Тип «Полковник Безмолитвенный»

Тип «Полковник Безмолитвенный»
Россия
Бронированный полугусеничный трактор
| 
   ? т  | 
  
 |
| 
   вооружение  | 
  
  
   76-мм орудие 6 пулеметов  | 
  
 
| 
   экипаж  | 
  
  
   11 чел.   | 
  
 
| 
   мощность силовой установки  | 
  
  
   100 л.с. (?)  | 
  
 
| 
   выпускался  | 
  
  
   1918-1919гг., в мастерских Донской армии 1 шт.  | 
  
 
Основная статья: Русское танкостроение 1911-1920гг.
Развитие по параллельным аллелям
В 1918г. или 1919г. силами мастерских Донской армии на базе шасси полугусеничного сельскохозяйственного трактора британской фирмы Clayton & Shuttleworthмодели 1916 года (Рис.1) начали строить тяжёлый бронированный трактор с мощным пушечно-пулемётным вооружением.
 
Рис.1 - Трактор Clayton & Shuttleworth модели 1916 года.
Машина, получившая имя «Полковник Безмолитвенный» (Рис.2), в апреле 1919 года была передана в состав армии (2-ой отряд бронедивизиона).

Рис.2 – Эрзац танк «Полковник Безмолитвенный», 1919г.
На шасси «Клейтона» был поставлен массивный бронированный кузов – корпус коробчатой формы со скругленными носовыми и кормовыми окончаниями, и крышей, имевшей в поперечнике полукруглую форму – т.о., конструкция корпуса напоминала железнодорожный вагон. Переднее поворотное колесо выходило за пределы бронекорпуса и не имело дополнительной защиты. Машина имела компоновку с расположением моторного отделения в носовой части корпуса, отделения управления в центральной части корпуса и боевого отделения в кормовой части корпуса.
Силовая установка базового шасси — 100-сильный (-?) рядный 6-цилиндровый (с верхним расположением клапанов) бензиновый двигатель водяного охлаждения, производства британской фирмы National Gas Engine. Запуск двигателя осуществлялся при помощи пусковой рукоятки («кривого стартёра»). Трансмиссия — механическая.
Ходовая часть машины — полугусеничная, состоявшая из заднего гусеничного движителя и одного переднего металлического управляемого колеса большого диаметра. Гусеничный движитель машины, применительно к одному борту, состоял из переднего направляющего колеса с механизмом натяжения и заднего ведущего колеса, имевших большой диаметр и выполнявших также опорную функцию, семи опорных катков небольшого диаметра и трёх поддерживающих катков. Подвеска — жёсткая.
Вооружение машины - одно 76,2-мм полевое орудие в кормовой части и шесть 7,62-мм пулемётов «Максим» обр. 1910г., огонь из которых вёлся через амбразуры. По причине многочисленного вооружения машина получила большой экипаж — 11 человек.
Недостатков у машины оказалось множество. Поворот базового трактора осуществлялся с помощью вынесенного вперед за гусеницы, колеса. Будучи вне бронированного корпуса, поворотное колесо подвергалось особой опасности в бою. Но самое главное, бронетрактор получился чудовищно тяжелым — серийный тракторный двигатель его практически не тянул. В итоге было принято решение не отправлять машину на фронт, где от нее не было бы никакого проку. «Полковник» использовался для обучения экипажей бронеавтомобилей, а затем, годом спустя с началом отступления сил ВСЮР на юг был разобран.