«Вездеход №2»/«Вездеход 16г.»

(Каноническое
изображение)
«Вездеход
№2»/«Вездеход 16г.»
Россия
Легкий по массе пехотный танк
| 
   масса  | 
  
   9,8 т (?)   | 
 
| 
   вооружение  | 
  
   3-4 пулемета  | 
 
| 
   экипаж  | 
  
   4 чел.   | 
 
| 
   проект  | 
  
   1916г., Пороховщиков  | 
 
Основная статья: Русское
танкостроение 1911-1920гг.
Развитие по
параллельным аллелям
    
В 1915г. штабс-капитан Александр Александрович Пороховщиков (Рис.1)
построил фанерную действующую модель боевой машины на моногусенице
«Вездеход». (Рис.2).


Рис.1 – Александр Александрович Пороховщиков (1893–1942гг.).
Изобретатель, летчик (после начала Первой мировой войны Пороховщиков построил перспективный самолет-разведчик «Би-Кок», впоследствии спроектировал учебный самолет П-IV, который изготавливался в 1920-е годы и использовался для подготовки советских летчиков) и владелец собственных мастерских (ему принадлежали две мастерские — в Риге и Петрограде, имевшие в своем составе следующие отделения: самолетов, вездеходов, двигателей, повозок, самоходов, военного снаряжения, электротехническое, железнодорожное и секретное).

Рис.2 - «Вездехо́д» Пороховщикова, художественная реконструкция.
В начале 1916г. проект был «заморожен», финансирование дальнейших работ по усовершенствованию моногусеничной бронемашины прекращено.
Когда
в январе 1917 года начались переговоры
с англичанами и французами о закупках гусеничных боевых машин,
Пороховщиков 17 или 19 января


Рис.3 – Изображения «Вездехода № 2», проект, 1916г.
Новый вариант «Вездехода» по смыслу напоминал французский легкий танк – высокопроходимая пулеметная машина непосредственной поддержки пехоты.
Согласно представленной документации и масштабной модели эту машину, пожалуй, с определенными оговорками, можно отнести к колесно-гусеничным танкам. В отличие от предшественника, «Вездеход № 2» был оснащен более совершенной ходовой частью. Идея движителя – моногусеницы - осталась прежней, добавились только автомобильные колеса на оси барабанов. На ось заднего (ведущего) барабана были жестко посажены автомобильные колеса, имеющие больший, чем у барабана, диаметр. Еще два колеса (передние колеса), с помощью которых по автомобильному типу выполнялись повороты, насаживались на ось второго барабана. Гусеничный движитель, как и прежде, состоял из одной резиновой гусеничной ленты, располагавшейся на четырёх одинаковых подрессоренных катках-барабанах большой ширины, имевших несколько меньший диаметр, нежели автомобильные колёса. Задний барабан выполнял функцию ведущего колеса с фрикционным зацеплением гусеницы, два средних — опорных катков, передний — направляющего колеса. При движении по дороге с твердым покровом «Вездеход-2» опирался на грунт только колесами и двигался, как автомобиль; гусеница перематывалась вхолостую. На рыхлой почве колеса погружались в грунт, гусеница садилась на грунт, и начиналось движение на гусеничном ходу. Поворот и в этом случае осуществлялся с помощью тех же колес, что и при движении на колесном ходу.
Изменилась и компоновка машины. Двигатель и трансмиссия остались на прежнем месте, но отделения управления и боевое были разнесены и заняли свое классическое положение - управления в носовой части корпуса, а боевое — посередине. Боевое отделение получило «броневую рубку» из трех независимо вращающихся поясов, в каждом крепился пулемет «Максим» - новое изобретение Пороховщикова. Еще один «Максим» ставился в лобовом листе корпуса рядом с водителем. Таким образом, вооружение состояло из 3 или 4 пулеметов. 2—3 пулемета должны были устанавливаться в башне оригинальной конструкции, допускавшей независимую наводку на цель каждого пулемета отдельно. Экипаж машины составлял теперь 4 человека. Расчетную массу новой машины указывают в 9,8 т (-?). Для снижения уровня шума и уменьшения загазованности обитаемых отделений конструктором была предусмотрена теплонепроницаемая перегородка между боевым и моторно-трансмиссионным отделениями, имевшая люки для обеспечения доступа к двигателю.
Информация о силовой установке машины отсутствует. Трансмиссия машины — механическая. Коробка переключения передач соединялась с ведущей осью при помощи цепной передачи.
Броневой
корпус машины имел простую коробчатую форму и изготавливался бы из стальных
броневых листов толщиной 
Прохладные отношения с ГВТУ, получившие к тому же общественный резонанс, привели к тому, что Броневое отделение Авточасти ГВТУ, виду «наличия огромного количества насущных дел», рассмотрело этот проект только 20 сентября 1917г. - экспертиза и обсуждение проекта продолжались более десяти месяцев! В результате, Комиссия ГВТУ дала машине крайне отрицательную оценку. Доклад делал инженер-техник отделения Л. Е. Земмеринг, указавший на целый ряд недостатков. В качестве примера можно привести мнение Броневого отделения.
Относительно «броневой рубки»:
«а) слишком мала высота отдельных поясов…
б) работа трех пулеметчиков одновременно по одному борту невозможна ввиду недостаточного радиуса рубки,
в) работа трех пулеметчиков в противоположных направлениях невозможна по той же причине,
г) невозможно устройство термосифонного охлаждения пулеметов,
д) не указаны расположение и конструкция сидений пулеметчиков,
е) недопустимо катание башни по зубчатым рейкам на роликах».
Относительно движителя:
«Ввиду того, что при движении по обычной дороге «Вездеход» перед обычным автомобилем не имеет никаких преимуществ, а наоборот, имеет только недостатки, как-то: отсутствие дифференциала, наличие одной ленты вместо двух и прочее, а при движении по рыхлой почве автомобиль вовсе не пойдет, ввиду наличия массы различных препятствий, вытекающих из несовершенства конструкции, неминуемого проскальзывания ленты по барабану и невозможности поворотов, Комиссия находит, что проект «Вездехода» конструктора Пороховщикова в его настоящем виде не заслуживает никакого внимания».
19 октября 1917 года Автомобильный комитет ГВТУ признал конструкцию «Вездехода № 2» А. А. Пороховщикова недостаточно разработанной, а посему затраты казны, по выполнению проекта «Вездеход» в настоящем его виде, излишними».
Таким образом, 30 ноября 1917г. было принято решение о нецелесообразности продолжения работ по машине и об отказе в выделении средств на постройку опытного образца «Вездехода № 2».