ГУВП*

 

 

ГУВП*

СССР

Средний танк

масса

17,8 т

вооружение

76-мм орудие

6 пулеметов

экипаж

6 чел.

мощность силовой установки

150 л.с.

проект

1924-1925гг., ГКБ ОАТ (бюро Шукалова)

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1918-1929гг.

Производные конструкции Первой мировой

 

 

Осенью 1924г., ГКБ ОАТ (бюро Шукалова) принялось за проектирование типа «маневренного» танка. Начали с очевидного – того, что было под рукой. Решили на платформе среднего танка «Тэйлор» (Рис.1) (от него заимствовали ходовую часть) установить 150-ти сильный мотор «Рикардо» (с танка Mk V), одновременно под новую машину начали проектировать 45-мм танковую пушку.

 

Рис.1 – Советский «Тэйлор» - вариант с 37-мм пушкой.

 

Проект «маневренного» танка, получившего индекс ГУВП (Рис.2) был представлен на рассмотрение, кажется, все той же «Центральной комиссии по танкостроению» в конце 1925г.

 

Рис.2 – Схема и оригинальный чертеж танка ГУВП.

 

Расчетные характеристики танка выглядели следующим образом: боевая масса — 17,8 т, длина — 6670 мм, ширина — 2730 мм, высота — 2650 мм, бронирование — катаные броневые листы 12-13 мм (что обеспечивало защиту от пуль винтовочного калибра на дистанции более 100 шагов и мелких осколков), двигатель — 150 л.с., скорость движения — 20,9 км/ч (предусматривалось использование реверса для движения задним ходом), запас хода – 120-150 км, вооружение — 76,2-мм орудие (45-мм танковая пушка только начала проектироваться) в башне с углом обстрела в 220 градусов по горизонту и три 6,5-мм спаренных пулемета Федорова (Рис.3), боекомплект — 80 снарядов и 9000 патронов, экипаж — шесть человек.

 

Рис.3 – 6,5-мм пулемет Федорова для танковой установки.

Разработан около 1925г.

 

В передней части танка находилось отделение управления, над которым была сделана небольшая рубка для большего удобства работы механика-водителя. Боевое отделение находилось в средней части. Основное вооружение, состоявшее из 76,2-мм пушки размещалось в башне, однако обстрел из башни задней полусферы был исключен – позади башни находился двигатель «Рикардо», который обладал значительными габаритами, из-за чего в средней и задней части над корпусом возвышалась коробкообразная надстройка. (Рис.4)

 

Рис.4 – Компоновка маневренного танка ГУВП.

 

Правда, некоторые авторы пишут, что был и второй вариант танка ГУВП, на котором башня с основным вооружением находилась на корме – увы, чертежей такого варианта не предъявляется, возможно, это ошибочная информация.

Впрочем, разработчики закрыли глаза на фактор ограниченной зоны обстрела из артиллерийского орудия, полагая, что при прорыве неприятельской обороны цели, достойные трехдюймового снаряда будут находиться впереди, и для защиты кормы достаточно пулемета. Все пулеметы помещались в специальных установках барбетного типа. Наблюдение предполагалось вести из смотровых щелей и командирской башенки, установленной на крыше главной башни.

Некоторые авторы полагают, что общая компоновка танка напоминала переднюю площадку автопоезда Лапперта с 76-мм противоштурмовой пушкой в башне, занимавшей носовую часть корпуса.

Комиссия отметила ряд негативных моментов. 1. Большие габариты машины. 2. Неудачная компоновка машины – всю среднюю и кормовую часть занимал каземат, исключавший стрельбу башенного орудия в заднем секторе. 3. Слабое бронирование. 4. Явная технологическая сложность изготовления изделия.

В оправдание авторов следует заметить, что им пришлось конструировать машину под крупногабаритный двигатель «Рикардо» (Рис.5), примерные размеры которого составляли 1 х1,5 x0,7 м - для уменьшения размеров машины и более удобного положения башни нужен был другой силовой агрегат.

 

Рис.5 – Двигатель Рикардо внутри танка Mk V.

 

Действительно, в 1925г. конструктор А. Микулин (Рис.6), который в 1917г. работал над силовым агрегатом для застрявшего русского Царь-танка, приступил к проектированию силовой установки, в которой предполагалось использовать карбюраторный двигатель воздушного охлаждения мощностью 100 л.с. в одном картере с коробкой перемены передач.

 

Рис.202 – А.А. Микулин в 20-е годы (стоит второй слева) в группе советских конструкторов, сидят: Б.С. Стечкин, Н.Р. Брилинг, Е.А. Чудаков; стоят: Д.К. Карельских, А.А. Микулин, А.А. Архангельский, А.С. Кузин, М.К. Кристи.

 

В общем, проект ГУВП был отклонен, но проектирование по теме маневренного танка продолжено – новый вариант получал индекс ГУВП   , а отклоненный вариант теперь стал обозначаться ГУВП ⃰ -  не правда ли, есть что-то в обозначениях советского маневренного танка знакомое, чисто английское.

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru