Проект Максимова

(Каноническое
изображение)
Проект
Максимова
СССР (РСФСР)
Сверхлегкий по массе танк сопровождения пехоты
|
масса |
2,2-2,6 т |
|
вооружение |
1 пулемет |
|
экипаж |
1 чел. |
|
мощность силовой
установки |
40 л.с. |
|
проект |
1919г., Максимов |
Основная статья:
Советское танкостроение 1918-1929гг.
Инженер Максимов в начале 1919г. на рассмотрение Центроброни
представил два варианта проекта сверхлегкой
гусеничной бронированной вооруженной машины. Первый вариант предусматривал
создание машины массой 2,6 тонны с мотором 40 л.с.,
защищенную броней 8–10 мм (лоб, борт корпуса – 10 мм, корма корпуса, крыша – 8 мм)
и вооруженную пулеметом «кольт» или «максим». Единственный член экипажа сидел в
кормовой части машины позади мотора. Расчетная скорость движения предполагалась
в 17 км/ч. Второй вариант, известный под названием «Щитоноска» (Рис.1), был по
основным параметрам аналогичным первому, но водитель-пулеметчик должен был
располагаться в ней полулежа, что позволяло уменьшить габариты по высоте и
снизить вес до 2,25 тонны.

Рис.1 – Каноническое изображение «Щитоноски».
Многие авторы считают это
изображение весьма условным, далеким от технического описания.
В таком варианте карбюраторный 4-х цилиндровый двигатель «Фиат» мощностью 40 л.с. располагался в кормовой части. Судя по спорному рисунку, ходовая часть в обоих случаях имела (на один борт) ~10 опорных катков, верхний направляющий рельс, переднее ведущее колесо, заднее направляющее колесо. В отношении гусениц пишут, что Максимов предполагал использовать тросовые гусеницы, по конструкции подобные гусеницам А. Кегресса – некоторые авторы пишут про мелкозвенчатую гусеницу из стальных траков.
Как видим, в обоих вариантах предусматривался один член экипажа, который одновременно должен был управлять машиной и вести огонь из пулемета, что выглядело серьезным неудобством. Хотя оба варианта были вполне реализуемы, ни один из них построен не был.