Т-17

 

 

69213537

Т-17

СССР

Сверхлегкий по массе танк сопровождения пехоты

масса

1,95 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

1 чел.

мощность силовой установки

20 л.с.

проект

1926-1928гг., ГКБ ОАТ (бюро Шукалова)

выпускался

1929г.

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1918-1929гг.

Производные конструкции Первой мировой

 

 

В середине 1926г. ГКБ ОАТ (бюро Шукалова) начало работы по проектированию сверхлегкой одноместной пулеметной машины – проект получил название «Лилипут». Однако спроектирован был только корпус. Корпус был клепаным, на каркасе, толщина бронелистов 14 мм (лоб и борт) и 7 мм (днище и крыша). По центру корпуса имелась рубка. В рубке располагалось место водителя, который одновременно являлся стрелком из пулемета и наблюдателем. Место водителя было смещено немного правее продольной оси. Посадка осуществлялась через верхний люк, наблюдение за полем боя велось только через щель в откидывающемся лобовом листе. Вооружение первоначально состояло 6,5-мм пулемета системы Федорова, смещенного вправо от продольной оси, но впоследствии его заменили на пехотный ДТ калибра 7,62-мм. Вроде бы, был разработан вариант с 37-мм короткоствольной пушкой. Предусматривался относительно мощный хвост, удлинявший машину с 2700 мм до 3600 мм. Что касается ходовой, то, видимо, решили сначала получить ходовую на малый танк Т-16 и от этой конструкции «плясать дальше». Двигателя для «пулеметки» также не было. Таким образом, проект замер до марта 1928г., когда основные проектные работы по танкам Т-16 и Т-18 были выполнены. Защита проекта «пулеметки» состоялась 3 марта 1928г. под руководством заведующего моторной лаборатории А.П. Кушка при участии Л.Я. Лальмена, а также инженера С.А. Гинзбурга и немецкого инженера Э. Гроте (- из данного замечания получается, что Гроте привлекался в 1928г. в качестве эксперта). Итак, от танка Т-16 позаимствовали элементы ходовой части и трансмиссии. Другими словами, шасси «пулеметки» выглядело уменьшенным вариантом шасси танка, применительно на один борт имело 6 опорных катков, сблокированных по два в три тележки, 3 поддерживающих ролика (- по имеющимся фото трудно судить, были ли ролики на первом варианте «пулеметки»), ведущее заднее колесо. Все тележки имели вертикальную пружинную амортизацию. Предполагалось использование резинометаллической гусеницы, по типу ленты А. Кегресса, шириной трака 200 мм. В качестве силовой установки использовался ополовиненный 35-сильный двигатель Микулина воздушного охлаждения – вместо 4 цилиндров, оказалось два. Танк был одобрен военными специалистами, получил войсковой индекс Т-17 и добро на постройку прототипа.

Опытный образец Т-17 смогли построить лишь к осени 1929г. (Рис.1)

 

69213537

97356669

Рис.1 – Первый вариант Т-17, 1929г.

 

Машина имела массу 1950 кг при габаритах: длина – 2700 мм (без хвоста), 3600 мм (с хвостом), ширина – 1800 мм, высота – 1370 мм, клиренс – 275 мм.

Испытания Т-17 начались в январе 1930г.  В течение месяца её испытывали пробегом. Машина показала скорость 7 км/ч среднетехническую и 12 км/ч по шоссе. Запас хода 100 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема - 30°, высота стенки – 0,4 м, глубина брода – 0,9 м, ширина рва – 1,4 м.

Весной «пелеметку» отправили на доработку и в июне 1930 г. второй вариант Т-17 (Рис.2) снова поступил на испытания.

 

b9d48f1bc3f6

Рис.2 – Второй вариант Т-17, 1930г.

 

На втором варианте Т-17 действительно появилось 3 поддерживающих ролика, два передних подрессовывались пластинчатыми амортизаторами, задний крепился жестко, говорят, благодаря такой мере удалось повысить подвижность машины. Пишут, что на этом варианте «пулеметки» поставили стальную мелкозвенчатую цепь, но фото, скорее, резинометаллическая гусеница.

Несмотря на все улучшения, Т-17 имел неразрешимый конструктивный недостаток – одноместный кузов с ограниченными углами обстрела. Тем не менее, было заказано ещё три опытных экземпляра Т-17, один из которых предполагалось модифицировать, установив два рабочих места для водителя и стрелка. По другой версии, варианты (Л1, Л2 и Л3, в некоторых источниках их называют довольно странно - ТН-17*, а литера «Л», очевидно, означает «Лилипут») различались вооружением: 37-мм пушка ПС-1; спаренный 6,5-мм танковый пулемет Федорова-Иванова; один 7,62-мм пулемет ДТ. Однако от строительства этих машин отказались.

Можно встретить, что, вроде бы, вынашивались планы придать Т-17 свойства амфибийности (уровень Т-17*), при этом сообщается, что масса машины должна была снизиться до 2,7 тонн, за счет уменьшения толщины брони до 4-8 мм, но масса обычной Т-17 составляла всего 1950 кг – так что в этой информации есть какая-то нестыковка.

В 1930г. работы по теме Т-17 были свернуты. Формальной причиной отказа выступила установка военных, что гусеничные танкетки не входили в «систему танко-тракторно-автоброневооружения РККА» (СТТА) от 1929г., поскольку та предусматривала только их колесно-гусеничный вариант с пулеметом, имеющим круговой обстрел – т.е. пулемет, установленный в башне, экипаж машины должен был состоять из двух человек.

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru