Ansaldo modello 1929
Ansaldo modello 1929
Италия
Легкий по массе колесный танк
масса |
8,25 т |
вооружение |
37-мм орудие 1 пулемет |
экипаж |
3 чел. |
мощность силовой установки |
75/110 л.с. |
проект |
1928-1929гг., Ansaldo |
выпускался |
1929/1930г., Ansaldo 1 шт. опытный |
Основная статья: Итальянское
танкостроение 1919-1929гг.
В 1928г. на тягач Fiat Pavesi (Рис.1), как на возможную базу для колесного танка обратил внимание глава фирмы Ansaldo Джованни Ансальдо, который был впечатлён необычной конструкцией артиллерийского тягача высокой проходимости.
Рис.1 – Артиллерийский тягач Fiat Pavesi P4/100.
Рис.2 – Проекции колесного танка Ансальдо.
Состав вооружения танка Ansaldo можно было считать одним из самых мощных среди всех итальянских бронемашин того периода. В башне цилиндрической формы, со скошенным вперед верхним бронелистом, устанавливалась 37-мм танковая пушка (спереди) и 6,5-мм пулемет FIAT mod.1914 (в шаровой установке кормовой нише). В случае необходимости кормовой пулемет мог использоваться в качестве зенитного – в этом случае стрельба из него велась через небольшой башенный люк круглой формы. Предусматривалась также установка 45-мм пушки, но был ли этот вариант воплощен в жизнь остаётся неизвестным.
Средства наблюдения оказались весьма скромны. Водитель имел возможность наблюдать за окружающей обстановкой только через узкую щель в лобовом листе корпуса. Наведение орудия на цель осуществлялось при помощи перископического прицела, для пулемета использовался оптический, либо механический прицел. Экипаж танка состоял из 3-х человек: водитель (располагался слева в передней части корпуса), наводчик орудия и пулеметчик (оба находились в боевом отделении в средней части корпуса).
Для колёсного танка был выбран бензиновый 4-цилиндровый двигатель FIAT мощностью 110 л.с. (по другим данным, его мощность составляла 75 л.с.) и жидкостной системой охлаждения. Мотор устанавливался справа в передней части корпуса, а слева от него находился радиатор, который всасывал охлаждающие воздух через бронированные жалюзи оригинальной формы в лобовом листе моторного отсека. Через сцепление мотор приводил в действие четырехступенчатую коробку скоростей (3 скорости вперед и 1 назад), расположенную ниже мотора, и через дифференциал, который при вращении одного из колес без сопротивления мог быть заблокирован кулачковой муфтой передавал усилия на пару колес, работавших нормально. Отсюда вращение передавалось в одну сторону через карданные сочленения на передний продольный вал, в другую – на задний вал, соединенные каждый со своим дифференциалом, от которых и вращаются каждое в отдельности все четыре колеса. Передним колесам (которые могли качаться на листовых рессорах и спиральных пружинах около оси ведущих шестерен) вращение передавалось ведущими шестернями, вращавшими зубчатые венцы, назад же вращение передавалось через конический промежуточный зубчатый привод на две конические шестерни, вращавшие большой зубчатый венец на заднем колесе. Промежуточный привод также допускал качание колес около задней оси посредством рулевых тяг, захватываемых коленчатым рычагом управления, который сидел на оси червячной передачи управления. Таким образом, если расположенным впереди рулевым колесом повернуть ее ось, тем самым посредством промежуточного зубчатого привода поворачивался ведущий назад вал для передачи управления, а вместе с ним – приводный червяк, приводивший в движение червячное колесо и рычаг управления. Тормоза с внутренними колодками имелись только на передних колесах, но кроме того имелся тормоз и на коробку скоростей.
Рис.3 - Ansaldo modello 1929.
По сравнению с аналогичными машинами фирмы Pavesi конкурирующему конструкторскому коллективу удалось добиться существенного улучшения тактико-технических характеристик. Так, максимальная скорость при движении по шоссе составляла теперь 43,5 км/ч, при этом машина с места брала подъем крутизной в 45°. Показатели преодоления препятствий также были на хорошем уровне. Танк свободно преодолевал вертикальную стенку высотой до 1 метра, мог переходить рвы и траншеи шириной до 1,2 метра.
При удачных обстоятельствах Ансальдо рассчитывал построить модернизированную версию танка с колёсами диаметром 2 метра. Однако идею танка с большими колесами отвергли как таковую. Подчеркивалась высокая уязвимость ходовой части. Большая площадь колёс делала из них хорошую мишень, а замена поврежденного колеса в боевых условиях не представлялась возможной. Нарекания вызывало высокое утомление водителя при движении машины с большими колесами даже по ровной дороге. Помимо этого, экипаж не имел хороших приборов наблюдения и в бою мог оказаться практически «слепым».
Прототип Ansaldo modello 1929 был впоследствии разобран на металл.