Самодвижущаяся броневая башня для 8-ми дюймовой гаубицы

 

 

 

 

 

 

ИЗОБРАЖЕНИЯ НЕТ

Самодвижущаяся броневая башня для 8-ми дюймовой гаубицы

Россия

Подвижный артиллерийский форт

масса

46 т

вооружение

203-мм орудие

2 пулемета

экипаж

6 чел.

мощность силовой установки

360 л.с.

проект

1916г., Дриженко

 

 

Основная статья:Русское танкостроение 1911-1920гг.

Развитие по параллельным аллелям

 

 

В конце 1916г. в ГВТУ был подан проект инженера-кораблестроителя подпоручика Дриженко (работал на Адмиралтейском заводе) - Самодвижущейся броневой башни для 8-дюймовой гаубицы. Основной задачей этой боевой машины была заявлена борьба с укреплениями противника. Другими словами, проект Дриженко, в современном смысле является, скорее, проектом самоходной артиллерийской установки, чем танка. В смысле тактического применения и некоторых инженерных решений, этот проект является развитием темы танка Менделеева.

Известно следующее описание Самодвижущейся броневой башни для 8-дюймовой гаубицы.

Корпус САУ коробчатой формы и, по замыслу разработчика, представлял собой «двойную броневую коробку, поперечное сечение которой напоминает вагон» с толщиной бронирования 10 мм. В её носовой части предусматривалась установка 203,2-мм гаубицы, в средней части корпуса размещались расчет орудия и боекомплект, в задней – два бензиновых двигателя по 180 л, каждый из которых приводил в движение гусеницу одного борта. На случай появления вражеской пехоты на крыше корпуса устанавливались два 7,62-мм пулемета.

Ходовая часть самоходной установки включала (применительно на один борт) 20 опорных катков диаметром 270 мм, сблокированных в тележки по 4, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Подвеска была пневматической, с сообщающимися пневмокамерами тележек одного борта. Гусеница зубового зацепления, с шириной трака 800 мм, состояла из «шпал», соединенных по краям цепями-рельсами. Оценочная длина опорной поверхности составляла 6 метров, поэтому для улучшения маневренности при поворотах Дриженко предусмотрел автоматический подъём крайних тележек подвески. Для защиты воздухопритоков от пыли служила система из изогнутых пластин, эластичных камер и «гармоник». Также предполагалось наличие электрического освещения и вентиляции.

Обращает на себя внимание корреляция обоих проектов (танка Менделеева и САУ Дриженко) в части широкого использования пневматики в элементах ходовой, что наталкивает на мысль о заимствовании отдельных технических решений. Однако, все же, складывается ощущение, что ходовая часть, приводящаяся в описании Самодвижущейся броневой башни для 8-дюймовой гаубицы есть развитие, усовершенствование ходовой первого танка Менделеева, с оглядкой на обычную тракторную ходовую.

Остальные параметры «самодвижущейся броневой башни» выглядели следующим образом: масса 46 тонн, экипаж - 6 человек, удельная мощность силовой установки - 7,8 л./т, скорость хода - до 12 верст в час (14 км/ч), удельное давление на грунт - 0,5 кг/см.кв.

Рассмотрение проекта Дриженко состоялось в Высшей автомобильной школе. Несмотря на то, что САУ Дриженко отличалась в лучшую сторону от проекта «Бронированного автомобиля» инженера В.Д. Менделеева значительно меньшей массой и более мощным вооружением, особого восторга у военных проект не вызвал. Военные указали на общую сложность конструкции, неразработанность трансмиссии и механизма управления, ненадежность пневматических систем. Тем не менее, летом 1917 года проект передали специалистам Главного артиллерийского управления, которые провели его сравнение с танками союзников. При этом особо подчеркивалось, что танки ведут бой «на дистанции не более 2-3 верст», на которой «недопустим другой род ведения огня, как прямой наводкой». Таким образом, проект самоходной гаубицы Дриженко признали не рациональным, и предпочтение решили отдать обычной артиллерии на тракторной тяге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru