Т-12

 

 

Т-12

СССР

Средний танк

масса

19,5 т

вооружение

45-мм орудие

6 пулеметов

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

180 л.с.

проект

1927-1928гг., ГКБ ОАТ (бюро Шукалова)

выпускался

1929г./февраль 1930г., ХПЗ

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1918-1929гг.

Производные конструкции Первой мировой

 

 

В 1926г. были свернуты все работы по теме маневренного танка ГУВП**, развитие которого было признано бесперспективным. (Рис.1)

 

Рис.1 - ГУВП**.

 

В 1927г., когда исполнение плана-минимум по трехлетнему плану от 1926г. стало как-то вырисовываться, решили вернуться к проектированию нового маневренного танка. По одним сведениям, техническое задание по новому маневренному танку было выдано ГКБ ОАТ (бюро Шукалова) 17 ноября 1927г., по другим – 20 декабря 1927г. УММ (Управление по механизации и моторизации) РККА сформулировало требования к маневренному танку. Упоминание УММ в этой связи вряд ли уместно, поскольку, согласно официальной справке, УММ РККА образовано с 3 ноября 1929г. В литературе предлагается и другой вариант развития событий – Решением РВС СССР от 9 марта 1928г. ГАУ поручалась разработка «танка маневренного типа». 3 апреля ГАУ выдало комиссии по танкостроению требования для проектирования такой машины, после чего комиссия поручила разработку машины ГКБ ОАТ.

В отношении требований РККА к маневренному танку из литературы можно уловить, что, по мнению заказчика, это должен быть танк с обязательным пушечно-пулеметным вооружением во вращающихся башнях. В связи с этим, как правило, следует пространное пояснение, что большое влияние на мнение советских специалистов оказывала конструкция американских опытных средних танков 1920-х годов (Рис.2)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/usa/medium_m1921/m1921_may1922_1.jpg

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/usa/medium_m1921/m1921_may1922_2.jpg

Рис.2 – Американский Medium Tank М 1921г.

 

Помимо компоновочной схемы танка с двухъярусным расположением вооружения в двух независимо друг от друга вращающихся башнях, советские решили скопировать конструкцию маски под орудие: «45-мм пушка начала разрабатываться в 1924 г., и щитовое прикрытие этого орудия проектировалось по доминировавшим в то время американским образцам с шаровыми щитами». (Рис.3)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/usa/medium_m1921/m1921_may1922_3.jpg

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/usa/medium_m1921/m1921_may1922_4.jpg

Рис.3 – Конструкция маски под орудие на американском танке Medium Tank А Model 1921, фото май 1922г.

 

Другими словами, советский заказчик желал, чтобы танк имел ярусную компоновку вооружения в башнях – когда малая пулеметная башня располагалась на крыше основной башни. Это увеличивало высоту танка, делало его заметным. Серьезный недостаток такого размещения вооружения заключался также в том, что вращение главной башни неизбежно сбивало наводку малой и стесняло работу экипажа, но зато компоновка танка получалась достаточно плотной. Вероятно, масса танка не должна была превышать 16 т (требование к предыдущему маневренному танку ГУВП**).

Общее руководство проекта было возложено на главного конструктора ГКБ ОАТ С. Шукалова, ответственным исполнителем проекта назначили ведущего конструктора секции гусеничных машин В. Заславского, за проектирование моторно-трансмиссионного отделения (МТО) отвечал А. Микулин. В качестве базового завода для освоения серийного производства выделили ХПЗ (к тому времени завод получил имя Коминтерна). От ХПЗ за создание танка отвечали зам. главного инженера М. Андриянов и зам. начальника тракторного цеха В. Дудка. Непосредственное руководство работами по маневренному танку в Харькове возлагалось на начальника тракторного участка инженера С. Махонина.

Новый маневренный танк стал известен как Т-12. Танк имел классическую компоновку: переднее расположение отделения управления, за которым находился боевой отсек и моторно-трансмиссионное отделение. Сообщают, что по первоначальному эскизному проекту Т-12 виделся трехбашенным: одна пулеметная башня располагалась перед орудийной, вторая пулеметная – на крыше орудийной. Но в ходе дальнейших работ установка передней башни была признана нецелесообразной, и третий пулемет установили в левом борту орудийной башни. Расчетная масса танка заявлялась в 16500 кг. (Рис.4)

 

Рис.4 – Чертежи Т-12.

 

Спереди, в отделении управления, справа по ходу, размещался механик-водитель, слева от него (т.е. в передней части танка!!!) располагался топливный бензобак емкостью 240л. (!!!) Три других члена экипажа находились в девятигранной двухъярусной башне. (Рис.5).

 

Рис.5 – Внутренняя компоновка танка Т-12.

 

В большой башне слева от пушки имелось место командира танка (он же наводчик), а справа - заряжающего. В её лобовом листе планировали установить длинноствольную 45-мм пушку или 57/60-мм гаубицу. Справа и слева от неё монтировалось до два спаренных пулемета системы Федорова - командир мог вести огонь из пулемета в борту башни, а наводчик — из пулемета, установленного справа от пушки. В верхней башне, установленной на крыше основной и смещенной назад, находилась еще одна спарка из 7,62-мм пулеметов. В ней размещался четвертый член экипажа — пулеметчик.

Вращение большой башни осуществлялось поворотным механизмом, малая поворачивалась вручную, для чего предусматривались специальные скобы.

Силовая установка Т-12 должна была состоять из доработанного авиационного двигателя Hispano 9 («Испано») мощностью 200 л.с.

Ходовая часть выглядела как сильно увеличенная конструкция ходовой танка Т-16, она состояла из 8 опорных катков на борт, сблокированных попарно в четыре тележки с вертикальной пружинной амортизацией (спиральные пружины), 4-х поддерживающих роликов, заднего ведущего и переднего направляющего колеса. (Рис.6)

 

https://pda.coollib.com/i/36/324336/i_027.jpg

Рис.6 – Элементы подвески Т-12.

 

Гусеница шириной 460 мм должна была изготавливаться из довольно массивных литых траков, которые за характерную форму в документах именовались «Орлиный коготь». Удельное давление при погружении гусеничных цепей на 100 мм в мягкий грунт рассчитывалось в 0,45 кг/см2.

Из-за сочетания в конструкции танка ходовой, полученной при разработке танков Т-16 и Т-18, и идеи многоярусного башенного размещения вооружения, характерного для американских опытных средних танков, многие авторы считают, что концепция Т-12 является синтезом советского и американского опыта в танкостроении, накопленного ко второй половине 1920-х годов. (Рис.7)

 

       

Рис.7 – Общий вид танка Т-12.

 

Пишут, что проект нового маневренного танка был рассмотрен в августе 1928 года, к осени чертежи танка передали на ХПЗ, а постройка опытного образца Т-12 стартовала 13 октября 1928г. Однако складывается впечатление, что основная работа по проектированию узлов танка в деталях началась уже на ХПЗ с декабря 1928г. Видимо, переданная документация по танку не имела детальной проработки – схема в общих чертах, поэтому в декабре 1928г. (по другим, видимо, ошибочным сведениям - в октябре 1927г.) на ХПЗ под проект также образовывалось специальное КБ – конструкторская группа, руководителем которого назначили молодого (23 года) инженера Ивана Никаноровича Алексеенко (Рис.8).

 

Рис.8 - Иван Никанорович Алексеенко.

Руководитель танковой конструкторской группы ХПЗ в 1928–1930 годах.

 

К началу 1929г. в группе числилось 8 человек, среди них известные впоследствии конструкторы: Н. Кучеренко, В. Дорошенко, А. Морозов (Рис.9), М. Таршинов.

 

Рис.9 – Александр Александрович Морозов, 1904-1979гг.

С 1919г. работал делопроизводителем на ХПЗ.

Потом подвизался копировщиком, чертежником – участвовал в освоении производства трактора «Коммунар». К проекту Т-12 привлечен с сентября 1928г. в качестве чертежника.

В 1929-1931гг. заочно учился в Московском механико-электротехническом институте имени М.В. Ломоносова (после реорганизации в 1930г. этот вуз преобразован в Московский автотанковый институт имени М.В. Ломоносова).

Впоследствии крупный советский танкостроитель.

 

Процесс дальнейших работ выглядел примерно следующим образом. КБ ХПЗ при непосредственном руководстве В. Заславского занималось разработкой ходовой части и трансмиссии нового танка, получившего индекс Т-1-12 (или 1-12-32, или 1-12, или Т-12), ГКБ проектировало корпус и башню. Говорят, взаимоотношения двух КБ было прохладным. С другой стороны, известно, что оба коллектива имели глубокую интеграцию – более полугода в Москве под руководством представителей ОАТ главного конструктора С. Шукалова и ведущего конструктора О. Иванова трудились их коллеги с ГХПЗ (они разрабатывали детали корпуса и башни, рабочие места членов экипажа, установку вооружения, смотровые приборы и т. д.), а в Харькове, находился представитель ОАТ военный инженер Н. М. Тоскин.

Одновременное строительство и «допроектирование» танка затягивало сроки изготовления машины. Согласно официальным сведениям (справка УММ РККА от 25.11.1929г.), заказ на изготовление опытного образца танка Т-12 был выдан ОАТ 25 ноября 1928г., срок изготовления - чтобы танк был готов к полным войсковым испытаниям оговаривался 1 декабря 1929г. Затем некто товарищ Толоконцев (- должностное положение не установлено) сократил сроки изготовления опытного образца до 1 сентября 1929г., т.е. взял социалистическое обязательство выполнить задание скорее установленного срока на 4 месяца. Обязательство по сокращению сроков было взято, очевидно, в начале 1929г, поскольку, кажется, 27 марта 1929г. СТО (Совет труда и обороны) принял программу строительства маневренных танков в количестве 30 штук со сроком сдачи 1 октября 1930г. Т.е. предполагалось запустить Т-12 в серию, не дожидаясь полного цикла испытаний. Надо заметить, что в то время ХПЗ был сосредоточен на производстве тракторов «Коммунар» (годы производства 1924-1931), поэтому катастрофически не хватало квалифицированных кадров, станков, оборудования и материалов. В таких условиях ХПЗ не только не мог организовать серийное производство маневренных танков, но и с трудом собирал опытный образец Т-12.

Корпус и башня опытного танка для удешевления опытной машины и ускорения ее создания изготавливались из простой стали, листы толщиной 22 мм (вертикальные) и 12 мм (горизонтальные) крепились на каркасе из металлического профиля при помощи болтов и заклепок. В процессе проектирования и изготовления танк подвергся изменениям. Вместо двигателя Hispano 9 питерскому заводу «Большевик» зимой 1929 г. был выдан заказ на отечественный танковый двигатель мощностью 180 л.с. конструкции А. Микулина. Но таковой построен не был, поскольку «Большевик» лихорадило от программы выпуска МС-1, и потому было принято решение установить на танке авиамотор М-6 с пониженной до 180-200 л.с. мощностью. Двигатель М-6 являлся копией французского авиамотора «Испано-Сюиза» 8FB. Он имел восемь цилиндров, водяное охлаждение и мощность 300 л.с. Выпуск М-6 в Советском Союзе вел Государственный союзный завод № 29 «Большевик» в городе Запорожье (ныне украинское ОАО «Мотор-Сич»). При установке двигателя инженеры ХПЗ внесли в конструкцию ряд изменений, связанных, прежде всего, с топливной аппаратурой и системой охлаждения. Емкость бензобака, установленного впереди слева от водителя, составляла 240 л, что обеспечивало запас хода 100–110 километров (- говорят, в реальности запас хода составлял только 80 км). (Рис.10)

 

https://pda.coollib.com/i/36/324336/i_017.jpg https://pda.coollib.com/i/36/324336/i_016.jpg

Рис.10 – Слева рисунок авиционного двигателя М-6, справа – его танковый вариант.

 

Двигатель оснащался водяным радиатором охлаждения, установленным сразу за кормовым листом корпуса. Воздух для его охлаждения засасывался через отверстие в корме, закрытое сверху броневым козырьком. Выброс воздуха от двигателя осуществлялся через два отверстия в крыше моторного отделения, прикрытых броневыми колпаками.

Для мотора М-6 В.И. Заславским и А. Микулиным (?) была заново спроектирована трансмиссия и коробка передач. Трансмиссия включала в себя главный фрикцион, четырехступенчатую реверсную коробку перемены передач, обеспечивающую движение на 25, 15, 7 и 2 км/ч с возможностью реверса на всех скоростях, простой дифференциал. В. Заславский также спроектировал ленточные плавающие тормоза, для управления последними использовались сервоприводы.

Корпус Т-12 также стал длиннее, а для преодоления рвов и окопов его оснастили хвостом, удлинявшим танк на 690 мм.

Для двухъярусной башни следовало разработать раздельный механизм поворота башен.

Механизм поворота главной башни имел механический привод, наведение на цель пулеметной башни осуществлялось с помощью спинного упора. (Рис.11)

 

Рис.11 – Деревянный макет Т-12, 1929г.

 

20 июня 1929 года директор ХПЗ направил в ГАУ сводку о ходе работ по Т-12: «Настоящим сообщаем, что постройка машины 1—12 на 20.6. с.г. характеризуется следующим состоянием:

1. Ходовая часть. Обработка закончена, производится сборка. Сборка может задержаться отсутствием пружин каретки. По гусенице — отливка траков задерживается, и по настоящее число полностью не закончена, меры к улучшению отливок и ускорению принимаются.

2. Трансмиссия. Заготовки тракторным цехом получены на 100 %, механическая обработка прошла полностью, после закалки деталей коробки передач при шлифовки обнаружены трещины, что позволяет собрать коробку только предварительно, окончательная сборка будет производиться по получении годных деталей.

3. По корпусу. Котельным цехом предварительная сборка закончена, приступлено к клепке. Корпус без башен котельным цехом будет выпущен 5.7 с.г.

4. Башни. Малая башня - листы, угольники котельным цехом заготовлены, к сборке будет приступлено 5.7 с.г. Орудийная башня - чертежи спущены в цеха 7.6. с.г. На настоящее число разметка, обрезка и сверловка закончены, производятся кузнечные работы. К сборке корпуса башни предполагается приступить с 5.7 с.г.

5. По механизмам управления - заготовки тракторным цехом получены полностью, обработка закончена, приступлено к сборке.

6. По электрооборудованию - заводу известно, что оно заказано за границей.

7. Двигатель. Чертежи фрикциона, помпы, регулятора смазки выпущены только 8.6 с.г. Исполнение заготовки спланировано на 15.7 с.г. С незначительной частью тракторный цех ведет обработку.

8. По радиатору - изготовлена модель, отсутствие трубок красной меди 14/15 мм задержит сборку.

9. Чертежей глушителя еще нет».

Т-12 еще не был воплощен в металле, когда 17-18 июля 1929г. на заседании РВС была принята «система танко-тракторно-автоброневооружения», согласно которой Т-12 не вписывался в требования. Нужен был более легкий маневренный танк, который мог бы не только эффективно взламывать оборону, но вести преследование противника на оперативном просторе – до 200 км - и, казалось, что танк с запасом хода в 80 - 110 км для этой роли не годится. С этого момента стало ясно, что Т-12 рискует остаться только на уровне прототипа и будет, так сказать, отладочной машиной.

Пишут, что 15 октября (или в середине ноября) 1929 г. танк Т-12 в общем построили, но его окончательное оснащение всем необходимым оборудованием и доработки заняли ещё два месяца.

25 ноября 1929 года недавно сформированное Управление механизации и моторизации (УММ) РККА направило в Реввоенсовет СССР справку о ходе работ по изготовлению танков. По поводу Т-12 там говорилось:

«1. Заказ дан 1 ноября 1928 г. на опытный образец Орудийно-арсенальному тресту. Изготавливается танк на ХПЗ. Срок исполнения 1 декабря 1929 г., дабы танк был готов к полным войсковым испытаниям.

2. Тов. Толоконцев сократил сроки НКВМ в изготовлении образца для вышеуказанных целей до 1 сентября 1929 г., то есть взял обязательство выполнить скорее установленного срока на четыре месяца:

3. На основании этого РЗ СТО приняло программу строительства 30 штук средних танков со сроком сдачи 1 октября 1930 г.

4. Фактическая сторона дела не соответствует действительности, ибо на сегодняшний день вполне законченного образца, по которому нужно строить серию, нет.

5. Танк ожидается только для заводских испытаний в декабре — январе месяце (по заявлению завода и конструкторского бюро Орудийно-арсенального треста).

6. Что же касается войсковых испытаний, то танк предполагается предъявить как законченный образец для войсковых испытаний в мае-июне месяце 1930 г., и только после этого можно говорить о сроках первой партии серийного производства. Таким образом, по самым оптимальным расчетам, на сегодняшний день мы имеем запоздание на девять-десять месяцев.

Из всего вышесказанного совершенно очевидно, что серийный заказ в 30 штук средних танков срывается».

Несмотря на столь отрезвляющее сообщение, РВС СССР распорядился, чтобы ХПЗ параллельно с постройкой опытного образца принялся за организацию серийного производства. Теперь до октября 1930 года планировалось изготовить 15 машин, и с октября 1930-го по сентябрь 1931 года — еще 130. Позднее общее количество запланированных к выпуску Т-12 возросло до 325 штук.

В связи со столь грандиозными планами 25 декабря 1929 года у начальника УММ РККА прошло совещание, посвященное вопросам танкостроения. На нем обсуждались предварительные планы по выпуску танков на ближайшие четыре года. Выпуск Т-12 предполагался на ХПЗ, броню для него должны были поставлять Ижорский и Чусовской заводы. Однако при сборке опытного образца стало ясно, что масса Т-12 окажется выше запланированных изначально 16,5 тонн. В результате, военные стали настаивать на том, чтобы облегчить танк. В первую очередь планировалось это сделать за счет уменьшения толщины брони, чтобы избежать глобальной переработки конструкции корпуса, и, тем самым, избежать затягивания работ по Т-12.

27 декабря 1929 года прошло совещание о производстве на Ижорском заводе бронекорпусов для танков Т-12 первой серии. На нем присутствовали представители Ижоры и ХПЗ, которые после всестороннего обсуждения проблемы пришли к следующему:

«1. Принимая во внимание, что работы по опытной машине еще не закончены с одной стороны, и Ижорскому заводу необходимо провести опыты с броневой сталью 22-мм толщины с другой, целесообразно использовать имеющийся промежуток времени до генерального испытания Т-12 для изготовления опытного броневого корпуса по чертежам, не предусматривающим изменений Т-12.

2. Для производства первой серии с целью изучения наибольшей успешности работы, Ижзавод доставляет ГХПЗ бронекорпуса в собранном виде.

3. Для своевременного выполнения заказа первой партии машин, по мнению Ижзавода, необходимо не позже 30.1.30 г. получить рабочие чертежи броневых листов и техусловия на броневую сталь.

4. В связи с наметившейся необходимостью уменьшения веса машины, желательно срочное разрешение вопроса о толщинах брони. Работа велась под определенный размер броневой стали, вопрос о толщинах имеет большое значение для заготовки рабочих чертежей».

На запрос Ижоры о получении комплекта чертежей Т-12 для окончательной разметки бронелистов, руководство Государственного Харьковского паровозостроительного завода сообщило, что не имеет ни одного «свободного экземпляра чертежей, могущих быть высланными, и напечатание их связано с большими трудностями в связи с работами по расширению как завода, так и тракторного цеха». Дирекция ХПЗ предложила ижорцам взять чертежи в артиллерийском управлении РККА, «куда их отправили в трех экземплярах».

Тем временем, к концу декабря танк Т-12 (Рис.12) был собран (без вооружения) - первые пробежки машины по заводскому двору имели место 30 декабря 1929г.

 

https://pda.coollib.com/i/36/324336/i_015.jpg

Рис.12 - Т-12, февраль 1930г.

 

В феврале 1930г. состоялась приемка танка Т-12. В акте № 5 об испытаниях машины 1—12 за 17, 20, 21 февраля 1930 года, подписанным помощником начальника тракторного участка Махониным и конструктором Алексеенко, говорилось: «К 17.2.30 г. танк подготовлен после поломки 30.01.30 г. Испытания прерывались необходимостью устранять течи в шлангах водяных трубопроводов. Прорыв шлангов объясняется как недостаточной их прочностью, так и большим давлением воды в трубопроводе. После 16 минут работы двигателя при крутом повороте на 4-й скорости произошла остановка машины. При попытках тронуться с места оказалось, что при включении переднего хода машина идет назад и наоборот при выключенных скоростях. Собственным ходом машина заехала в цех. После разборки оказалось, что на правой крайней втулке центрального полого вала произошло заедание. Особенностью кинематики коробки скоростей 1-12 и объясняется движение машины при выключенных скоростях и перемена направления движения после того, как центральный вал застопорился».

До 20 февраля велся ремонт танка, после чего он вновь вышел на испытания. Однако через 26 минут движения у Т-12 перестали включаться 1 и 2-я скорости из-за заедания стопоров. В течение 21 февраля танк испытывался 37 минут, при этом отмечалось, что приходилось часто прерываться из-за кипения воды в радиаторе.

Через три дня, после ремонта и приведения в порядок, Т-12 вновь вышел на испытания. В этот раз на них помимо работников ХПЗ присутствовали представители OAT - Шукалов, УММ РККА - Калиновский (Рис.13), Машобъединения (Машобъединие Высшего совета народного хозяйства СССР, в состав которого входили все машиностроительные заводы страны) - Коваленко и мобилизационно-планового управления (МПУ) СССР - Кононенко.

 

Рис.13 – Константин Брониславович Калиновский, 1897-1931гг. (погиб в авиакатастрофе).

С 1929г. главный инспектор бронесил, вторая половина 1929 – май 1930г. командир сводного опытного механизированного полка Московского военного округа.

 

В течение 25 и 26 февраля 1930 года им продемонстрировали возможности новой боевой машины: «Машина испытывалась на разных скоростях в течение 2 ч 35 мин. Была опробована способность машины на подъем, при этом обнаружено недостаточное сцепление с почвой вследствие отсутствия шпор (постоянные шпоры оказались низкими), что затруднило преодоление подъема в 35–40 град. 26.2.30 г. испытания продолжались ездой по пашне на 2-й передаче в течение 50 мин. Внезапные остановки и последующие явления перемены направления движения при выключенных скоростях показали заедание центрального вала, и испытание было прекращено… Указанными выше испытаниями представители ОАТ, УММ, МПУ и Машобъединения считают заводские испытания опытного образца законченными с тем, чтобы завод приступил к переделкам, предусмотренным к весеннему испытанию… Взвешивание машины определило вес в 18 т. В этот вес не входят пушка пулеметы, запас горючего в передних баках, комплект инструмента, комплект запчастей и боеприпасы. Вес указан с тремя людьми».

Следует сказать, что штатное вооружение танк Т-12 получил лишь летом 1930 года. (Рис.14)

 

https://pda.coollib.com/i/36/324336/i_020.jpg

Рис.14 – Т-12 на испытаниях в июне 1930г. - хорошо видно отсутствие орудия и пулеметной установки в левом борту башни (АСКМ).

 

По первоначальному проекту машина должна была вооружаться тремя 6,5-мм спаренными танковыми пулеметами образца 1925 года системы Федорова-Иванова. Однако в ходе изготовления танка 6,5-мм пулеметы заменили на 7,62-мм ДТ. 24 апреля 1930г. УММ РККА направило в артиллерийское управление письмо с просьбой прислать к 1 мая 45-мм пушку и три пулемета ДТ для установки их в танк. Любопытно, что в письме фигурируют пулеметы ДТ «с установкой последнего образца с воздушным радиатором». Речь идет о пулемете ДТУ, который отличался от обычного ДТ специальным цилиндрическим кожухом по типу британского Lewis. Установка кожуха обеспечивала лучшее охлаждение и защиту ствола. Видимо, по причине сходства пулемета ДТУ с пулеметом Lewis в некоторых источниках встречается, что по причине отсутствия пулемета Федорова на танке установили 7,7-мм станковый пулемет Lewis, или даже Кольт в шаровой установке конструкции Шпагина.

Спустя три дня ГАУ ответило УММ РККА: «Пулеметов ДТ с воздушным радиаторным охлаждением имеется всего один экземпляр на заводе, поэтому отпустить не представляется возможным. Примерно в июле ожидается 3 шт. 45-мм танковая пушка также имеется только в одном экземпляре, и до окончания испытаний на НИАПе дать не представляется целесообразным. По окончании испытаний можно будет дать. Срок окончания испытаний выяснится в ближайшие дни. По отпуску в Ваше распоряжение трех обычных ДТ с шаровыми установками распоряжение дается военному складу № 37».

Что касается боекомплекта, то полной ясности в данном вопросе нет. Согласно проекту, боекомплект танка определялся в 4032 патрона и 98 выстрелов к пушке, но, возможно, что укладки для его размещения на Т-12 так и не были изготовлены.

Таким образом, к весне 1930 года опытный образец танка Т-12 еще не закончил полный цикл заводских испытаний. К тому же ни ХПЗ, ни Ижорский завод не были готовы к организации серийного выпуска новой боевой машины. Озабоченный таким положением дел, председатель РВС СССР К. Ворошилов 21 марта 1930 года сухо сообщал заместителю УММ РККА К. Калиновскому: «Заводом ХПЗ до настоящего времени не закончен опытный образец Т-12, подлежащий к испытанию 1 декабря 1929 года. При таком положении постановление Правительства о сдаче 325 штук танков безусловно поставлено под угрозу срыва».

Следующий цикл заводских испытаний после устранения недостатков последовал в апреле-мае 1930г. В акте о проведении очередных (после февральских) испытаний 28 апреля, 5 и 9 мая 1930 года, говорилось, что в машине имеется:

«1. Новый, более мощный вентилятор, засасывающий воздух с кормовой части в машинное отделение через радиатор, и выбрасывающий поток воздуха у правого борта.

2. Новая коробка перемены передач с роликовыми подшипниками для центрального вала вместо скользящих втулок.

3. Новая система привода управления тормозами с двумя сервоаппаратами и управлением двумя рычагами, как торможением, так и поворотами (рулевая колонка и ножная педаль заменены двумя рычагами).

4. Новые тормоза.

5. Новая крышка бортовой передачи».

Испытания Т-12 с вышеперечисленными изменениями проводились поездками по заводскому двору. При этом выяснилось, что поворотливость машины, несмотря на сервоаппараты, не улучшилась. Лишь выезд 9 мая, после «замены феродо, увеличения передачи в рычагах приводов и замены сломанной шайбы роликового подшипника бокового вала» показал, что наконец-то поворотливость танка улучшилась.

В течение мая-июня 1930 года испытания Т-12 велись в окрестностях ХПЗ с перерывами на доработку конструкции и устранение дефектов.

1 июля председатель РВС СССР Уборевич (Рис.15) отдал распоряжение заместителю председателя Машобъединения Доценко «немедленно передать опытный образец на испытания в УММ РККА, последнему всеми мерами форсировать это испытание».

 

IP Uborevich.jpg

Рис.15 – Иероним Петрович Уборевич (по национальности литовец - Jeronimas Uborevičius), 1896-1937гг.

Видный советский военный и политический деятель.

Враг народа, расстрелян.

 

В спешном порядке танк Т-12 был приведен в порядок, и отправлен из Харькова в Москву. 6 июля 1930 года машина прибыла на испытательную базу УММ РККА при военном складе № 37 в районе Хорошевки. К этому времени еще не существовало научно-испытательного полигона в Кубинке, и все новые танки обкатывались в районе военсклада № 37 - он находился на самой окраине Москвы. Испытаниями Т-12 руководил начальник испытательной базы С. Гинзбург (Рис.16), в состав созданной для этого технической комиссии помимо него входили представители УММ, от ХПЗ присутствовали Махонин и Владимиров.

 

Рис.16 – Семён Алекса́ндрович Ги́нзбург, 1900-1943гг.

В тридцатые годы один из видных конструкторов советской танковой техники.

 

Кроме того, к танку для его обслуживания были прикреплены механик и три слесаря с ХПЗ.

8 июля 1930 года комиссия провела осмотр и опробование Т-12 на ходу (двигалась в течение 35 минут). В своих выводах комиссия отмечала: «Танк Т-12 в том виде, в каком он предъявлен к сдаче, не представляет собой окончательно доработанную и подготовленную к испытаниям машину. Вследствие плохой работы тормозов управления машина признана еще не готовой к испытаниям».

При проведении регулировки тормозов удалось достигнуть предельной поворачиваемости Т-12, имеющего дифференциальную систему управления, на всех скоростях, а именно: на 3—4-й скоростях - движение по дороге без крутых поворотов, на 2-й скорости - полная поворачиваемость с места на твердых грунтах, на 1-й скорости - полная поворачиваемость с места на всех грунтах.

9 июля провели полную заправку танка горюче-смазочными материалами, залив в него 240 л бензина 1-го сорта, а также 33 л касторового масла и 38 л масла в коробку перемены передач. В тот же день машину показали председателю НТК УММ Бокису - она прошла 9 км со средней скоростью по пересеченной местности 12 км/ч, легко двигаясь на всех скоростях по покрытому дерном полю. Однако при этом отмечалось, что перегревается коробка перемены передач, кипит вода в радиаторе, отказывает в переключении 2-я скорость.

11 июля 1930 года танк Т-12 продемонстрировали «большому начальству» — на склад № 37 прибыл народный комиссар по военным и морским делам К. Ворошилов, его заместитель И. Уборевич, начальник УММ РККА И. Халепский (Рис.17), председатель НТК УММ Г. Бокис и заместитель председателя Машобъединения Доценко.

 

Рис.17 – Иннокентий Андреевич Халепский, 1893-1938гг.

С 1929г. начальник Управления моторизации и механизации (УММ) РККА.

Расстрелян.

 

В течение 40 минут машина демонстрировалась в движении, показав на ровном лугу скорость в 26 км/ч, а при увеличении числа оборотов двигателя до 2000 об/мин разогналась до 30 км/ч. Кроме того, танк без труда преодолел несколько окопов шириной в 2 метра. Машина понравилась начальству, и Ворошилов «поблагодарил работников ГХПЗ через т. Махонина за успешное выполнение задания по Т-12». (Рис.18)

 

https://pda.coollib.com/i/36/324336/i_018.jpg

 

https://pda.coollib.com/i/36/324336/i_019.jpg

Рис.18 – Т-12, ломающий дерево на испытаниях, июль 1930г.

 

На следующий день испытания Т-12 продолжились. Танк легко двигался на 4-й передаче по дорогам «с нормальными поворотами», свободно преодолевал подъем в 4–5 % по грунтовым дорогам. Но не обошлось и без накладок - пришлось сделать несколько остановок из-за перегрева коробки перемены передач.

14 июля 1930 года с танком Т-12 вновь знакомилось высокие гости — начальник Генерального Штаба РККА Б. Шапошников, члены Реввоенсовета СССР, председатель Машобъединения Толоконцев, также И. Халепский и Г. Бокис (начальник технического управления УММ). Демонстрация длилась 42 минуты, и вновь машина понравилась высоким гостям.

16—17 июля испытания Т-12 были продолжены. Машина прошла 39 км, преодолела вброд реку Москва (глубина 92 см, около 100 метров), при этом вытащила застрявший в реке трактор «Коммунар» с прицепом. Т-12 сумел преодолеть подъемы: на 1-й скорости — 35–36 градусов, на 2-й — 14–15 градусов, на 3-й — 11–12 (по песку). Также провели стрельбы из пулеметов ДТ с хода, при этом до 50 % выпущенных пуль попали в цель. Обстрел 18-мм и 22-мм бронеплит танка привели к выводу, что бронезащита танка соответствует предъявленным к нему требованиям.  Обнаружились и недостатки - вновь перегревалась коробка передач, вышел из строя реверс, а после израсходования 90 л бензина прекратилась его подача к двигателю, хотя в баке еще оставалось порядка 130 л.

Всего с 8 по 22 июля 1930 года опытный образец танка Т-12 прошел 91 км, при этом двигатель проработал 16 ч 57 мин, из них в движении 13 ч 20 мин. Подводя итоги проведенным испытаниям, техническая комиссия под руководством С. Гинзбурга отмечала следующее: «Положительные результаты по танку Т-12:

— скорости движения и преодолеваемые на них подъемы вполне соответствуют поставленным требованиям;

— по поворотливости Т-12 не уступает Т-18;

— по уравновешенности машины при движении по плавности хода Т-12 показал лучшие результаты, чем Т-18;

— по обслуживанию танка при запущенном двигателе и в движении не менее удобен, чем Т-18;

— по спокойной работе мотора и трансмиссии, кроме быстро перегревающейся коробки скоростей, Т-12 не уступает Т-18.

Обнаруженные дефекты:

— быстрое предельное перегревание коробки перемены передач;

— трудность переключения и удержания поставленных в коробке передач (выскакивают) и реверса;

— система тяг, вилок и муфт переключения коробки скоростей и реверса требуют дополнительной доработки и более тщательного производственного выполнения;

— система ленточных тормозов управления, управляемых сервомоторами, хотя и показала положительные результаты, требует доработки;

— по ведущему колесу требуется более точная доработка зубчатых профилей венца (бьет гусеница) и отверстия для выхода грязи (на мягких грунтах забивается), что является одной из причин схода гусеничных лент;

— имеющаяся гусеница «орлиный коготь» требует более тщательного литья, небольших изменений в сторону округления линии «когтя», лучшей подгонки траков и доработки профиля ведущего зуба, как для ведения, так и для направления гусеничной цепи».

В последующие несколько дней проводился ремонт агрегатов машины, а также установка прибывшей 45-мм пушки - Т-12, наконец, получил окончательный облик. (Рис.19)

 

 

 

Рис.19 – Т-12 в целом.

 

Масса полностью готового танка составила 19,5 т, при габаритах: длина – 6282 мм, ширина – 2810 мм, высота – 2950 мм, клиренс – 500 мм. Бронирование: лоб корпуса, лоб башни – 22 мм, борт корпуса, борт башни – 12 мм. Вооружение - одна 45-мм пушка обр. 1930 г. (боекомплект 98 снарядов) и три 7,62-мм пулемета ДТ (боекомплект 7200 патронов). Экипаж – 4 чел. Двигатель М-6, карбюраторный, 8-цилинровый, мощностью 180 л.с. при 1500 об/мин. Трансмиссия: механического типа: дисковый главный фрикцион сухого трения, планетарная коробка передач с плавающими ленточными тормозами, двойной дифференциал, одноступенчатые бортовые передачи, 5-скоростная КПП. Ходовая часть (на один борт): 8 сдвоенных опорных катков с балансирной подвеской, 4 сдвоенных поддерживающих катка, направляющее колесо с кривошипным механизмом натяжения и ведущее колесо кормового расположения, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков.

25 июля 1930 года во время очередного этапа испытаний Т-12 произошло серьезное ЧП. Начальник испытательной станции С. Гинзбург докладывал об этом следующее:

«1. Машина под управлением исполнителя работ т. Владимирова, имея на борту остальную команду в составе контролера помкомвзвода т. Молчанова, запасного водителя и контролера механика ГХПЗ т. Колосовского и бригады из трех слесарей ГХПЗ, с 11 ч 12 мин находилась в длительном пробеге по маршруту склад № 37 — деревня Щукино.

2. После испытания общей продолжительностью чистого движения 1 ч 18 мин (всего испытания длились 2 ч 23 мин) и пробега в 12,5 км, в моторном отделении произошел взрыв, перешедший затем в пожар. Пожар был сбит и локализован в течение 5 минут, объем повреждений по машине незначителен, и требует для своего исправления не более четырех дней при работе в две смены.

3. Основной причиной пожара явился прорыв трубки бензопровода у ниппеля карбюратора при движении.

4. Необходимо отметить, что столь быстрая ликвидация пожара явилась следствием быстрого проявления исключительной героической работы исполнителя работ т. Владимирова, и помогавшего ему механика т. Колосовского. Картина борьбы с пожаром следующая.

После взрыва команда за исключением т. Владимирова покинула машину. Тов. Владимиров остался в машине, заглушил мотор, несмотря на выбивающееся из моторного отделения пламя открыл туда дверцы, и действием огнетушителя, находящегося в башне, сбил сразу около 75 % пожара. После чего он с помощью механика т. Колосовского, забравшегося по его команде в машину, пытался пустить в действие второй огнетушитель, но последний отказал в работе.

Тогда по команде т. Владимирова бригада машины, открыв обе дверцы, стала забрасывать еще продолжавшийся пожар в моторном отделении песком. По просьбе т. Владимирова красноармейцем 4-й роты 1-го полка связи Мартыновым был принесен и передан т. Владимирову противогаз, без чего проникнуть в моторное отделение было невозможно. Тов. Владимиров, одев противогаз, влез в моторное отделение, и перекрыл бензиновый краник. После этого пожар был ликвидирован».

Сразу же после пожара на склад № 37, гуда отбуксировали Т-12, прибыли С. Шукалов и Г. Бокис. По распоряжению последнего была спешно создана комиссия для выяснения причин аварии. Очень быстро комиссия разобралась, и пришла к выводу, изложенному в приведенном выше документе — причина пожара прорыв трубки бензопровода у карбюратора.

К середине августа танк Т-12 был восстановлен и после нескольких пробных пробегов (Рис.20) его отправили в Харьков, куда он прибыл 9 сентября 1930 года.

 

https://pda.coollib.com/i/36/324336/i_022.jpg

https://pda.coollib.com/i/36/324336/i_024.jpg

https://pda.coollib.com/i/36/324336/i_025.jpg

Рис.20 - Танк Т-12 на испытаниях в районе военного склада № 37 в Москве.

 

К этому времени шла активная подготовка к выпуску 15 машин первой партии, и встал вопрос — что делать с опытным образцом. С. Гинзбург предложил следующее: «В дальнейшем заводу (ГХПЗ) необходимо указание по Т-12 — испытывать отдельные агрегаты для целей производства или испытывать для определения сроков службы мотора. Мое мнение — необходимо Т-12 передать полностью в распоряжение завода для проведения, прежде всего, испытаний по всем изменениям для Т-24 с одновременным проведением контроля над работой мотора с целью определения сроков его службы». Это предложение приняли, и с 10 сентября на ХПЗ начала работу комиссия по проверке состояния опытного образца Т-12. Машину разобрали, провели дефектацию и изучили состояние ее узлов и деталей (прежде всего узлов трансмиссии и коробки перемены передач). Определенных сведений о том, что стало с танком Т-12 дальше нет. Скорее всего, обратную сборку после дефектации не производили.

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru