Aghnides Tank

 

 

Aghnides Tank

США

Бронированная вооруженная вездеходная машина

масса

ок. 6 т (?)

вооружение

37-мм орудие

экипаж

3 чел.

проект

1942г., Aghnides

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1938-1942гг.

 

 

     В марте 1938г. в США был выдан патент Эндрю Ричардсону (A.J. Richardson) из Лаббока, штат Техас на изобретение «Автошар и бронированный шар». Идея ушла в массы благодаря публикации в 1936г. в журнале Popular Science заметки «Новый военный танк напоминает катящийся шар». (Рис.1)

 

 

 Рис.1 – Обложка журнала Popular Science за июнь 1936г. и статья в нем про «шаротанк».

 

   Развернувшиеся в мире события пробудили новых приверженцев идеи щаротанка. Одним из недостатков шаротанка Richardson называли неустойчивость аппарата. 23 декабря 1941г. регистрируется новая патентная заявка от J.E.Reilley, в которой к «телу» транспортной машины шаровидной формы пририсовывается некий, как кажется, инерционный балансир, видимо, для сообщения конструкции большей устойчивости. На рисунках к патенту не изображено никакого вооружения, а формула изобретения мне не известна, так что относить шароход Reilley к танкам я не возьмусь. (Рис.2)

 

Рис.2 – Из патента J.E.Reilley,23 декабря 1941г.

 

   В мае 1942г. свою заявку на изобретение подал Илай Агхнидес (он же Элли Ахнидс, Aghnides) – инженер, родившийся в Стамбуле. К тому времени он уже добился успеха на поприще сантехники в нише аэраторов и фильтров. Предложенный Агхнидесом аппарат представлял собой бронированную машину, выполненную по схеме шара-дицикла. Сферические полушария имели оребрение для повышения сцепления с грунтом, также оребрение выполняло роль лопастей (машина должна была также и плавать). Существенным отличием от шаротанка Ричардсона было наличие в носовой и кормовой частях центральной секции небольших колёс, которые препятствовали проворачиванию корпуса при движении. Водитель, размещавшийся в носовой части машины, выполнял также роль стрелка: он вёл огонь из пулемёта, находившегося в шаровой установке. (Рис.3)

 

Рис.3 - Патент Илая Агхнидеса на шарообразную боевую машину.

 

   Макет боевой машины Агхнидеса попал на станицы научно-популярных изданий. (Рис.4)

 

 

Рис.4 - Макет боевой машины Агхнидеса.

 

   Идею со сферическими колесами, имевшими оребрение для повышения сцепления с грунтом в качестве движителя для транспорта повышенной проходимости, заметили специалисты фирмы Marmon-Herrington. Такая конструкция колес позволяла машине не заваливаться на борт при угле наклона 75° и двигаться по воде, используя водомет. В 1954г. или в 1955г. публике была продемонстрирована машина повышенной проходимости под названием Rhino, построенная на Marmon-Herrington при участии Элли Ахнидса. (Рис.5)

 

Рис.5 – Rhino.

 

   Масса машины Rhino 4 т. Разгонялась 110-сильным фордовским двигателем до 70 км/ч.

 Rhino осталась экспериментальной машиной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru