«Теплоход типа АМ»/«Теплоход
типа АН»

«Теплоход типа АМ»/«Теплоход типа
АН»
СССР (РСФСР)
Легкий по массе танк
|
масса |
10,156 т |
|
вооружение |
37-мм орудие или 2 пулемета |
|
экипаж |
2-3 чел. |
|
мощность силовой установки |
60/70 л.с. |
|
проект |
1919-1924гг., Ижорский завод |
Основная статья: Советское танкостроение 1918-1929гг.
2 ноября 1919 года в газете «Известия Народного комиссариата по военным делам» были опубликованы условия конкурса на проект танка для Красной Армии – вроде бы конкурс был инициирован Советом военной промышленности. Советский танк должен был быть вооружён двумя пулемётами или одним 37-мм орудием, траншейной пушкой образца 1915 года (пушкой Розенберга) либо 37-мм автоматической пушкой Максима-Норденфельдта (Рис.1) (оба орудия изготовлялись Обуховским заводом).

Рис.1 - 37-мм автоматическая пушка Максима-Норденфельдта.
Экипаж пулемётного танка должен был состоять из трёх человек, пушечного — двух человек. Толщина брони оценивалась в 9-12 мм. Боевая масса не должна была превышать 700 пудов (11 467 кг), при этом в конструкции предполагалось использовать автомобильные агрегаты. Максимальная скорость танка должна была составлять 16 км/ч.
Конкурс был открытым – проекты могли присылать все
желающие, время подачи проектов с 25 ноября 1919 до 1 февраля 1920 года (затем
дедлайн по просьбе правления Ижорского завода (Рис.2) продлили до 15 февраля).

Рис.2 - Правление Ижорского
завода, усилиями которого предприятие в декабре 1919г. попало в состав
участников конкурса по разработке танка.
Крупные суммы, которые полагались за победу и призовые места, привлекли массу посторонних лиц. В 1920г. Броневым управлением ГВИУ были рассмотрены 12 проектов конструкторских коллективов и изобретателей-одиночек. Некоторые авторы сообщают, что: «Здесь были и откровенно прожектерские работы, и вполне реализуемые боевые машины». По итогам конкурса, 2 апреля 1920г. первую премию присудили проекту танка Ижорского завода под названием «Теплоход типа АМ» (встречается два варианта названия - «Теплоход AM» по М. Свирину и «Теплоход АН» по М. Коломийцу). Кажется, что «Теплоход AM» более верное обозначение, поскольку речь шла о танке-амфибии, отсюда «АМ» выглядит, вроде бы, более уместно. Пишут, что проект был разработан на Ижорском заводе группой инженеров – сохранилось два имени Г.В. Кондратьев и Д.С. Сухаржевский - под руководством Кондратьева Г.В. (- иногда просто пишут: Кондратьев В. или Кондратьев Г.).
Поскольку Кондратьев являлся корабельным инженером, конструкция танка вобрала в себя морскую специфику. Конструкция корпуса машины была подобна кораблю со шпангоутами на кильбалке, к которым на заклепках крепились броневые листы толщиной полдюйма (12,75 мм). Листы крепились с обеспечением герметичности стыков, и, по заверениям конструктора, указанная боевая машина должна была плавать, для чего в туннеле корпуса располагался трехлопастный винт сравнительно большого диаметра. Наряду с прочим оборудованием танк предполагалось оснастить якорем и водооткачивающим насосом. Проект плавающего танка включал в себя все необходимые расчеты, включая и расчет на остойчивость. Считается, что инженеры Ижорского завода при проектировании танка могли использовать опыт работ по сормовскому «Рено» - Ижорский завод поставлял броню для этих машин – а потому «Теплоход AM» могли роднить с танком «Рено» общее устройство ходовой части и отдельные элементы трансмиссии. Согласно проектным данным, танк АН/АМ должен был иметь массу 10107-10156 кг (пишут также 12 т или 9-10 т), оснащаться четырехцилиндровым двигателем «Фиат» мощностью 60 л.с. или 70 л.с. (подобные двигатели ставились на БА «Фиат Ижорский»). Расчетная скорость указывалась до 9 км/ч. Пишут, что вооружаться танк должен был 76-мм пушкой с маленьким откатом ствола, или пушкой Гочкиса без указания калибра. Упоминание 76-мм пушки противоречит конкурсному заданию, возможно, что танк все же должен был получить 37-мм автоматическую пушку Максима-Норденфельдта.
19 апреля 1920 года Ижорский завод приступил к проработке детальных чертежей танка – в заводских документах машина обозначалась как «танк системы «Ижорзавод». Над танками работали инженеры Н.С. Власов, Н.Я. Обухов, М.С. Сухоруков и А.А. Марковский. Возглавил работы Обухов, имевший большой опыт в разработке бронемашин. Был установлен срок сборки двух танков – одного пушечного и одного пулеметного – к 1 мая 1921г.
В начале октября 1920 года чертежи новой машины всё ещё не были окончательно утверждены. Заминка возникла и с поставкой двигателей, которые осенью 1920 года не прибыли на завод из Москвы. Сроки изготовления стали сдвигаться. Теперь первая машина ожидалась к 15 мая, а вторая — не позднее 1 августа 1921 года.
В конце 1920 года Ижорский завод приступил к сборке танков, в конце января 1921 года степень готовности оценивалась в 25%. Удалось только частично собрать корпуса, так как подводили заводы-смежники — Обуховский, Путиловский и Сормовский. В феврале 1921г. первый вариант был готов по корпусу на 32%, по движителю на 55% и по приводам на 20%. Аналогичные показатели по второму танку доходили до 28, 50 и 15 % соответственно. К установленным срокам танки построены не были, не удалось их закончить и до конца 1921г.
В июле 1922 года сроком постройки первого образца был определён февраль 1923 года. Летом 1922 года первый образец был готов на 50-60%, а второй на 30%. В августе 1922 года появилась идея сначала закончить первый танк, а второй собирать уже после испытаний. Окончательную дату сдачи назначили на 20 апреля 1923 года. До окончания 1922 г. были изготовлены только корпуса (и те не полностью), но ни моторов, ни механизмов заводом получено не было.
В 1923г. в
связи с переформированием Управления броневых сил РККА работы по танкам были
заморожены. В 1924г. тема танков АН/АМ оказалась в ведении Артиллерийского
управления РККА. На достройку машины требовалось 40 000 рублей, которых в
бюджете ведомства предусмотрено не было. Артиллеристы пытались заинтересовать
проектом моряков, но безуспешно. В 1924г. Артиллерийское управление
распорядилось прекратить работы по танкам АН/АМ.
В январе 1925 года заказ на постройку «Теплохода «АН», готовность которого составляла 72%, была аннулирована, а высвободившиеся средства были направлены на работы, связанные с артиллерией.
В начале 1930-х на Ижорском з-де вновь вернулись к теме плавающих бронемашин – не исключено, что при работе по этой теме могли использовать задел по танкам АН/АМ. (Рис.190)

Рис.3 – Примерно
как-то так мог смотреться танк АМ/АН на плаву. На снимке опытный
бронеавтомобиль БАД-2.
В 1922 г. прошел еще один конкурс на разработку проекта танка для РККА. Теперь особо оговаривалось, что для питания двигателя танка должен был применяться керосин, так как бензина в стране не хватало. Было рассмотрено семь проектов, но лучший определен не был.