Танк Рыбинского завода

 

 

(Художественный образ)

Танк Рыбинского завода

Россия

Танк средний по массе

масса

12/20 т

вооружение

75-мм орудие или 107-мм орудие

1 пулемет

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

200 л.с.

проект

1916г.

 

 

Основная статья: Русское танкостроение 1911-1920гг.

Первые танки

 

 

В 1956г. в советской прессе всплыло упоминание о некоем проекте, который позже получил условное название: Танк Рыбинского завода. Автор Мостовенко В.Д. в книге «Танки» (Издание второе, исправленное и дополненное. — М.: Военное издательство МО СССР, 1956.) приводил буквально следующее: «В 1915 г. на одном из заводов был разработан проект танка со следующими характеристиками: вес 20 т, экипаж 4 человека, вооружение 107-мм пушка и крупнокалиберный пулемёт, броня 10-12 мм, мощность двигателя 200 л.с. Представленный в Главное военно-техническое управление 10 августа 1916 года, этот проект не получил необходимой поддержки… Имеются сведения и о другом проекте, разработанном в то же время: вес 12 т, скорость до 12 км/ч, вооружение 75-мм пушка и пулемёт». Там же были приведены разрезы бронемашины коробчатой формы с пушкой в корме и ходовой частью по типу трактора «Холт» (Рис.1).

 

Рис.1 – Чертежи некоего танка, приведенные Мостовенко.

 

Факт, изложенный Мостовенко, казался настолько нереалистичным, что первоначально вызывал в среде отечественных специалистов недоумение и скепсис.

Позднейшие попытки исследователей найти оригинальные чертежи не увенчались успехом. Тем не менее, история о Рыбинском танке оказалась весьма популярна. В частности, на основании чертежей Мостовенко художник М. И. Петровский создал художественную реконструкцию машины (Рис.2).

 

Рис.2 – Танк Рыбинского завода, художественная реконструкция.

 

      Кроме того, исследователи и краеведы предпринимали попытки разыскать сведения, на каком именно заводе Рыбинска и кем был составлен проект, однако и эти поиски не дали результатов. Из-за отсутствия каких-либо данных в архивах ряд исследователей вообще усомнились в существовании данного проекта.

Однако определенные события всё же имели место быть. Правда, даже не на уровне проекта, а на уровне предложения. Осенью 1916 года Председатель комиссии по броневым автомобилям генерал-майор Н.М. Филатов, получил письмо следующего содержания: «Технический отдел ГВТУ препровождает, по приказанию Начальника Управления, заявление Акционерного общества «Русский Рено» от 10 августа 1916 года с чертежом бронированного трактора большой мощности…».

В своё время общество «Русский Рено» создавалось с целью налаживания лицензионного выпуска автомобилей «Рено» в России, юридически общество находилось в Петрограде, где размещался его завод. Однако уже во время войны оно построило второй завод — в Рыбинске. И хотя общество так и не смогло выпустить ни одного автомобиля, а Рыбинский завод во время войны был перепрофилирован на выпуск авиационных двигателей, его мощностей было вполне достаточно для реализации проектов боевых машин на гусеничном шасси.

Комиссия по броневым автомобилям рассмотрела заявление общества «Русский Рено» уже 19 августа. В протоколе заседания значилось следующее: «Заявление фирмы, чертёж и личное объяснение председателя фирмы дают следующие сведения: трактор гусеничной системы, приспособлен для езды без дорог. Вес трактора около 12 тонн, скорость около 12 км/час. Вооружение — одна 75-мм пушка и один пулемёт. Более подробных сведений в настоящий момент не имеется, и Петроградское отделение Фирмы запросило о них Правление в Париже…». Надо полагать, что более подробных сведений русская сторона не получила и о предложении забыли.

То есть, проект боевой машины имел французские корни. Известно, что летом 1916г. фирма Renault разрабатывала проект некоего среднего танка, который был заказан 20 мая того же года Технической службой механизации французской артиллерии (STA, Service Technique Automobile). Говорят, 29 июля 1916 года появился проект такого танка. (Рис.3)

 

Рис.3 – Компоновка среднего танка Renault.

 

Передняя часть машины почти повторяла Schneider CA1 – далеко вперед вынесенное совмещенное отделение управления о боевое отделение. В боевом отделении читается короткоствольная 75-мм пушка с правого борта, как на Schneider CA1. Далее следует моторное отделение, за ним еще одно боевое отделение с двумя пулеметами по бортам и, наконец, кормовой пост управления с пулеметным вооружением. Поскольку машина получалась в габаритах Saint-Chamond, то была прорисована ходовая часть близкая к ходовой Saint-Chamond/танка Фуше, с которой Рено был хорошо знаком. Данных о бронировании и массе машины не сохранилось, но судя по габаритам на чертеже – масса среднего танка Renault могла приближаться к массе Saint-Chamond, около 20 тонн. Экипаж 6 чел. Вооружение: одна короткоствольная 75-мм пушка, 3 или 4 пулемета. Сведений о силовой установке нет.

Работы по теме варианта среднего танка Renault, представлявшего собой помесь Schneider CA1 и Saint-Chamond, вскоре были заморожены. Однако вполне возможно, что наработки по среднему танку Рено пытался предложить русской стороне.

К настоящему времени история Танка Рыбинского завода обросла многочисленными дополнениями и техническими подробностями. Например, сообщается, что осенью 1916г., предположительно, на Рыбинском заводе – одном из предприятий «Рено Русский» - подготовили предварительный (-?) проект 20-ти тонного танка на тракторном шасси.

К известному чертежу современные авторы присовокупляют описание следующего содержания: «Танк массой 20 тонн, экипаж 4 человека и бронирование 10-12 мм. Компоновка танка была немного нестандартной. В передней части корпуса, ровно по центральной оси размещался механик-водитель. Справа от него устанавливался пулемет (тип не указан, но это могла быть 20-мм автоматическая пушка), обслуживаемый одним пулеметчиком. В средней части корпуса находилось моторное отделение, где устанавливался карбюраторный двигатель мощностью 200 л.с. В корме был оборудован орудийный отсек со 107-мм орудием. Бронирование: лоб – лоб корпуса 12 мм; борт и корма корпуса 10 мм. Ходовая часть: 10 опорных катков, сблокированных в 4 тележки, переднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница из стальных траков. Ведущее колесо размещалось спереди, ленивец - сзади». Также можно добавить, что верхняя часть гусениц прикрывалась откидным бронеэкранами.

Однако, вероятнее всего, на чертежах из книги Мостовенко показан вариант именно 12-ти тонного танка. Это следует хотя бы из соотношения роста людей, габаритов двигателя и орудия на чертеже, судя по которому калибр орудия не превышает 75 мм. К тому же, размещение 107-мм орудия в машине таких габаритов было бы весьма проблематично.

Вот как на сегодняшний день детализируются описание Танка Рыбинского завода с 75 мм орудием.

Коробчатый корпус танка с вертикальными бортами имел длину 4900 мм, ширину 2000 мм высоту 2000 мм. В передней части корпуса, ровно по центральной оси, размещался механик-водитель. Справа от него, в лобовом листе корпуса, устанавливался крупнокалиберный пулемет. Его тип не указывался, это - вполне могла быть и 20-мм автоматическая пушка Беккера. Это оружие обслуживалось командиром машины. В средней части корпуса находился моторный отсек, где устанавливался бензиновый карбюраторный двигатель мощностью 200 л.с. Расчётная скорость машины оценивалась в 12—15 км/ч. В кормовом орудийном отсеке размещалось 75-мм орудие (вероятнее всего, 75-мм морская пушка Канэ), которую обслуживали два члена экипажа.

Обращает на себя внимание странное для французских танков кормовое размещение артиллерийского орудия. Такая компоновка, по сути, трансформирует эту машину из танка в тягач артиллерийского орудия или САУ.

Исследователь М. Н. Свирин в книге «Самоходки Сталина. История советской САУ 1919—1945» предлагает объяснение такой странной компоновки танка. Он считает, что подобное расположение вооружения диктовалось предполагаемой тактикой применения этих машин. Танки должны были идти в атаку впереди пехоты, прикрывая её своей броней и поддерживая огнём пулеметов. В случае же встречи с огневыми точками или заграждениями, машины должны были развернуться и огнем из орудия прямой наводкой уничтожить препятствия, после чего продолжать сопровождение пехоты.

Такое объяснение никак не стыкуется с тактикой применения танков, которую развивали французы, однозначно располагая орудие в передней части корпуса машины. С другой стороны, известно, что тактика русских бронеавтомобилей строилась на ведении боя кормой, но такие броневики имели два поста управления, а в проекте Танк Рыбинского завода второй пост управления отсутствует/не указан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru