Armored Car Т17
Armored
Car Т17
США
Полусредний по массе колесный танк
|
14,5 т |
|
|
вооружение |
37-мм орудие 2 пулемета |
|
экипаж |
5 чел. |
|
мощность силовой установки |
220 л.с. |
|
проект |
1941г., Ford
Motor Company |
|
выпускался |
1942-1943гг., Ford Motor Company 251 шт. включая
прототип |
Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.
В марте 1942г. фирма Ford Motor Company представила прототип трехосного колесного танка (бронеавтомобиля, вероятно, среднего класса), получившего обозначение Т17 Armored Car. На машине появилась новая башня, спроектированная на Rock Island Arsenal, как пишут, с учетом британских требований, обуславливающих некоторые конструктивные особенности, такие как размещение в башне как минимум двух членов экипажа и размещение радиостанции в башне так, чтобы она была близко к командиру. В дальнейшем эта башня стала стандартной для типа тяжелых бронеавтомобилей/колесных танков. (Рис.1)

Рис.1 – Вероятно, перед нами пилотный вариант Т17.
Впрочем, машина, кажется, быстро слегка преобразилась. (Рис.2)


Рис.2 – Проекции Т17 и вид машины перед испытаниями.
Масса 14,5 т (в некоторых источниках указывают 12878 кг, что смотрится
маловато). Габариты: длина 5537 мм, ширина 2591 мм, высота 2311 мм, клиренс 340
мм, колея 2184 мм. Бронирование: лоб — 31,75-50,8 мм, борт — 17,8-22,2 мм,
корма — 17,8 мм, борт башни — 12,7 мм, лоб башни — 50,8 мм. Приводятся и другие
данные по бронированию Т17: лоб корпуса верх – 19 мм/42°, лоб корпуса середина
– 19 мм/57°, лоб корпуса низ – 19 мм/45°, борт корпуса - 19 мм/22°, корма
корпуса - 13 мм/10°, днище - 6 мм, крыша корпуса - 10-16 мм, лоб башни – 32
мм/45°, маска орудия - 25 мм/0…52°, борт башни - 32 мм/22°, корма башни – 32
мм/12°, крыша башни – 19 мм. Пишут, что корпус машины был литым. Экипаж 5 чел.
Вооружение в башенной спаренной установке М24А1 (угол наведения по вертикали от
-10° до +45°, наведение по вертикали осуществлялось ручным приводом) одна 37-мм
пушка М6 и один 7,62-мм пулемет Browning M1919A5, еще один пулемет в лобовом
элементе корпуса справа. Боекомплект пушки 111 выстрелов: 95 штук бронебойных
М74 с начальной скоростью 883 м/с и фугасных М63 с начальной скоростью 792 м/с,
плюс 16 осколочных М2. Компоновка Т17 танковая. В передней части находилось
отделение управления, в средней – боевое отделение, в кормовой части корпуса
устанавливался двигатель. В отделении управления в передней части корпуса
располагались рабочие места водителя (слева), и пулеметчика (справа). Обзор им
обеспечивали прямоугольные окна в лобовом листе отделения управления, которые в
боевой обстановке закрывались бронекрышками, и тогда наблюдение за дорогой и
местностью перед бронемашиной осуществлялось через смотровые щели,
оборудованные пуленепробиваемыми стеклоблоками. За отделением управления
находилось боевое отделение с литой башней кругового вращения. В башне
располагались три члена экипажа наводчик, заряжающий и командир. Наводчик
размещался слева от пушки, командир позади него, место заряжающего находилось
справа от казенной части орудия. Для наблюдения за местностью в распоряжении
заряжающего и командира машины имелись два перископа М6, смонтированные в крыше
башни перед индивидуальными люками над их рабочими местами. Вращение башни
осуществлялось с помощью гидравлического привода. Давление в гидравлической
системе создавал мощный электродвигатель, расположенный на полу башенной
корзины. На случай выхода из строя гидравлики имелся дублирующий ручной
механизм вращения башни. Пишут, что на пилотной машине был установлен двигатель
Ford, карбюраторный, 8-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 90 л.с.,
но, скорее всего, силовая установка представляла собой спарку таких моторов. На
серийные машины устанавливались спаренные 6-цилиндровые карбюраторные двигатели
Hercules JXD жидкостного охлаждения с рабочим объёмом по 5240 см3
мощностью 110 л.с. (мощность силовой установки 110х2). Низкая степень сжатия
(6,51) позволяла использовать низкооктановые сорта бензина. (Рис.3)

Рис. 3 - Спарка
моторов Hercules JXD.
Топливный бак из самозатягивающейся резины,
заключенный в стальной кожух, размещался между силовой установкой и
противопожарной перегородкой, отделявшей боевое отделение от моторного. В
состав трансмиссии входили две четырехскоростные коробки передач (4+1), гитара,
демультипликатор, раздаточная коробка и гидравлические тормоза с вакуумным
усилителем. Каждый двигатель имел собственное сцепление и коробку передач.
Скорости переключались одним рычагом и каждый коробку можно было поставить в
нейтральное положение. (Рис.4)

Рис.4 – Схема
трансмиссии.
Для обслуживания и ремонта силовой установки на крыше моторного
отделения имелись два больших люка, которые крепились болтами и при
необходимости быстро снимались, обеспечивая доступ ко всем узлам двигателей. В случае
серьезной поломки одного из них, он легко извлекался из МТО, причем второй
мотор оставался на месте. Ходовая часть колесная формула 6х6, колеса одинарные,
шины пневматические размером 12х20 дм, подвеска на листовых рессорах. Пишут,
что ходовая часть (подвеска) снабжалась гиростабилизатором (-?). В качестве
средств связи в кормовой нише башни монтировалась радиостанция SCR-506 или
SCR-508. Длинноволновая радиостанция SCR-506 позволяла поддерживать связь в
голосовом режиме на дальности до 100 км и на ключе — на дальности более 200 км
SCR-508 работала в УКВ диапазоне и обеспечивала уверенную связь на равнинной
местности в радиусе всего 10—20 км.
Испытания прототипа Т17, проведенные на Абердинском полигоне, показали
высокие ходовые характеристики бронеавтомобиля. Скорость по шоссе достигала
96,5 км/ч, запас хода по шоссе 400/402 км. Преодолеваемые препятствия: угол
подъема 26°, высота стенки 0,46 м, ширина рва 0,45 м, глубина брода 0,81 м.
(Рис.5)

Рис.5 – Фото Т17 с
испытаний в пустыне.
Британцы еще до появления прототипа Т17 – в январе 1942г. выдали заказ
на постройку 2260 машин, присвоив им название “Deerhound” (название породы шотландской борзой или оленья
борзая). В июле заказ на Т17 довели до 3750 единиц.
Т17 производились на мощностях Ford в 1942-1943гг.,
всего было получено 250 серийных Т17. (Рис.6)
Таблица – Производство колесных танков
Т17.
|
1942г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
24 |
32 |
|
1943г. |
66 |
|
124 |
26 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
218 |



Рис.6 – Серийный Т17 Armored Car.
Армия США также не признала Т17 в качестве полноценной бронемашины. В
результате с них решили демонтировать 37-мм пушки и передать машины в таком
виде военной полиции для патрульной деятельности на территории США. В этом
качестве машины были стандартизированы как М5 Armored
Car.
Формально проект Т17 был закрыт в феврале 1944г.
Есть сведения, что в 1942г. (- все-таки, видимо, позже) в Бразилию по
программе ленд-лиза отправили от 12 до 20 колесных танков Т17. Первоначально
бразильцы использовали эти машины в качестве командирских машин в некоторых
бронетанковых подразделениях, затем были переданы армейской полиции (Policia do Exercito, PE), которая эксплуатировала их до
середины 1970-х годов в
Рио-де-Жанейро.
