Тип «Астраханец»
Тип «Астраханец»
Россия
Бронированный полугусеничный трактор
масса |
? т |
вооружение |
6 пулеметов (?) |
экипаж |
8 чел. (?) |
мощность силовой установки |
75/100 л.с. (?) |
выпускался |
1919г., Ревельский з-д в Новороссийске 1 шт. |
Основная статья: Русское танкостроение 1911-1920гг.
Развитие по параллельным аллелям
На Ревельском заводе в Новороссийске в начале 1919 года на базе Bullock-Lombard был построен еще один эрзац танк, имевший не одну, а две пулеметные башни с круговым вращением, расположенными диагонально, как на бронеавтомобилях «русского типа» «Фиат-Ижорский» или «Остин-Путилов», получивший название «Астраханец» (Рис.1)
Рис.1 – Эрзац танк «Астраханец», 1919г.
По компоновке «Астраханец» был аналогичен «Генералу Улагаю» и «Доблестному лабинцу». Подробности описания конструкции «Астраханца» не сохранились. Известно, что это была полугусеничная машина с передним расположением силовой установки водяного охлаждения. Её вооружение состояло из двух 7,62-мм пулемётов «Максим» обр. 1910г. либо их аналогов в двух башнях и нескольких дополнительных пулемётов в бортовых амбразурах.
Без предварительных испытаний машина была передана в состав 3-й Донской армии ВСЮР, прибыв в Новочеркасск 1 апреля 1919 года. 2 апреля, уже на следующий день после прибытия машины в расположение 3-й Донской армии, начальник штаба Говоров отправил в Екатеринодар телеграмму следующего содержания, наглядно демонстрирующую её оценку военными: «Присланный в армию броневик «Астраханец» оказался непригодным для действий. Проведенное испытание дало плачевные результаты: после 100 сажень хода вода в радиаторе начала кипеть, второстепенные пулеметные установки мертвые, две имеющиеся башни не вращаются. По заявлению командира броневика испытания ему перед отправлением сделано не было, а сдан уже погруженным на платформу с приказанием отправляться как можно быстрее, в результате бесцельный проезд туда и обратно и потеря времени на исправление. В общем, отличная идея использования тракторов и никуда не годное выполнение и преступная небрежность лиц, непосредственно отправляющих сюда броневик. Трактор приказано снова погрузить и отправить обратно».
Бронетрактор был возвращён на завод, где и оставался на ремонте до конца апреля 1919 года. В войска бронетрактор так и не вернулся.
В 1919 - 1920 годах этот эрзац танк достался РККА. Машина испытывалась в 1920 году близ Таганрога, но была признана непригодной для боевого применения и разобрана.