«Бронированный автопоезд Лапперта»

 

 

 

 

 

ИЗОБРАЖЕНИЯ НЕТ

«Бронированный автопоезд Лапперта»

СССР (РСФСР)

Сухопутный линкор

масса

200 т

вооружение

2х76-мм орудия

8 пулеметов

экипаж

18-26 чел.

проект

1923-1924гг., Лапперт

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1918-1929гг.

Развитие нетривиальных идей

 

 

6 мая 1924 года начальник ГУВП П.А. Богданов (Рис.1) утвердил специальное положение о создании Технического (Танкового) бюро (Т-бюро), которое возглавил С.П. Шукалов (Рис.2) – в историю эта организация вошла, как «бюро Шукалова».

 

Рис.1 - Пётр Алексеевич Богданов, 1882-1938гг.

По специальности инженер-механик.

В 1919-1925гг. возглавлял Совет (Главное управление) военной промышленности ВСНХ. В 1919г. был председателем конкурсной комиссии, рассматривавшей проекты первого советского танка и двигателя для него. В условиях Гражданской войны внедрял принцип плановой производственной кооперации между военными заводами, которая привела к выпуску в 1920г. в Сормово первого танка советского производства.

Расстрелян.

 

Рис.2 - Сергей Петрович Шукалов, родился 1883г. Инженер Путиловского завода, одна из ключевых фигур советского танкостроения двадцатых годов, проектировал первые советские танки. Арестован в 1938г., осужден в 1941г.  Обстоятельства, место и дата смерти неизвестны.

 

Бюро Шукалова было немедленно привлечено к рассмотрению проекта «бронированного автопоезда Лапперта», которое имело имя «Большевик». Автопоезд представлял собой три бронированных вагона, соединенных шарнирными связями и положенных на широкие гусеничные ленты вместо рельсов. Шарнирное соединение вагонов, по мнению автора проекта, должно было обеспечить танку хорошую проходимость на изрытом воронками поле боя. Средний вагон предназначался для размещения силовой установки из двигателя от подводной лодки и баков с топливом (тип двигателя и топлива не указаны). Первый и последний вагоны представляли собой боевые платформы, в которых размешались люди, посты управления и вооружение. Вооружение состояло из двух 76-мм противоштурмовых пушек, установленных во вращающихся башнях, а также из 8 пулеметов «максим», обеспечивающих круговой обстрел. Бронирование «Большевика» состояло из броневых листов толщиной I-2 дюйма, соединенных бронеболтами, что делало «танк» на поле боя неуязвимым для пуль, гранат и шрапнелей всех видов. Для доставки боевой машины, имеющей вес около 200 т (точнее – 13 тыс. пудов), на большие расстояния автор предусмотрел возможность «переобувания» танка с гусениц на железнодорожные колеса (при этом гусеницы и катки к месту боя перевозились на облегченной железнодорожной платформе, прицепляемой позади танка-поезда). Проект был рассмотрен, и С. Шукалов написал следующее заключение: «В настоящее время считаю нецелесообразным рассмотрение любых проектов больших танков, так как возможности промышленности позволяют изготовление боевых машин преимущественно малого или среднего типа…».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru