Встречается упоминание еще об одном варианте машины на базе Staghound Mk I – вероятно, РСЗО - на котором устанавливались две ракетные установки. Кроме единственной фотографии этой машины, других сведений о ней не имею. (Рис.13)

 

Рис.13 - Staghound I, вооруженный двумя ракетными установками.

 

     Британцы создали на базе Т17Е1 еще две модификации - командирские варианты Staghound Command и Staghound Rear Link. На обеих версиях с линейных машин Staghound Mk I демонтировались башни. Вариант отличался установкой дополнительной радиостанции. (Рис.14)

 

Рис.14 – Командирский вариант на базе Т17Е1.

 

   Британцы также пытались превратить Т17Е1 в минные тралы.

   В одном случае на машину установили электрическое оборудование для обнаружения мин. Прибор назывался Банту. Он крепился на двух больших деревянных роликах перед колесами и одном большом ролике сзади. Практически сразу проект был свернут. (Рис.15)

 

Рис.15 - Т17Е1 с электрическим прибором для разминирования.

 

    Во втором варианте на Т17Е1 крепился трал AMRCR. Трал состоял из четырех катков. Каждый был собран из четырех стальных дисков толщиной ½ дюйма диаметром 26 дюймов, разделенных парами чугунных распорных дисков диаметром 22 дюйма. Весь ролик, скрепленный болтами, имел ширину около 17 дюймов. Трал не оправдал себя. (Рис.16)

 

Рис.16 - Т17Е1 с тралом AMRCR.

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru