Проект Максимова

 

 

(Каноническое изображение)

Проект Максимова

СССР (РСФСР)

Сверхлегкий по массе танк сопровождения пехоты

масса

2,2-2,6 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

1 чел.

мощность силовой установки

40 л.с.

проект

1919г., Максимов

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1918-1929гг.

Новые конструкции

 

 

     Инженер Максимов в начале 1919г. на рассмотрение Центроброни представил два варианта проекта сверхлегкой гусеничной бронированной вооруженной машины. Первый вариант предусматривал создание машины массой 2,6 тонны с мотором 40 л.с., защищенную броней 8–10 мм (лоб, борт корпуса – 10 мм, корма корпуса, крыша – 8 мм) и вооруженную пулеметом «кольт» или «максим». Единственный член экипажа сидел в кормовой части машины позади мотора. Расчетная скорость движения предполагалась в 17 км/ч. Второй вариант, известный под названием «Щитоноска» (Рис.1), был по основным параметрам аналогичным первому, но водитель-пулеметчик должен был располагаться в ней полулежа, что позволяло уменьшить габариты по высоте и снизить вес до 2,25 тонны.

 

Рис.1 – Каноническое изображение «Щитоноски».

Многие авторы считают это изображение весьма условным, далеким от технического описания.

 

В таком варианте карбюраторный 4-х цилиндровый двигатель «Фиат» мощностью 40 л.с. располагался в кормовой части. Судя по спорному рисунку, ходовая часть в обоих случаях имела (на один борт) ~10 опорных катков, верхний направляющий рельс, переднее ведущее колесо, заднее направляющее колесо. В отношении гусениц пишут, что Максимов предполагал использовать тросовые гусеницы, по конструкции подобные гусеницам А. Кегресса – некоторые авторы пишут про мелкозвенчатую гусеницу из стальных траков.

Как видим, в обоих вариантах предусматривался один член экипажа, который одновременно должен был управлять машиной и вести огонь из пулемета, что выглядело серьезным неудобством. Хотя оба варианта были вполне реализуемы, ни один из них построен не был. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru