Подвижная батарея
«Улучшенная Черепаха»

Подвижная батарея «Улучшенная
Черепаха»
Россия
Подвижный форт
| 
   192 т  | 
  
 |
| 
   вооружение  | 
  
  
   2х203-мм орудия 8х76-мм орудия 10 пулеметов  | 
  
 
| 
   экипаж  | 
  
  
   20 чел. (?)  | 
  
 
| 
   проект  | 
  
  
   1916-1917гг., Навроцкий  | 
  
 
Основная статья:Русское танкостроение 1911-1920гг.
Развитие по параллельным аллелям
Инженер Навроцкий в начале 1917г. представил проект «Подвижная батарея «Улучшенная Черепаха». (Рис.1)

Рис.1 –
«Улучшенная Черепаха» Навроцкого, проект, 1917г.
Данный проект отличался оригинальной ходовой частью, состоявшей из одного переднего ведущего сферического катка и двух дополнительных колес меньшего диаметра (- сообщают и наоборот, что задние малые ролики были ведущими). Говорят, что Навроцкий не знал о построенной машине Лебеденко, как и о результатах ее испытаний, однако его аппарат повторял общий принцип высококолесного шасси, способного преодолевать глубокие рвы и окопы.
К вопросу
вооружения Навроцкий подошел более чем серьёзно. По замыслу создателя подвижная
батарея должна была вооружаться двумя 203-мм гаубицами, двумя 152,4-мм пушками,
восемью 76,2-мм пушками и десятью 7,62-мм пулеметами. Вооружение размещалось по
бортам корпуса, в верхней башне и двух бортовых спонсонах, что придавало
«подвижной батареи» ещё большую схожесть с машиной Лебеденко.  
Считается,
что машина должна была защищаться противопульной броней. Масса этой
боевой машины приближалась к 192 тоннам! О двигателях, которые должны были передвигать
батарею, ничего не сообщается. Нет определенных сведений и о трансмиссии.
Правда, встречаются указания, что скорость машины по шоссе могла составлять 10-
Весной 1917 года комиссия ГВТУ рассмотрела проект Навроцкого, но до практической реализации дело не дошло. Вполне естественно, что масса вопросов возникала при определении динамических характеристик этой конструкции и её эксплуатационных возможностях. Кроме того, ходовая часть «лафетного» типа уже успела доказать свою полную несостоятельность, а огромные размеры делали из «подвижной батареи» отличную мишень. В целом, воплощение такой конструкции в металле, казалось неоправданно рискованным предприятием, ввиду сомнительных боевых характеристик, малой подвижности и высокой уязвимости машины.