VK 31 Rheinmetall

 

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/germany/leichttraktor/leicht_rhein1.jpg

VK 31 Rheinmetall

Германия

Легкий танк

масса

8,96 т

вооружение

37-мм орудие

1 пулемет

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

100 л.с.

проект

1928-1930гг., Rheinmetall

выпускался

1930г., Rheinmetall

2 шт. опытные

 

 

Основная статья: Германское танкостроение 1920-1930гг.

Новые конструкции

 

 

     26 мая 1928 года состоялось совещание, на котором присутствовали представители Krupp и 6-го управления вооружений. Совещание приняло решение начать тему танка массой 6 тонн с обозначением Leichttraktor (легкий трактор), сокращенно L.Tr. Согласно утверждённой на совещании предварительной спецификации Leichttraktor, толщина брони боковых и лобовых поверхностей танка устанавливалась на уровне 14 мм, экипаж должен был состоять из 3 человек. Максимальная скорость машины - 40 км/ч по шоссе и 20 км/ч по грунту. Запас хода оговаривался в пределах 150 км или 6 часов непрерывного движения. Танк должен был преодолевать брод глубиной 0,6 м, стенку высотой 0,6 м, ров шириной 1,5 м и преодолевать 60% (31°) подъём длиной до 1 км при минимальной скорости 3 км/ч. Для улучшения проходимости давление на грунт не должно было превышать 0,5 кг/м.кв. В качестве основного вооружения предусматривалась 37-мм пушка Tak, установленная в башне, которую разрабатывал концерн Krupp, предполагался также 7,92-мм пулемет Dreyse. В качестве дополнительного оснащения танк получал прибор дымопуска и радиостанцию с дальностью голосовой связи 2-3 км и дальностью при использовании «морзянки» до 7 км. Предусматривалась также установка противохимического оборудования для действий в условиях газовых атак.

     Подготовить общую концепцию танка по теме Leichttraktor поручили фирме Krupp, но к разработке нового танка привлекались и Rheinmetall, и Daimler-Benz. Каждая из фирм должна была выпустить по 2 опытные машины из неброневой стали.

     Разработка инженеров Krupp концептуально следовала конструкции английского танка Vickers Medium Mk.I. (Рис.1)

 

    

Рис.1 – Британский Vickers Medium.

 

     Танк Leichttraktor имел переднее расположение моторного отделения, при этом водитель находился слева по ходу движения. Башня танка находилась в кормовой части корпуса. Ходовая часть виделась многокатковой, для защиты ходовой части от вражеского огня предусматривались съёмные бортовые экраны. Leichttraktor предполагалось оснащать резинометаллическми гусеницами с подушечками конструкции Генриха Книпкампа.

    3 июля 1928г. вновь уточнили отдельные параметры Leichttraktor и танка на этой платформе. В качестве силовой установки был утвержден двигатель Daimler-Benz M36 объёмом 7,8 литров и мощностью 100 лошадиных сил. С данным двигателем блокировалась коробка передач от 3-тонного грузового автомобиля Krupp.  В качестве альтернативы выступал двигатель Maybach, но он был на 40 кг тяжелее и бо´льшие габариты. Силовая установка с коробкой размещалась в носовой части, от неё через вал шёл в корму, где находились главная передача и ведущие колёса. Согласно исходной спецификациям, общая длина Leichttraktor должна была составлять 3900 мм, ширина 1850 мм, а высота 2000 мм. Боевая масса продолжала оцениваться в 6 тонн. При столь небольших размерах танк Leichttraktor имел экипаж из четырёх человек. В его состав входили водитель и радист, сидевшие в корпусе, а также наводчик и командир, он же заряжающий, находившиеся в башне. Спецификация была окончательно утверждена 19-го июля 1928 года, но к тому времени стало понятно, что Daimler-Benz может покинуть программу (собственно, в июле 1928г. Daimler-Benz вышла из программы Leichttraktor), в таком случае другим двум фирмам предписывалось изготовить по одному дополнительному шасси в варианте "nachschubfahrzeug" - бронированной вспомогательной машины.

    Надо заметить, что база Leichttraktor должна была служить не только для проектирования танка, но для разработки других машин. Во-первых, Leichttraktor можно было использовать как коммерческий трактор или легкий тягач (leichte Zugmachine), годный для применения в качестве машины снабжения боеприпасами. Во-вторых, база Leichttraktor подходила для разработки машины артиллерийских наблюдателей. В-третьих, просматривалась перспектива создания на платформе Leichttraktor САУ. 

     Между тем, в проект продолжали вносить изменения. Несмотря на то, что масса танка всё ещё оставалась в пределах шести тонн, его максимальную скорость снизили до 35 км/ч. В октябре 6 управление вооружений спустило предписание изменить размещение радиаторов - изначально предполагалось разместить радиаторы в максимально возможном горизонтальном положении, но такое положение радиаторов затрудняло охлаждение мотора, поэтому теперь следовало установить радиатор, прикрытый жалюзи перед двигателем.

     В октябре 1928г. Krupp представил деревянную модель танка, и внесение изменений в концепцию танка на базе Leichttraktor на этом закончились. Тогда же, в конце октября, военные заключили контракт с фирмой Krupp (сумма контракта 230 тысяч марок) на изготовление двух опытных образцов танков (номера №37, №38), а с фирмой Rheinmetall на изготовление двух танков (№39 и №40), одной САУ и постройку башен и монтаж вооружений в них как для своих танков, так и для танков Krupp.

     Инженеры Rheinmetall при проектировании своего варианта танка Leichttraktor сначала, вроде бы, создали (или заимствовали?) конструкцию гусеничного тягача-транспортера Versorgungsfahrzeung Leichtetraktor Fahrgestell. (Рис.2)

 

Рис.2 - Versorgungsfahrzeung Leichtetraktor Fahrgestell.

 

     На этой базе разработали легкий танк, обозначался Rh L.Tr, (Рис.3)

 

Рис.3 – Схема танка Rh L.Tr.

Внизу заводской чертеж.

 

     Масса машины 8000 кг, при габаритах: длина – 4210 мм, ширина – 2260 мм, высота – 2370 мм. В некоторых источниках указывают массу 8960 кг. Пишут также, что Rh L.Tr получился на 70 мм короче, на 35 мм ниже и на 32 мм шире, чем Kp.L.Tr.  В носовой части машины были предусмотрены створки надмоторной плиты, обеспечивающие хороший доступ к мотору и радиатору. Жалюзи в лобовом листе сделали крепящимся на болтах, что облегчало удобство обслуживания силовой установки. Танк первым из немецких боевых машин получил надгусеничные полки, что уменьшило забрызгивание корпуса и башни грязью. Поручневая антенна получилась многофункциональной — дополнительно создавала своеобразное ограждение. (Рис.4)

 

 

Рис.4 - Rh L.Tr. в исходной конфигурации.

 

     Обращает на себя внимание достаточное количество лючков в башне, в передней и задней части корпуса для посадки - эвакуации экипажа и боеприпасов. (Рис.5)

 

Рис.5 - Рабочее место командира Rheinmetall Leichttraktor.

 

      Механик-водитель имел откидывающийся влево люк-рубку, благодаря чему в походном положении обеспечивался нормальный обзор. В походном положении предусматривалась возможность установки ветрового щитка.

  Ходовая часть танка Rheinmetall на борт имела 12 сдвоенных опорных катков. Кроме того, впереди имелся дополнительный каток, амортизирующий удары при наезде на вертикальные препятствия. Катки были сгруппированы в тележки по 4 катка, каждая из которых имела рессорную подвеску. Ходовую часть прикрывали съёмные экраны, при этом нижняя часть экранов при необходимости откидывалась, так что доступ к опорным каткам и подвеске мог осуществляться без их демонтажа.

     В целом, Rheinmetall Leichttraktor выглядел технологичнее и удобнее, чем Krupp Leichttraktor.

     7 мая 1930г. танки Leichttraktor от Krupp и Rheinmetall отправили в СССР в учебный центр КАМА на испытания. В Германии остались машины снабжения (перевозчики снарядов) от Krupp и Rheinmetall (Рис.77)

 

Рис.6 – “Nachschubfahrzeug” от Rheinmetall.

 

     Легкие танки испытывались совместно с обучением личного состава, начиная с июня 1930г.

     Танки Rh L.Tr. в СССР прошли: танк №39 1865 километров, а танк №40 – 1735 км. К этим машинам возникло меньше нареканий. Общим местом явилась проблема резинометаллических гусениц. К негативным выводам также относилось – заднее расположение ведущих колес, провоцировавшее сброс гусениц, совмещение командиром функций заряжающего орудия и пулемета.

В 1931г. Министерство Вооружений выдало фирме Rheinmetall заказ на выпуск 289 модернизированных танков. В связи с планами серийного производства танков типа Leichttraktor, машинам был присвоен индекс VK 31. Правда, VK 31 в серию все же не пошли - предпочтение было отдано машине La.S (Landwirtschaftlicher Schlepper - сельскохозяйственный тягач, название, разумеется, конспиративное) фирмы Krupp.

    Летом 1932г. машины Leichttraktor вернулись в Германию. Из некоторых источников следует, что танки Leichttraktor прибыли обратно в Германию летом 1933г. По прибытии танки прошли капитальный ремонт. Rheinmetall также провел модернизацию танков Rh L.Tr. Вместо резинометаллических гусениц были установлены гусеницы из цельнометаллических траков. Были заменены опорные катки. В корме появился дополнительный воздухозаборник. Поручневую антенну, а вместе с ней и надгусеничные полки, удлинили, а по бортам корпуса появились дополнительные топливные баки. (Рис.7)

 

Рис.7 – Модернизированный танк Rheinmetall №40.

 

    В 1933 году один из танков (Rheinmetall №39) получил новую ходовую часть, представлявшую собой вариацию на тему свечной подвески Кристи. Танк получил по 4 опорных катка большого диаметра на борт, а также по 3 поддерживающих ролика. Также были заменены ведущие колёса и ленивцы, но их расположение не изменилось. (Рис.8)

 

Рис.8 – Танк №39 с экспериментальный ходовой по типу Кристи.

 

      Несмотря на то, что легкие танки продолжали доделывать до конца 1934 года, судьба Leichttraktor была окончательно решена 27 января 1934 года, когда 6-е управление вооружений инициировало начало работ по новому танку легкого класса.

В 1934 году танки VK 31 передали в Мюнстер на «зимовку», а с 1935 года и до начала Второй мировой войны их использовали в качестве учебных машин в танковой школе в Пултосе. Машины VK 31 участвовали в маневрах 1935г. (Рис.9)

 

Рис.9 – Танки VK 31 на учениях вермахта. Ближе к наблюдателю Rheinmetall №39 с ходовой по типу Кристи, далее - Rheinmetall №40.

 

    В 1936г. Rheinmetall №40 потерял башню и подбашенную коробку, но продолжал использоваться в качестве учебного стенда. (Рис.10)

 

Рис.10 – Пишут, что на фото Rheinmetall №40 со снятой башней. 1936 год.

Правда, во многих источниках это фото трактуют, как испытания базы Rheinmetall Leichttraktor и датируют 1930г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru