A23 Heavy Cruiser

 

 

A23 Heavy Cruiser

Британия

Средний крейсерский танк

масса

24 т

вооружение

57-мм орудие

1 пулемет

или

76-мм орудие

40-мм орудие

1 пулемет

экипаж

4-5 чел.

мощность силовой установки

350 л.с.

проект

1941г., Vauxhall

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1938-1943гг.

 

 

     После опыта во Франции вновь обратили внимание на продолжение темы тяжелого крейсерского танка, от которой отказались в 1939г. Полученный в 1940г. Crusader смотрелся, как средний крейсерский танк (хотя формально считался тяжелым крейсером), но ощущалась потребность в более тяжело бронированном и вооруженном могущественной пушкой крейсере.

    Как будто, в июле 1940 года Генеральное управление по танкам и транспорту подготовило спецификацию на новый крейсерский танк. Поначалу спецификация подразумевала боевую машину с лобовой бронёй, усиленной до 75 мм - лобовая броня нового «крейсера» предполагалась равнозначной Infantry Tank Mk.II. Предполагалась более мощная и крупная орудийная система, поэтому считалось, что диаметр башенного погона вырастет до 1524 мм. Максимальная скорость оценивалась в 40 км/ч. Таким образом, новый «крейсер» получался менее подвижным, чем предшественники, но более защищённым.

    В конце 1940г. Генеральный штаб объявил конкурс на тяжелый крейсерский танк. В соответствии с условиями, новый крейсерский танк должен был иметь боевую массу около 25 т, лобовую броню толщиной порядка 70 мм и 6-фунтовую пушку.

   Новые тактико-технические требования были оформлены Министерством снабжения в конце 1940 года или в начале 1941г. Толщина брони лобовой части корпуса определялась в 65 мм, лобовой части башни – 75 мм. В то же время, максимальная скорость должна была составлять 24 мили в час (38,6 км/ч). Также новый танк предполагалось оснастить 6-фунтовым орудием, для чего предстояло разработать башню с погоном 1524 мм. Экипаж 5 чел. При всём этом боевая масса танка ограничивалась 24 тоннами. Программа получила обозначение Cruiser Mk VII.

    Специалисты фирмы Vauxhall под эти требования предложили уменьшенный вариант пехотного танка А22 Churchill (Shortened Churchill), получивший обозначение А23.

     Появление в конкурсе на крейсер разработчика тяжелого пехотного танка не выглядит казуистикой. Спецификация на новый крейсер в части бронирования машины вплотную приближается к требованиям на пехотные тяжелобронированные танки. Информацию о варианте A23 Heavy Cruiser можно ограниченно почерпнуть из справочника “Churchill Tanks built to Major Re-Work Specification”. (Рис.1)

 

Рис.1 – Справочник “Churchill Tanks built to Major Re-Work Specification”.

 

   Итак, фирма Vauxhall предлагала разработать тяжелый крейсер на уменьшенной базе тяжелого пехотного танка Churchill. (Рис.2)

 

Рис.2 – Изображения A23 Heavy Cruiser.

 

     Масса машины не известна, но по спецификации она не должна была превышать 24 т. Из габаритных размеров известна только ширина перспективной машины – 9ft 5, примерно 2825 мм. Бронирование: лобовые элементы 75 мм, борта 50 мм, крыша 17 мм, днище 14-17 мм. Пишут, что предлагалось два варианта вооружения танка. Первый – в башне 57-мм орудие и спаренный 7,92-мм пулемет BESA. (Рис.3)

 

Рис.3 – А23, первый вариант вооружения.

 

   Второй вариант – в башне 76,2-мм гаубица, 40-мм пушка (2-фунтовка) и 7,92-мм пулемет BESA. (Рис.4)

 

Рис.4 – А23, второй вариант вооружения.

 

     Вариант боекомплекта указывается один – 100 артиллерийских выстрелов, 6000 пулеметных патронов. Экипаж танка можно представить только умозрительно – 4-5 чел.

     В качестве силовой установки указывается 12-цилиндровый двигатель Vauxhall жидкостного охлаждения (вероятно, мощностью 350 л.с.). Данная силовая установка должна была разгонять танк до 24 миль/час. (Рис.5)

 

Рис.5 – Двигатель Vauxhall.

 

   Предусматривалась 5-ступенчатая коробка передач. Ходовая часть типа Churchill.

   Предложение Vauxhall было рассмотрено и, как будто, даже предлагалось построить полноразмерный деревянный макет A23 Heavy Cruiser, но, видимо, затем проект притормозили, возможно, ввиду первоочередности выполнения заказов по тяжелым вариантам танка Churchill. Встречается, что в начале 1943г. ожидалось, что серийный выпуск тяжелых танков Churchill завершиться летом того года (после постройки 3500 этих машин), а затем фирма Vauxhall должна была изготовить версию Heavy Cruiser по собственным чертежам и, видимо, в перспективе перейти на его серийный выпуск. Но этим планам не суждено было сбыться.

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru