Тип «Генерал Улагай»

Тип
«Генерал Улагай»
Россия
Бронированный полугусеничный трактор
| 
   масса  | 
  
   ? т  | 
 
| 
   вооружение  | 
  
   5 пулеметов  | 
 
| 
   экипаж  | 
  
   7 чел. (?)  | 
 
| 
   мощность силовой установки  | 
  
   75/100 л.с.
  (?)  | 
 
| 
   выпускался  | 
  
   1919г., з-д «Судосталь» в Новороссийске 2 шт.  | 
 
Основная статья: Русское
танкостроение 1911-1920гг.
Развитие по
параллельным аллелям
В феврале 1919 года на заводе «Судосталь» в Новороссийске было забронировано два полугусеничных трактора американской фирмы Bullock-Lombard с номерами шасси 50 и 89. По другим сведениям, одну машину бронировали и комплектовали на предприятии «Судосталь», вторую – на судостроительном Ревельском заводе – это предприятие было эвакуировано на площадку механического завода «Мюллер, Лямпе и К°» из Ревеля в 1917г. в виду приближающегося противника. Существует и третья версия, согласно которой в Новороссийске бронировали только один трактор Bullock-Lombard, а второй превращали в бронетрактор в Таганроге на заводе Неф-Филде или Нельф-Вильде.
Не вполне ясно, что подразумевается под шасси - Bullock-Lombard. Есть мнение, что название Bullock-Lombard, фигурировавшее в документах того времени есть ошибочное, на самом деле это, возможно, был трактор Lombard, но, возможно, что и наоборот – трактор Bullock. (Рис.1)


 
Рис.1 – Вверху (2
фото) – полугусеничный трактор Lombard.
Внизу - варианты американского полугусеничного трактора Bullock.
 
Говорят, что трактора этих типов (также как Holt и Clayton) поставлялись англичанами русским белым армиям в качестве артиллерийских тягачей. Некоторые авторы допускают, что в качестве силовой установки на этих тракторах применялся 100-сильный 6-цилиндровый бензиновый двигатель. (Рис.2)

Рис.2 – На этой фотографии Holt 75HP, судя по паровозной трубе, машина могла иметь паровой двигатель. На фото трактор в эксплуатации РККА.
Построенные бронетрактора (Рис.3) имели закрытое бронирование и вооружение из пяти 7,62-мм пулеметов «Максим».


Рис.3
– Эрзац танк на шасси Bullock-Lombard, 1919г.
Внешне
бронекорпус имел классическую компоновку дореволюционных бронемашин, включая
башню с пулеметом «Максим» (всего пулеметов на каждый трактор
приходилось по пять штук). Толщина брони составляла около 
Весной 1919г. эрзац танки поступили на испытания (Рис.4).

Рис.4
– Бронетрактор типа Bullock-Lombard на испытаниях.
Машины продемонстрировали хорошую управляемость за счет двух ведущих колес, но скорость была невысока – всего 5−8 км/ч. Вскоре их отправили в 3-й бронеотряд 2-го бронедивизиона Кавказской Добровольческой армии, где они, как пишут, вполне успешно сражались на протяжении 1919 года.
В 1919 - 1920 годах оба бронетрактора этого типа достались в качестве трофеев РККА. Они были признаны боеспособными, их перевооружили и отправили на фронт.