Подвижная батарея «Улучшенная Черепаха»

 

 

Подвижная батарея «Улучшенная Черепаха»

Россия

Подвижный форт

масса

192 т

вооружение

2х203-мм орудия

8х76-мм орудия

10 пулеметов

экипаж

20 чел. (?)

проект

1916-1917гг., Навроцкий

 

 

Основная статья:Русское танкостроение 1911-1920гг.

Развитие по параллельным аллелям

 

 

Инженер Навроцкий в начале 1917г. представил проект «Подвижная батарея «Улучшенная Черепаха». (Рис.1)

 

Рис.1 – «Улучшенная Черепаха» Навроцкого, проект, 1917г.

 

Данный проект отличался оригинальной ходовой частью, состоявшей из одного переднего ведущего сферического катка и двух дополнительных колес меньшего диаметра (- сообщают и наоборот, что задние малые ролики были ведущими). Говорят, что Навроцкий не знал о построенной машине Лебеденко, как и о результатах ее испытаний, однако его аппарат повторял общий принцип высококолесного шасси, способного преодолевать глубокие рвы и окопы.

К вопросу вооружения Навроцкий подошел более чем серьёзно. По замыслу создателя подвижная батарея должна была вооружаться двумя 203-мм гаубицами, двумя 152,4-мм пушками, восемью 76,2-мм пушками и десятью 7,62-мм пулеметами. Вооружение размещалось по бортам корпуса, в верхней башне и двух бортовых спонсонах, что придавало «подвижной батареи» ещё большую схожесть с машиной Лебеденко. 

Считается, что машина должна была защищаться противопульной броней. Масса этой боевой машины приближалась к 192 тоннам! О двигателях, которые должны были передвигать батарею, ничего не сообщается. Нет определенных сведений и о трансмиссии. Правда, встречаются указания, что скорость машины по шоссе могла составлять 10-12 км/ч, по пересеченной местности 7-9 км/ч. Предположительный экипаж машины боевой – 20 чел.

Весной 1917 года комиссия ГВТУ рассмотрела проект Навроцкого, но до практической реализации дело не дошло. Вполне естественно, что масса вопросов возникала при определении динамических характеристик этой конструкции и её эксплуатационных возможностях. Кроме того, ходовая часть «лафетного» типа уже успела доказать свою полную несостоятельность, а огромные размеры делали из «подвижной батареи» отличную мишень. В целом, воплощение такой конструкции в металле, казалось неоправданно рискованным предприятием, ввиду сомнительных боевых характеристик, малой подвижности и высокой уязвимости машины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru