Тип «Полковник Безмолитвенный»

 

 

Тип «Полковник Безмолитвенный»

Россия

Бронированный полугусеничный трактор

масса

? т

вооружение

76-мм орудие

6 пулеметов

экипаж

11 чел.

мощность силовой установки

100 л.с. (?)

выпускался

1918-1919гг., в мастерских Донской армии

1 шт.

 

 

Основная статья: Русское танкостроение 1911-1920гг.

Развитие по параллельным аллелям

 

 

В 1918г. или 1919г. силами мастерских Донской армии на базе шасси полугусеничного сельскохозяйственного трактора британской фирмы Clayton & Shuttleworth модели 1916 года (Рис.1) начали строить тяжёлый бронированный трактор с мощным пушечно-пулемётным вооружением.

 

 

Рис.1 - Трактор Clayton & Shuttleworth модели 1916 года.

 

Машина, получившая имя «Полковник Безмолитвенный» (Рис.2), в апреле 1919 года была передана в состав армии (2-ой отряд бронедивизиона).

 

изображение

Рис.2 – Эрзац танк «Полковник Безмолитвенный», 1919г.

 

На шасси «Клейтона» был поставлен массивный бронированный кузов – корпус коробчатой формы со скругленными носовыми и кормовыми окончаниями, и крышей, имевшей в поперечнике полукруглую форму – т.о., конструкция корпуса напоминала железнодорожный вагон. Переднее поворотное колесо выходило за пределы бронекорпуса и не имело дополнительной защиты. Машина имела компоновку с расположением моторного отделения в носовой части корпуса, отделения управления в центральной части корпуса и боевого отделения в кормовой части корпуса.

Силовая установка базового шасси — 100-сильный (-?) рядный 6-цилиндровый (с верхним расположением клапанов) бензиновый двигатель водяного охлаждения, производства британской фирмы National Gas Engine. Запуск двигателя осуществлялся при помощи пусковой рукоятки («кривого стартёра»). Трансмиссия — механическая.

Ходовая часть машины — полугусеничная, состоявшая из заднего гусеничного движителя и одного переднего металлического управляемого колеса большого диаметра. Гусеничный движитель машины, применительно к одному борту, состоял из переднего направляющего колеса с механизмом натяжения и заднего ведущего колеса, имевших большой диаметр и выполнявших также опорную функцию, семи опорных катков небольшого диаметра и трёх поддерживающих катков. Подвеска — жёсткая.

Вооружение машины - одно 76,2-мм полевое орудие в кормовой части и шесть 7,62-мм пулемётов «Максим» обр. 1910г., огонь из которых вёлся через амбразуры. По причине многочисленного вооружения машина получила большой экипаж — 11 человек.

Недостатков у машины оказалось множество. Поворот базового трактора осуществлялся с помощью вынесенного вперед за гусеницы, колеса. Будучи вне бронированного корпуса, поворотное колесо подвергалось особой опасности в бою. Но самое главное, бронетрактор получился чудовищно тяжелым — серийный тракторный двигатель его практически не тянул. В итоге было принято решение не отправлять машину на фронт, где от нее не было бы никакого проку. «Полковник» использовался для обучения экипажей бронеавтомобилей, а затем, годом спустя с началом отступления сил ВСЮР на юг был разобран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru