Armored Car Т13//Т13Е1

 

 

Armored Car Т13//Т13Е1

США

Полусредний по массе колесный танк

масса

14,528 т

вооружение

 

37-мм орудие

2 пулемета

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

250 л.с.

проект

1941-1942гг., Trackless Tank Company

выпускался

1942г., Trackless Tank Company

2 шт. опытные

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     В апреле 1941г. фирма из Нью-Йорка с говорящим за себя названием Trackless Tank Company представила восьмиколесное бронированное шасси, разработанное в инициативном порядке (- вероятно, под возможный британский заказ). Шасси было доставлено на полигон в Форт Майрс (штат Вирджиния) для оценочного осмотра специалистами Департамента вооружений армии США. (Рис.1)

 

Рис.1 – Восьмиколесное шасси от фирмы Trackless Tank Company без вооружения.

 

   Масса машины составила 10 т. Клепаный корпус собирался из бронелистов максимальной толщины 12,7 мм. Нос корпуса имел скругленную форму, и образовывавший его броне лист стыковался сверху с наклонным лобовым листом, слева в котором находи лось окно водителя, а справа — прямоугольный двухстворчатый входной люк. Лобовое окно в боевой обстановке закрывалось двумя бронестворками, одна из которых откидывалась вверх, а вторая вниз. Конструктивно точно так же был устроен и входной люк. В качестве вооружения выступал пулемет. Двигатель Guilberson, дизельный, 9-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 250 л.с. при 2200 об./мин. По другой версии, двигатель был воздушного охлаждения, и поступление охлаждающего воздуха к двигателю обеспечивали жалюзи, расположенные на боковых скосах крыши моторного отсека. Трансмиссия механического типа. Ходовая часть колесная формула 8х6, колеса одинарные, шины пневматические, индивидуальная подвеска на листовых (-?) рессорах. По другим данным, машина имела полный привод 8х8. (Рис.2)

 

Рис.2 – Похоже, что направляющее колесо имело не пластинчатую рессору, а гидравлический или пружинный амортизатор. На фото место крепления подвески переднего колеса.

 

   Предварительные испытания прототипа, проведенные на полигоне в Форт-Мейере, показали, что машина может использоваться для задач разведки или связи. (Рис.3)

 

 

Рис.3 - Шасси от фирмы Trackless Tank Company на испытаниях.

 

     Как известно, в июле 1941г. американский заказчик определился с требованиями к перспективной боевой колесной машине. Военные хотели увидеть на этом шасси более полноценную боевую машину с пушечно-пулеметным вооружением во вращающейся башне. Что касается первого шасси Trackless Tank Company, то военные предложили использовать его как базу под более мощное вооружение, а именно – 3-дюймовую пушку или 105-мм гаубицу. САУ с трехдюймовкой присвоили обозначение 3-inch Motor Carriege T7, а для гаубичного варианта - Gun Motor Carriege T39. Встречается, что соглашение о разработке САУ (- одной или обеих?) было достигнуто 30 июня 1941 г., стоимость машины оценили в 35.000 долларов, а комплектов запасных частей — 70.000 долларов. Однако в октябре 1941г. фирма Trackless Motor Company прекратила все работы по САУ на своем шасси в пользу разработки колесного танка.

     Создание полноценного колесного танка на шасси Trackless Tank Company задержалось, возможно, до конца 1941г. Судя по доступным фото, первый прототип был зафиксирован на Абердинском полигоне в ноябре 1942г. Поскольку колесный танк большее соответствовал бронеавтомобилям, он получил армейское обозначение T13 Armored Car. (Рис.4)

 

Рис.4 – Первый прототип T13 Armored Car. Второй прототип, если вести отсчет от безоружного шасси, поэтому на башне выведена цифра «2».

 

     Масса машины в полной комплектации составила 14528 кг. Габариты: длина 5207 мм, ширина 2540 мм, высота 2134 мм. Бронекорпус Т13 был цельносварным. Корпус танка собирался из бронелистов максимальной толщины 25,4 мм (лоб корпуса), толщину борта корпуса также указывают 25,4 мм, в отношении крыши корпуса толщину брони называют в 12,7 мм. Бронировка башни неизвестна. Сильно изменился лобовой лист корпуса. Внизу он сохранил закругление, но, во-первых, стал цельным, а во-вторых, лишился входного двустворчатого люка справа. Вместо прежнего довольно большого лобового окна водителя появилось маленькое смотровое окно с бронекрышкой, второе такое же окно обеспечивало обзор пулеметчику, располагавшемуся справа от водителя. Экипаж 4 чел. Машина оснащалась башней кругового вращения, в скошенном лобовом листе которой были установлены 37-мм противотанковая пушка М6 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет Browning М1919А4. Второй такой же пулемет был смонтирован в шаровой установке справа в лобовом листе корпуса. Двигатель Guilberson, дизельный, 9-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 250 л.с. при 2200 об./мин. По другой версии, двигатель был воздушного охлаждения, и поступление охлаждающего воздуха к двигателю обеспечивали жалюзи, расположенные на боковых скосах крыши моторного отсека. Трансмиссия механического типа. Ходовая часть колесная формула 8х6, колеса одинарные, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах. По другим данным, машина имела полный привод 8х8. Машина показала максимальную скорость по пересеченной местности в 72 км/ч. При движении по шоссе максимальная скорость достигала 96 км/ч!

   Видимо, параллельно был построен еще один вариант - Т13Е1, который отличался силовой установкой – на машине стоял 7-цилиндровый радиальный бензиновый двигатель. (Рис.5)

 

Рис.5 – Второй прототип T13 Armored Car – Т13Е1. Третий прототип, если вести отсчет от безоружного шасси, поэтому на башне выведена цифра «3».

 

    В целом, колесный танк T13 Armored Car смотрелся очень и очень неплохо для задач разведки или связи, но продолжение проекта не последовало.

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru