FIAT 3000A (L5/21)
Модификация Carro d'assalto
FIAT 3000 mod.21 Ia serie
Модификация Carro d'assalto
FIAT 3000 mod.21 IIa serie
FIAT 3000A (L5/21)
Италия
Легкий по массе пехотный танк
5,5 т |
|
вооружение |
2 пулемета |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой установки |
50 л.с. |
проект |
1919-1920гг., FIAT |
выпускался |
1920-1928гг., FIAT 109 шт. включая предсерийные |
Основная статья: Итальянское танкостроение 1919-1929гг.
В конце Первой мировой войны итальянские военные специалисты приняли решение сделать ставку на легкие французские танки Renault FT. Вынашивались грандиозные планы по выпуску легких танков Renault FT-17/18 (Рис.1) – планировалось производить по 200 машин этого типа начиная с 1 мая 1919 года на предприятиях фирм FIAT, Ansaldo и Breda.
Рис.1 - Renault FT-17/18.
Вариант Char Mitrailler 8 mm.
Но война кончилась и надобность в таком количестве танков отпала – заказ сократили до 100 машин. В то же время, итальянские инженеры задумали внести ряд изменений в конструкцию французского легкого танка. Итальянцы хотели увеличить боевое отделение и отделение управления, снизить массу машины с семи до шести тонн, увеличить скорость танка, усилить вооружение за счет спарки пулеметов. Так появился план строить собственный вариант легкого танка, получивший название FIAT 3000. К апрелю 1919 года был готов технический проект.
Собственно говоря, базовая конструкция не претерпела глобальных изменений. (Рис.2)
Рис.2 – Танк FIAT 3000.
Следуя пожеланиям военных, конструкторское бюро FIAT снизило массу танка за счет уменьшения размеров корпуса. Увеличить объём отделения управления удалось, укоротив моторно-трансмиссионное отделение. При этом танк получил более крупный двигатель – FIAT Tipo 304 for Carro Armato 3000 объёмом 6236 см3 и мощностью 50 лошадиных сил при 1500 об./мин. Мотор расположили поперечно, для чего пришлось расширить корпус. (Рис.3)
Рис.3 - Двигатель FIAT 304. FIAT 3000 стал первым в мире серийным танком с поперечным расположением двигателя.
При этом полная ширина танка оказалась лишь немного большей, чем у Renault FT. Изменилась и башня. Её диаметр был немного больше, чем у башни Renault FT. Благодаря другим углам наклона боковых листов и меньшему скосу в носовой части крыши её внутренний объём увеличился. От литой башни итальянцы отказались, поскольку она получалась тяжелее клёпаной. Клёпаный корпус итальянского танка собирался из катаных броневых листов от 6 до 16 мм (лоб борт корпуса, башня – 16 мм, борта, корма корпуса, крыша башни – 8 мм, крыша корпуса, днище – 6 мм). Согласно итальянским руководствам, броня обеспечивала защиту от пулеметного огня и осколков; она могла выдерживать попадание 8-мм французских APX и 7,92-мм немецких бронебойных снарядов на расстоянии до 50 метров. Форма корпуса FIAT 3000 была более простой, чем у Renault FT. Прежде всего, это коснулось носовой части, получившей спрямлённые бортовые бронелисты, а верхний бронелист выполнялся цельным. Кормовая часть была существенно короче за счет перекомпоновки моторно-трансмиссионного отделения. Предполагалась возможность установки «хвоста».
Компоновка боевого отделения никаких изменений не претерпела. (Рис.4)
Рис.4 – Внутренняя компоновка FIAT 3000.
Вооружение FIAT 3000 предполагалось из двух 6,5-мм пулеметов S.I.A., установленных в 9-гранной башне с верхним наклонным бронелистом и небольшой командирской башенкой грибовидной формы на крыше. (Рис.5)
Рис.5 – Боковая проекция башни.
Башня имела возможность кругового вращения,
но пулеметы можно было наводить по горизонту до 20° в каждую сторону без
поворота башни, а угол вертикального наведения пулеметов составлял от +24° до
-17°. В отличии от FT-17 башня итальянского танка имела увеличенные размеры,
что делало условия работы экипажа более комфортабельными. (Рис.6)
Рис.6 – Внутри пулеметной башни танка FIAT 3000.
В кормовом бронелисте башни был сделан двустворчатый люк для посадки и эвакуации экипажа. Боезапас для пулеметов 96 40-зарядных магазинов (всего 3840 патронов) размещался по бортам боевого отделения. Стрельба могла вестись как одновременно из обоих пулеметов, так и раздельно. Наведение осуществлялось при помощи оптического коллиматорного прицела, установленного в лобовом бронелисте башни между двумя пулеметами. Наблюдение из танка велось только через смотровые щели откидного люка, расположенные в передней части корпуса (две в бортовых «скулах» и одна в люке водителя) и из командирской башенки на башне. (Рис.7)
Рис.7 – Положение водителя и обзорность при открытом откидном люке.
Как упоминалось
выше, итальянский 4-цилиндровый двигатель FIAT мощностью 50 л.с. был
установлен не вдоль, а поперёк. (Рис.8)
Рис.8 – Рисунок
показывает, как использовать два танка FIAT
3000 для экстренной замены двигателя в третьей машине.
Кроме того, танк получил упрощенную коробку переключения передач - три передачи вперед и одну назад. Запуск двигателя
осуществлялся с внешней стороны при помощи рукоятки, хотя командир танка мог
запустить его из боевого отделения, используя магнето. Радиатор размещался
сверху двигателя, а бензобак вплотную примыкал к кормовому бронелисту.
Топливный бак FIAT Modello 1921 имел емкость 90 литров
топлива плюс 5 литров в резервном топливном баке.
Выхлопных трубы у танка FIAT 3000 было две (у FT-17 – одна по правому борту), которые выводились на оба борта и были защищены бронированным кожухом. К кормовой части корпуса также крепился домкрат и хвост для преодоления широких траншей и канав. Хвост крепился к корпусу на болтах с гнутой металлической пластиной на её внешней части. Хотя корпус FIAT 3000, по заявлению фирмы-производителя, был выполнен герметичным, в боевом отделении установили насос для удаления воды. На внешней стороне корпуса имелось четыре буксировочных кольца, способных выдерживать нагрузку в 1 тонну.
Ходовая часть сохранила 8 опорных катков на борт, сблокированных в четыре тележки, количество поддерживающих роликов уменьшилось до 5 и ведущее колесо было большего диаметра. Доработке подверглась балка, на которой крепилась система натяжения гусениц (спиральная пружина) и направляющее колесо. Подвеска осталась балансирная, с листовыми полуэллиптическими рессорами, прикрытыми броневыми листами. Гусеница включала 52 трака и в целом не сильно отличилась от гусеницы FT-17. Правда, на более поздних модификациях, гусеничные траки выполнялись не гладкими, что обеспечивало лучшее сцепление с поверхностью. (Рис.9)
Рис.9 – Схема ходовой части FIAT 3000.
Средствами внешней связи выступали цветные сигнальные флажки - красный и белый, Флажки выходили из специального отверстия, расположенного в верхней части башни.
В некоторых источниках указывают, что первый прототип FIAT 3000, его также называют итальянским Renault FT, «был построен в июне 1919 года и завершен к июню следующего года» (-???), при этом пишут, что первый прототип выехал с заводского двора на испытания в июне 1920г., а сами испытания проводились в августе. (Рис.10).
Рис.10 – Первый прототип FIAT 3000. Машина сохранила некоторые выраженные родовые признаки – передний бронелист корпуса представляет собой створки люка водителя, как на Renault FT. На серийных вариантах этот элемент корпуса будет цельным.
Благодаря проведённым доработкам итальянский танк имел отличную для своего времени удельную мощность - 9,09 л.с. на тонну. На испытаниях первый образец на твердом грунте развил максимальную скорость 26 км/ч, а полностью снаряженный танк разгонялся до 20–21 км/ч, среднетехническая скорость вне дороги 8-12 км/ч - скорость FT-17/18 не превышала 8 км/ч. (Рис.11)
Рис.11 – На испытаниях.
Запас хода FIAT 3000А – 95 км (в некоторых источниках запас хода указывают в 130 км). Поскольку запас хода танка FIAT 3000 был невелик на дальние расстояния машину перевозили на специальном трейлере. (Рис.12)
Трейлер тянет FIAT 18 BLR.
Рис.12 – Транспортировка танка FIAT 3000.
Данный прицеп был разработан в 1921 году Arsenale Regio Esercito di Torino
(Арсенал Королевской армии Турина), принятом на вооружение в 1923 году как Carrello per Trasporto
Carro d’Assalto
(Платформенный прицеп для перевозки штурмового танка). Платформенный прицеп
весил 1200 кг и буксировался грузовиком, изначально FIAT 18 BLR, а затем Lancia RO NM.
В ноябре
1921 года испытания возобновились и продолжались до 1923 года, когда, наконец,
новый танк был официально принят на вооружение как Carro
d’Assalto FIAT 3000 mod.21 – то есть «штурмовая машина FIAT 3000 модель
21» или более просто: FIAT 3000A (последнее название наиболее часто встречается
в современной литературе). После 24 января 1938 года модель была переименована
в Carro Armato Modello 1921, сокращенно до M.21, а после вступления Италии
во Вторую мировую войну танки массой менее 7 тонн определили «легкими» танками,
и поэтому FIAT 3000 стал Carro Armato
L.5/21 (по другим сведения, обозначение L.5/21 появилось в 1938г.).
Главным замечанием испытательной комиссии стал запрос
на установку в башне более мощного вооружения – 37-мм пушки, но это пожелание
оказалось отложенным в долгий ящик - FIAT
3000A выпускался с пулеметным вооружением. Из литературы можно понять, что серийное
производство машины началось еще до принятия танка на вооружение – с 1921г. (Рис.13)
Рис.13 – Похоже, это серийный вариант FIAT 3000, но в некоторых источниках этот танк позиционируют как первый прототип.
Считается, что всего в течение нескольких лет, предположительно к 1928г., было построено 5 предсерийных и 100 серийных машин FIAT 3000A. Однако из документа продажи танков в СССР от 16 ноября 1927г. можно узнать, что в СССР были проданы машины с заводскими номерами 107, 108, 109. Получается, что могло быть построено не менее 109 танков FIAT 3000A. (Рис.14)
Рис.14 – Сборка танков на заводе FIAT.
Первоначально серийные танки получали спарку 6,5-мм пулеметов S.I.A. (Рис.15)
Рис.15 – 6,5-мм пулемет S.I.A. (Società Italiana Aviazione)
Mod.1918. Бронебойная пуля, выпущенная из этого пулемета,
пробивала 4 мм броневой стали на
расстоянии 100 м.
Пулемет разработан
полковником Abiel Bethel Revelli (1864–1929), как считается «одним из самых
блестящих конструкторов оружия в Италии, между 1910 и серединой 1920-х годов».
Машины с пулеметами S.I.A. Mod.1918 обозначают FIAT 3000 Model 1921 serie I или serie Iа. (Рис.16)
На снимке командирский танк 3-го взвода, 2-го
эскадрона.
В процессе эксплуатации выявилось несколько досадных проблем.
Первая проблема была связана с отсутствием средств связи. Вторая проблема – затруднения, возникающие при перезарядке пулеметов. Значительно упростить этот процесс на пулеметах S.I.A. не представлялось возможным, поэтому уже в 1922 году специалисты из Арсенала в Турине предложили установить британские пулеметы Lewis калибра 7,62-мм, но этот проект поддержки не нашел, хотя 6 машин все же получили эти пулеметы. (Рис.17)
Рис.17 - FIAT 3000 с английскими ручными пулемётами Lewis. Внизу – два танка FIAT 3000А, использовавшиеся во время оккупации Джиарабуба (Giarabub) в 1926 году. Ближняя к нам машина вооружена пулеметами Lewis.
Вероятно, ближе к
середине 1930-х на танке пытались разместить спарку зенитных пулеметов FIAT
mod.1929 per Aviazione калибра 6,5 мм, которые питались магазинами на 40 патронов (боекомплект был
таким же как для 6,5-мм пулеметов S.I.A). Данное оружие имело угол возвышения +28° и угол склонения -18°. (Рис.18)
Рис.18 - FIAT mod.1929 per
Aviazione.
Пулеметы
устанавливались в оригинальных масках. (Рис.19)
Рис.19 – Перед
нами танк, проданный в Японию. На машине, кажется, установлена спарка пулеметов
FIAT mod.1929 per Aviazione.
После апреля 1936г. пулеметные варианты FIAT 3000A получили спарку пулеметов FIAT FIAT-Revelli Modello 1914/1935 (Рис.20), укомплектованными 80-патронными магазинами, боекомплект составлял 72 80-зарядных магазина (5760 патронов, в некоторых источниках боекомплект указывают в 3440 патронов).
Рис.20 – 8-мм пулемет FIAT-Revelli
Modello 1914/1935.
Бронебойная пуля 8 x 59 мм, выпущенная из этого пулемета, пробивала 11 мм
броневой стали на расстоянии 100 м.
Танки этой модификации иногда именуются как Carro d'assalto FIAT 3000 mod.21 IIa serie. (Рис.21)
Рис.21 - Carro d'assalto
FIAT 3000 mod.21 IIa serie.
Рис.22 – На танке установлена спарка авиационных
пулеметов FIAT
Model 14/35.
В 1925г. начались эксперименты по установке радиостанции на танке FIAT 3000. Пишут, что с 1935 года некоторые пулеметные машины получили радиостанции Magneti Marelli RF CR, но, вероятно, все же не с 1935г, а после 1937г. (Рис.23)
Рис.23 – Рисунок радиофицированного варианта FIAT 3000 mod.21 IIa serie.
В 1932г., по крайней мере, один танк FIAT 3000А переделали в огнеметную машину. В башне размещался сам огнемёт, а в корме оборудовали баки для огнесмеси общим объёмом 270 литров. (Рис.24)
Рис.24 – Слева огнеметный танк.
Первое подразделение, состоящее из танков FIAT 3000, было создано, как будто, в 1921г. и представляло собой отдельную танковую роту, базировавшуюся в Риме – Compagnia Autonoma Carri Armati. По другим сведениям - отдельная танковая рота (Compagnia Autonoma Carri Armati) была сформирована в 1922г. По мере поступления танков, рота превратилась в Reparto Carri Armati (танковое подразделение) – было создано 23 января 1923г. Видимо, первоначально по организации оно напоминало батальон и состояло из трех эскадрилий, но количество машин в них было менее 20. Встречается, что к февралю 1924г. число танков увеличилось до 24 машин. Первым командиром Reparto Carri Armati называют пехотного полковника Ное Грасси (Noe Grassi). Первая тренировка экипажей на новых танках состоялась в 1923 году в городе Беллуно на севере Италии. (Рис.25)
Рис.25 – Одно из первых знакомств военнослужащих с танками.
9 июня 1924г. группа сменила место дислокации – новой базой стал Форт Тибуртино (Forte Tiburtino). (Рис.26)
Рис.26 - Танки FIAT 3000 на параде.
В то время танковых войск в Италии не существовало – танки подчинялись пехоте. Впрочем, будучи формально «пехотным» подразделением, Reparto Carri Armati находилась в подчинении 13-го артиллерийского полка. Видимо, отчасти поэтому уже в марте 1924г. пехотного полковника Noe Grassi сменил полковник от артиллерии Энрико Малтезе (Enrico Maltese). Считается, что оба полковника внесли определенный вклад в теорию использования итальянских танковых войск. Говорят, с их подачи, в итальянской армии вместо термина «танк» появился термин «вооруженный вагон».
К концу 1924г. года, по мере возрастания темпа выпуска типа FIAT 3000, количество танков в Reparto Carri Armati увеличилось до 62. Вероятно, в 1924-1925гг. Reparto Carri Armati развернулось и стало состоять из командной группы и двух Gruppi Carri Armati (танковых групп), каждая из которых состояла из трех эскадрилий, в общей сложности 24 танка FIAT 3000 в каждой группе.
В итальянской армии танки типа FIAT 3000 эксплуатировались до 1943г., как в составе боевых частей, так, вероятно, и в качестве учебных машин.
В октябре 1926г. итальянцы провели
демонстрации своего нового танка дли иностранной публики, в частности,
известно, что смотрины посетила датская делегация. 14 октября 1926г. в тестах в
7-ми километрах к северу от Турина принимали участие два танка FIAT 3000А. Во
время части испытаний члены датской делегации полковник К. Х. Рай (C.H. Rye) и инженер Ф. Шмитто (F. Schmitto) были
допущены в танки и сидели в башне. При попытке преодолеть крутой песчаный склон
более 45º один из танков потерял управление и съехал вправо. В результате
он сильно накренился и не смог двигаться самостоятельно. К счастью, на помощь
пришел другой танк, который смог легко вытащить застрявший танк в лучшее
положение. Испытания на преодоление брода проводились на мелководье реки Стура (Stura) при уровне воды
около 30 см. Одна машина двигалась по руслу реки с сильным течением глубиной
около 1 м. После испытаний на преодоление брода танки вернулись на
возвышенность, продемонстрировав свои возможности преодоления уклонов. После
прибытия на сельскую дорогу из Турина в Ланцу один танк был использован для
демонстрации максимальной скорости на благоприятной местности, в данном случае
на песчаной дороге. По данным датской делегации, была достигнута скорость,
приближающаяся к 25 км/ч. (Рис.27)
Преодоление танком реки Стура (Stura) к северу от Турина.
Рис.27 – Фотографии с испытаний в районе Турина 14
октября 1926г.
18 октября делегация посетила испытания с
итальянскими военными, которые проводились в районе недалеко от Рима под
руководством полковника Пульески (Puglieschi).
Испытания проводились одним танковым отделением, состоящим из двух FIAT 3000 и
двух 7-тонных грузовиков с прицепами-цистернами. Первым шагом было снятие
танков с прицепов. Включая запуск двигателей, это заняло 7 минут. Загрузка
танков на прицепы прошла за 2,5 минуты. В ходе маневров имитировалась танковая
атака. Фотографий военных испытаний в Риме нет, так как: «было уже слишком
поздно, чтобы делать фотографии».
FIAT 3000 выглядел намного прогрессивнее
по сравнению с прародителем – Renault FT – в первую очередь, по своим динамическим, скоростным
характеристикам (максимальная скорость Renault FT не превышала 8 км/ч). Датская делегация посчитала
использование прицепа для транспортировки по дорогам лучшим решением, чем
французский способ загрузки танков на грузовик. Они утверждали, что с прицепом
можно использовать меньший грузовик, а грузовик может перевозить дополнительное
оборудование и персонал.
В 1933
году, согласно циркуляру Генерального штаба Королевской итальянской армии №
1399 от 7 марта 1932 года, для мобилизации были предусмотрены четыре батальона
FIAT 3000: II° Battaglione (второй батальон) с двумя
ротами по семь танков в каждой, III° Battaglione, IV°
Battaglione и V° Battaglione
(третий, четвертый и пятый батальоны) с тремя ротами по 10 танков в каждой и
четырьмя танками, вооруженными пушками (FIAT 3000B– речь о них
пойдет в следующем Этапе итальянского танкостроения), которые оставались в
резерве. Таким образом, на середину 1930-х в строю предусматривалось 120/116
танков типа FIAT 3000 (FIAT 3000А и FIAT 3000B).
Можно встретить, что в 1935-1936гг. танки FIAT 3000 использовались в итало-абиссинской войне, но, вероятно, не итальянцами, а эфиопами (-?), хотя есть сведения, что в 1937г. шесть танков FIAT 3000, вооруженных пулеметами Lewis калибра 7,7 мм, находились на территории итальянской Эритреи (Эритрея с севера охватывает Эфиопию) для обороны аэродрома в городе Макалле (Macallé), впрочем, маловероятно, что эти танки применялись итальянцами в Абиссинии. (Рис.28)
Два эфиопских танка перед воротами императорского
дворца. Машины разоружены, уже в руках итальянцев.
Рис.28 – Танки FIAT на улицах Аддис-Абебы, 1936г.
С 1936 года танки FIAT 3000 находились в составе следующих подразделений: в I батальоне танков поддержки пехоты (battaglione carro di rottura) 3-го танкового полка (Reggimento Fanteria Carrista); во II и V батальонах танков поддержки пехоты 4-го танкового полка; в III батальоне танков поддержки пехоты 2-го танкового полка; в IV батальоне танков поддержки пехоты 1-го танкового полка.
По данным,
полученным из итальянских источников, в 1939г. из 127 танков FIAT 3000 (пулеметных
FIAT 3000A и пушечных FIAT 3000) 90 или 92 машины все еще использовались в
131ª Divisione Corazzata “Centauro”, в 132ª Divisione Corazzata “Ariete” (131-я и 132-я
бронетанковые дивизии), в Battaglione Scuola (школьный батальон) в Болонье и в Compagnia Motorizzata
(моторизованная рота) в г. Задара в Хорватии. (Рис.29)
Рис.29 - FIAT 3000 Modello
1921, буксируемый Lancia RO NM во время парада в
Турине после Больших маневров 1939 года в Пьемонте.
В сентябре 1939
года было принято решение машины типа FIAT 3000 начать отводить во «вторую
линию» - т.е. выводить из состава танковых полков, при этом 50 танков FIAT 3000
надлежало направить на формирование Compagnia Carrista di Frontiera (англ.: Border Tank Company) пограничных
танковых рот/танковых рот пограничной стражи (пограничная стража - Guardia alla Frontiera
или GaF). Пишут, что танковые роты пограничной стражи были сформированы 31 января
1940г. Compagnia Carrista di Frontiera включали в себя командный отряд и
три танковых взвода, всего - 4 офицера, 5 унтер-офицеров, 36 членов танковых
экипажей, 10 танков, два тяжелых грузовика, два прицепа-платформы, легкий
грузовик и два двухместных мотоцикла.
Compagnia Carrista di Frontiera в качестве подразделений GaF приняли участие в боевых действиях 1940-1941гг. против Франции и в
Югославии и далее (до 1943г.) в оккупации территорий на Балканах и на островах
Эгейского моря. Надо заметить, что в Хорватии действовала Compagnia Meccanizzata di Zara/Zadara?
(англ.: Mechanized Company of
Zadar), имевшая танки L, бронеавтомобили Lancia 1ZM и несколько FIAT 3000. Это подразделение не
упоминается, входившей в структуру GaF. Рота размещалась
в Задаре, на побережье Адриатического моря в современной Хорватии. В апреле
1941 года это подразделение вместе с XI Battaglione Bersaglieri (11-й батальон берсальеров) заняло Бенковац (Benkovac,), Книн (Knin), Шибеник
(Šibenik) и Сплит (Split).
1ª Compagnia
Carrista di Frontiera к концу 1939г. была переведена в Шкодер (Shkoder) в Албании.
(Рис.30)
Рис.30 – FIAT 3000 of the 1st Frontier Tank Company in Durres (Albania) in 1940.
Во время вторжения стран Оси в Югославию в апреле 1941
года подразделение было объединено с III° Battaglione
Guardia alla Frontiera (3-й пограничный батальон) и переведено между Тарабошем (Tarabosh) и Бояной (Bojana) для защиты противотанковых позиций, расположенных в
Курт-Алае. 11 апреля рота отразила югославскую атаку, оставаясь в Курт-Алае (Kurt Alai) до 15-го. Затем она
продвигалась вместе с другими итальянскими подразделениями в Черногории, а после
вернулась в Скутари (Scutari)
и оставалась там с гарнизонными обязанностями. Однако 13 июля 1941 года в
Черногории партизаны начали атаку на итальянские войска. Чтобы подавить это
движение сопротивления в Черногории, был мобилизован итальянский 14-й корпус
(14-й корпус). В июле 1941 года 1ª Compagnia Carrista di Frontiera
было придано в поддержку 18-й пехотной дивизии «Мессина» (18ª Divisione di Fanteria
‘Messina’), проводившей антипартизанские
действия в Черногории. 13 июля 1ª Compagnia Carrista di Frontiera
начало переброску в Подгорицу (Podgorica) вместе с II°
Battaglione (2-й батальон) Guardia
di Finanza (финансовая
гвардия). Из-за нехватки прицепов-платформ, необходимых для перевозки восьми
FIAT 3000, подразделению пришлось двигаться по рельсам и достичь пункта
назначения, преодолев 70 км более чем за 18 часов. Сразу же после этого
подразделению было приказано двигаться в направлении Четтинге
(Cettinge), тогдашней столицы Черногории, но приказ
был отменен из-за плохого состояния танков роты. Встречается также, что 17 июля
партизанам удалось уничтожить итальянский танк – вероятно, FIAT 3000 1-й роты.
В дальнейшем до перемирия рота дислоцировалась в Подгорице. В июне 1942 года рота вошла в состав III° Battaglione Carri L
(по-английски: 3-й легкий танковый батальон) 31° Reggimento
Fanteria Carrista (по-английски:
31-й танковый пехотный полк), приписанного к 131ª Divisione
Corazzata ‘Centauro’.
2ª Compagnia
Carri (англ.: 2nd Tank
Company) в начале 1940 года находилась в Борго-Сан-Дальмаццо (Borgo San Dalmazzo) и была приписана ко 2-му корпусу (II° Corpo). Там она действовала во время кампании в Западных
Альпах (июнь 1940 г.) против Франции. После кампании она была переведена на
восточную границу с Югославией, где была приписана к сектору XXII° Guardia alla Frontiera,
приписанному к 13-й пехотной дивизии (13-я пехотная дивизия).
3ª Compagnia
Carri была создана в Казерте
(Caserta) в марте 1940 года под командованием
лейтенанта Паскуале Меле (Pasquale
Mele). Она была направлена
на итальянские острова в Эгейском море. Личный состав роты
насчитывал четырех офицеров, 3 унтер-офицеров и 25 членов экипажей танков.
Подразделение состояло из командного взвода (с командирским танком FIAT 3000 Modello 1930, вооруженным пушкой 37/40,
ремонтно-эвакуационной командой), 1° Plotone Carri L (первый взвод легких танков) с FIAT 3000 Modello 1930 в Калитее (Calitea), 2° Plotone Carri L с FIAT 3000 Modello 1930
в Кьокколе (Chioccola) и 3°
Plotone Misto Carri (третий смешанный танковый взвод) с FIAT 3000 Modello 1921 и FIAT 3000 Modello
1930. В дальнейшем подразделение получило автомобиль, два мотоцикла,
прицепом-платформу, пять легких и два тяжелых грузовика, принадлежащих 50° Autoreparto Misto dell’Egeo (50-й смешанный моторизованный отряд Эгейского
моря). В июле 1942 года лейтенанта Меле сменил лейтенант Джованни Фуретти (Giovanni Furetti). Подразделение (также называвшееся 1-й танковой
ротой L5) имело к тому времени от 10 до 12 исправных FIAT 3000. Со временем
некоторые из старых FIAT 3000 из-за отсутствия запасных частей стали
непригодными к использованию.
4ª Compagnia
Carri в начале 1940 года находилась в районе Чезана-Торинезе (Cesana Torinese), приписанная к сектору VII° GaF
IV° Corpo (4-й корпус). После того, как Италия
вступила в войну 10 июня 1940 года, первым действием Королевской армии стала
кампания в Альпах против французских войск, которая длилась с 21 по 25 июня. Во
время этой кампании некоторые танки FIAT 3000 Modello
1921 4-й роты поддерживали действия взвода карабинеров против французских войск
во время оккупации Мон-Женевра (Mont
Genèvre или Montgenevre).
(Рис.31)
Рис.31 - FIAT 3000 of the 4th Border Tank Company after
the occupation of Montgenevre in June 1940.
После кампании в Альпах 4-я рота была переведена на
югославскую границу и передана в распоряжение сектора XXII° GaF,
приписанного к 13-й дивизии фантерии “Re” (13ª Divisione fanteria ‘Re’).
5ª Compagnia
Carri в начале 1940 года она находилась в Вентимилье
(Ventimiglia), приписанная к сектору I° Guardia alla Frontiera.
О действиях этого подразделения во время кампании в Альпах ничего не известно.
Затем она была переведена на границу с Югославией, став сначала частью 15ª
Divisione di Fanteria ‘Bergamo’ (15-я пехотная
дивизия), а затем, 5 сентября 1940 года, она была приписана к сектору XXVII° GaF, подчиняясь непосредственно V° Corpo
(5-й корпус).
С окончанием военных действий с Югославией три роты (2-я,
4-я и 5-я роты), видимо, в 1942г. отвели в Италию, где через какое-то время их
расформировали. Танки FIAT 3000, все еще находящиеся в рабочем состоянии, были
разделены на две роты по девять танков, эти отправили на Сицилию в распоряжение
6-й армии (6° Armata). 1ª Compagnia придали XII Corpo d’Armata (12-й армейский корпус), рота размещалась в Scordia (Scordia). Машины
закапывались в землю для создания пулеметных гнезд в полосе 207a Divisione Costiera (207-й
береговой дивизии). 2a Compagnia под командованием
капитана запаса Анджелотти Франческо
входила в состав Gruppo Mobile H (мобильная группа
“H”), приписанной к XVI Corpo d’Armata
(16-й корпус) – место расположения роты Licata. Сама
мобильная группа дислоцировалась в Кальтаджироне (Caltagirone) и должна была защищать аэродром Сан-Пьетро (San Pietro).
В
июле 1943г. на Сицилию началась высадка союзников. О действиях танков 1-й роты,
вкопанных в землю точной информации нет, встречается лишь замечание, что
несколько таких БОТов было обнаружено союзными
войсками после захвата Сицилии. А о «войне» 2-й роты существуют более
интересные подробности. 10 июля 1943 года подразделению поставили задачу
уничтожить парашютистов 504-го парашютно-пехотного США полка вокруг аэродрома
San Pietro. Танки, ввиду их
чрезвычайной медлительности, были доставлены недалеко от аэродрома на
грузовиках 23° Autogruppo (23-я транспортная группа). (Рис.32)
Рис.32 –
Транспортировка танков FIAT 3000 к месту
действия.
В 12:35 утра 3-й парашютный батальон США
под командованием старшего лейтенанта Питера Дж. Итона столкнулся с итальянской
пехотной колонной, поддерживаемой несколькими FIAT 3000. Американцы заставили
вражеское подразделение отступить, уничтожив FIAT 3000 огнем двух ранее
захваченных итальянских орудий 47/32. В 7:30 вечера командир аэродрома
Сан-Пьетро заявил, что в боях около аэродрома было захвачено 50 американских
парашютистов благодаря поддержке двух FIAT 3000. 12 июля 9-я итальянская
стрелковая рота при поддержке пулеметного расчета и двух FIAT 3000 была
переведена в Фикуццу (Ficuzza).
Там они вели бои с американскими парашютистами до 5 вечера, захватив 4 и убив 6
американских солдат. 13 июля, чтобы защитить аэродром от атаки 180-го пехотного
полка США, командир мобильной группы “H” подполковник Луиджи Чикси (Luigi Cixi)
приказал танкам FIAT 3000 занять позицию по периметру аэродрома. Американская
атака началась в 10 вечера. Итальянские подразделения сопротивлялись в течение
часа, но затем были вынуждены отступить, и 2a Compagnia
потеряла 5 танков FIAT 3000.
Таким образом, из 9-ти танков в боях было
потеряно 7 (по некоторым сведениям, 6 танков типа FIAT 3000). Судьба оставшихся
двух или трех машин неизвестна, и они, вероятно, были брошены. (Рис.33)
Рис.33 – FIAT 3000 Modello
1921 2-й роты, захваченный американскими солдатами на аэродроме Ликата, Сицилия, в 1943 году.
Танки FIAT 3000A за рубежом.
25 мая 1924г. в
Аргентине, в Буэнос-Айресе
в честь революции 1810 года
прошел парад, в его составе принял участие, как пишут, итальянский военный
отряд (- или испанский?), в колоне отряда двигался итальянский танк FIAT 3000A. (Рис.34)
Рис.34 –
Итальянский танк FIAT 3000A на улицах Буэнос-Айреса,
25 мая 1924г.
Как замечают исследователи: «Существует вероятность,
что этот танк затем был оставлен в Аргентине в надежде продать больше
экземпляров, хотя конкретных доказательств этого или того, что визит имел
коммерческую цель, нет».
Получается, итальянцы привезли свой танк через Атлантику только для того, чтобы
пустить пыль в глаза изумленным жителям Аргентины.
В
конце 1924г. один танк FIAT 3000A приобрели испанцы. Танк предназначался для
тестирования артиллерийским отделом Военного министерства. Машина доставлена в Испанию в
январе 1925г. (в качестве рабочей версии допущу, что танк, показанный в Аргентине
- это машина купленная испанцами). В Испании танк был зарегистрирован под
номером “ATM 984” и приписан к Escuela Central de Tiro (Центральная школа
стрельбы). В частично разукомплектованном виде машину можно видеть на фото
времен Гражданской войны в Испании (1936-1939гг.). (Рис.35)
Рис.35 – Республиканские
солдаты позируют у FIAT 3000A.
В 1925 году танк модификации FIAT 3000A был в качестве подарка предложен королю Абиссинии. По другим сведениям, танк подарили в 1927г. В 1930г. абиссинская армия приобрела еще 3 таких машины (правда, возможно, что прибывшие в 1930г. были уже танками модификации FIAT 3000В). По другим данным, в 1927г. подарили три танка FIAT Modello 1921 и два Modello 1930 эфиопы купили в начале 1930-х годов. (Рис.36)
Рис.36 – Абиссинский Фиат.
Известно, что вместе с танками прибыли итальянские техники и инструкторы. В декабре 1934 года абиссинские танки FIAT 3000 использовались во время пограничного конфликта с итальянцами в Огадене. Об использовании этих танков в ходе войны с Италией сведений найти не удалось. По последним данным, все четыре танка (- или пять танков?) находились в столице Абиссинии - г.Аддис-Абеба - где они были захвачены итальянцами.
Похоже, что в 1926г. один танк FIAT 3000A был предоставлен Греции для испытаний, но заказов на него не последовало.
В 1926г. во время демонстрации в Турине, этим танком заинтересовалась делегация Дании. Сравнительно с FT-17 итальянская машина обладала более высокими скоростными характеристиками при тех же затратах на производство. В итоге танк был приобретен за 30500 крон в июне 1928г. Поскольку датская армия не имела на вооружении итальянских пулеметов калибром 6,5 мм, их заменили двумя датскими 8-мм ручными пулеметами Madsen M1924, рассчитанными на стрельбу патронами 8×58 mmR. (Рис.37)
Рис.37 – Датский FIAT 3000A.
Танк принимал участие в маневрах 1928г., но показался датчанам пожароопасной машиной. Работающий двигатель создавал высокую температуру, из-за чего было практически невозможно войти в танк или выйти из него. Водитель, офицер (звание равно 2-му лейтенанту) Н. Э. Сёренсен (N.E. Sørensen) умудрился поджечь себя, уничтожив свою одежду и ботинки из-за горящего масла. Осенью 1929г. танк к осеним маневрам не привлекли, машина находилась на хранении. В 1932г. FIAT 3000, как будто, реанимировали на короткий срок, но считается, что с 1932г. танк использовался как мишень на полигоне.
Самую крупную партию FIAT 3000A приобрела Латвия. Заказ на поставку 6 танков был оформлен в 1926г., и в сентябре 1927г. они прибыли в Ригу. Четыре танка были вооружены немецкими пулеметами MG.08 в шаровой установке, а на двух машинах латыши установили 37-мм пушками SA 18 с танков Renault FT – возможно, что и пулеметы MG.08 были установлены в Латвии, следовательно, танки FIAT 3000A могли поступать в Латвию без вооружения. (Рис.38)
Рис.38 – Латышские Фиаты, 1928г.
Эти машины составили одну из танковых рот (1-й танковой роты автотанкового полка), дослужив до аннексии этой страны СССР и в 1940 году были включены в состав 12-й механизированного корпуса РККА, но в мае 1941 года их сдали на металлолом.
14-15 ноября 1927г. сотрудники завода FIAT передали советской стороне три танка FIAT 3000A. (Рис.39)
Рис.39
- Акт на передачу трёх FIAT 3000 для СССР, ноябрь
1927 года.
Машины имели
серийные номера 107, 108 и 109. Следует подчеркнуть,
что машины прибыли в СССР без вооружения.
Несмотря на позицию Муссолини, итальянская оборонная промышленность в двадцатые годы стремилась активно сотрудничать с СССР. Ещё в 1924 году итальянская сторона предлагала закупить партию из 10 танков FIAT 3000. Тогда сделка не состоялась. Но в конце июля 1926г. итальянцы вновь вступают в отношения с советскими - формируется коммерческое предложение - приобрести три танка FIAT 3000А, стоимостью 1800 фунтов стерлингов за каждый. В случае приобретения партии из 25 танков и более стоимость снижалась до 1650 фунтов стерлингов за штуку. При этом в цену не входили вооружение и оптика. Итальянцы обязывались выполнить поставку в течение 10 месяцев с момента подписания соглашения. Теперь советские решились купить три танка.
Окончательная приемка итальянских машин
состоялась в конце декабря 1927г., в середине марта 1928г. танки FIAT 3000А
(без вооружения) прибыли на склад №37 в Москве. Пишут, что в 1938г. на все три
танка FIAT 3000А советские установили 37-мм пушки «Гочкис».
Возможно все же, что пушку получил только один танк, имевший прозвище «Феликс
Дзержинский» (Рис.40) - в то время советские испытывали сильный дефицит
танковых орудий даже для вооружения собственных танков типа МС-1, который
только что был принят на вооружение РККА.
Рис.40 – Танк «Феликс Дзержинский», на нижнем фото на Красной площади 7 ноября 1928г.
Забавно, что официально советские утверждали, что получили танк «Феликс Дзержинский» от неких польских коммунистов – отсюда и название такое, польское.
По состоянию на 1 октября 1929 года один танк находился на Мотовилихинском машиностроительном заводе, где налаживалось производство танков Т-18, на которые с FIAT 3000А пытались копировались агрегаты моторно-трансмиссионной группы. Ещё два советских FIAT 3000А находилось в составе Бронетанковых командных курсов. В дальнейшем след этих машин теряется. Пишут, что по стоянию на 1933г. советский танк FIAT 3000A был отнесен к категории: «машины устарелой конструкции, снятые с вооружения, но находящиеся на хранении».
В конце 1920-х или в начале 1930-х два пулемётных танка FIAT 3000 приобрела Албания (одни указывают, что оба танка являлись машинами раннего производства FIAT 3000А, другие – что это были FIAT 3000В, но вооруженные пулеметами), причём в 1939 году эти машины стали итальянскими трофеями. (Рис.41)
Рис.41 –
Захваченные итальянцами албанские FIAT 3000 Mod. 1921.
Приблизительно около 1935г. один пулеметный танк FIAT 3000 (танк был вооружен спаркой зенитных пулеметов FIAT mod.1929 per Aviazione, фото машины прилагается выше) купили, видимо, на пробу японцы. Пишут, что его тестировали во время учений в Тяньцзине 1935г., и он де принимал участие в китайско-японской войне.
Проекты на базе FIAT 3000.
Пишут, что с 1925г. на базе танка FIAT 3000 Model 1921 с регистрационным номером RE 36A испытывалась версия машины - генератора дымовой завесы. Объект обозначался FIAT 3000 Nebbiogeno. Вооружение из башни танка удалялось. С правого борта ходовой части установили два цилиндрических бака, в большом баке содержалась серная кислота, в меньшем баке – сжатый газ. Серная кислота из бака могла смешиваться с выхлопными газами двигателя. Серная кислота и углекислый газ выхлопа вступали в реакцию, образуя плотную белую дымовую завесу. (Рис.42)
Рис.42 - FIAT 3000 Nebbiogeno с баками с кислотой по бортам машины.
Возможно, к маневрам 1925г. подготовили два генератора дымовой завесы. На фото с этих маневров запечатлена машина с баками, установленными по левому борту ходовой части, к тому же, в отличие от RE 36A, машина сохранила вооружение. (Рис.43)
Рис.43 – Фото машины-генератора дымовой завесы с маневров 1925г.
Можно предположить, что модификации Nebbiogeno могли бы производить дым только в течение 10-15
минут, что, видимо, сочли мало практичным. Массово танки такими установками не
оборудовались.
В 1935г. к идее дымогенераторов вернулись, точнее, решили приспособить их к распылению БОВ. Для опытов вновь использовали шасси FIAT 3000 Model 1921. На этот раз, кажется, по обоим бортам ходовой части установили по одному контейнеру под отравляющий газ. Контейнеры имели сопла (каждый одно) для выпуска газа. Контейнеры заправлялись горчичным газом или хлорсульфоновой кислотой. (Рис.44, Рис.45)
Рис.44 – Вверху изображена машина FIAT 3000 Nebbiogeno с двумя баками по борту ходовой части (машина обр.1925г.), внизу – с одним баком по борту ходовой части (машина обр.1935г.). Рисунки с сайта tanks-encyclopedia.com
Рис.45 – Демонстрация во время Дня
химической армии (Chemical Army Day) в Риме, 1935 год.
Встречается информация, что на некой «изменой» базе FIAT 3000 проектировались САУ, одна с 75-мм орудием (Рис.23а), а другая со 105-мм орудием 105mm L/34, либо 105/28 (Рис.46).
Рис.46 – Проект САУ с 75-мм орудием.
Рис.46 – Проект САУ со 105-мм орудием.
Откровенно говоря, не ручаюсь за достоверность информации относительно проектов 75-мм и 105-мм САУ на базе FIAT 3000.
Рис.47 – Проект FIAT 4000.