
VK 31 Krupp
Германия
Легкий танк
|
масса |
8,7 т |
|
вооружение |
37-мм орудие 1 пулемет |
|
экипаж |
4 чел. |
|
мощность силовой установки |
100 л.с. |
|
проект |
1928-1930гг., Krupp |
|
выпускался |
1930г., Krupp 2 шт. опытные |
Основная статья: Германское
танкостроение 1920-1930гг.
26 мая 1928 года состоялось совещание, на котором присутствовали представители Krupp и 6-го управления вооружений. Совещание приняло решение начать тему танка массой 6 тонн с обозначением Leichttraktor (легкий трактор), сокращенно L.Tr. Согласно утверждённой на совещании предварительной спецификации Leichttraktor, толщина брони боковых и лобовых поверхностей танка устанавливалась на уровне 14 мм, экипаж должен был состоять из 3 человек. Максимальная скорость машины - 40 км/ч по шоссе и 20 км/ч по грунту. Запас хода оговаривался в пределах 150 км или 6 часов непрерывного движения. Танк должен был преодолевать брод глубиной 0,6 м, стенку высотой 0,6 м, ров шириной 1,5 м и преодолевать 60% (31°) подъём длиной до 1 км при минимальной скорости 3 км/ч. Для улучшения проходимости давление на грунт не должно было превышать 0,5 кг/м.кв. В качестве основного вооружения предусматривалась 37-мм пушка Tak, установленная в башне, которую разрабатывал концерн Krupp, предполагался также 7,92-мм пулемет Dreyse. В качестве дополнительного оснащения танк получал прибор дымопуска и радиостанцию с дальностью голосовой связи 2-3 км и дальностью при использовании «морзянки» до 7 км. Предусматривалась также установка противохимического оборудования для действий в условиях газовых атак.
Подготовить общую концепцию танка по теме Leichttraktor поручили фирме Krupp, но к разработке нового танка привлекались и Rheinmetall, и Daimler-Benz. Каждая из фирм должна была выпустить по 2 опытные машины из неброневой стали.
Разработка инженеров Krupp концептуально следовала конструкции английского танка Vickers Medium Mk.I. (Рис.1)

Рис.1 – Британский Vickers
Medium.
Танк Leichttraktor имел переднее расположение моторного отделения, при этом водитель находился слева по ходу движения. Башня танка находилась в кормовой части корпуса. Ходовая часть виделась многокатковой, для защиты ходовой части от вражеского огня предусматривались съёмные бортовые экраны. Leichttraktor предполагалось оснащать резинометаллическми гусеницами с подушечками конструкции Генриха Книпкампа.
3 июля 1928г. вновь уточнили отдельные параметры Leichttraktor и танка на этой платформе. В качестве силовой установки был утвержден двигатель Daimler-Benz M36 объёмом 7,8 литров и мощностью 100 лошадиных сил. С данным двигателем блокировалась коробка передач от 3-тонного грузового автомобиля Krupp. В качестве альтернативы выступал двигатель Maybach, но он был на 40 кг тяжелее и бо´льшие габариты. Силовая установка с коробкой размещалась в носовой части, от неё через вал шёл в корму, где находились главная передача и ведущие колёса. Согласно исходной спецификациям, общая длина Leichttraktor должна была составлять 3900 мм, ширина 1850 мм, а высота 2000 мм. Боевая масса продолжала оцениваться в 6 тонн. При столь небольших размерах танк Leichttraktor имел экипаж из четырёх человек. В его состав входили водитель и радист, сидевшие в корпусе, а также наводчик и командир, он же заряжающий, находившиеся в башне. Спецификация была окончательно утверждена 19-го июля 1928 года, но к тому времени стало понятно, что Daimler-Benz может покинуть программу (собственно, в июле 1928г. Daimler-Benz вышла из программы Leichttraktor), в таком случае другим двум фирмам предписывалось изготовить по одному дополнительному шасси в варианте "nachschubfahrzeug" - бронированной вспомогательной машины.
Надо заметить, что база Leichttraktor должна была служить не только для проектирования танка, но для разработки других машин. Во-первых, Leichttraktor можно было использовать как коммерческий трактор или легкий тягач (leichte Zugmachine), годный для применения в качестве машины снабжения боеприпасами. Во-вторых, база Leichttraktor подходила для разработки машины артиллерийских наблюдателей. В-третьих, просматривалась перспектива создания на платформе Leichttraktor САУ.
Между тем, в проект продолжали вносить изменения. Несмотря на то, что масса танка всё ещё оставалась в пределах шести тонн, его максимальную скорость снизили до 35 км/ч. В октябре 6 управление вооружений спустило предписание изменить размещение радиаторов - изначально предполагалось разместить радиаторы в максимально возможном горизонтальном положении, но такое положение радиаторов затрудняло охлаждение мотора, поэтому теперь следовало установить радиатор, прикрытый жалюзи перед двигателем.
В октябре 1928г. Krupp представил деревянную модель
танка, и внесение изменений в концепцию танка на базе Leichttraktor на этом
закончились. Тогда же, в конце октября, военные заключили контракт с фирмой
Krupp (сумма контракта 230 тысяч марок) на изготовление двух опытных образцов
танков (номера №37, №38), а с фирмой Rheinmetall на изготовление двух танков
(№39 и №40), одной САУ и постройку башен и монтаж вооружений в них как для
своих танков, так и для танков Krupp.
Весь 1929 год ушёл на проектные работы и подготовку к постройке опытных машин. Наконец, в самом начале 1930 года Krupp продемонстрировала представителям Управления вооружений шасси танка, имевшего в некоторых документах название Kp.L.Tr. Окончательная сборка первого образца ожидалась к 1 апреля, а второго – к 1 мая 1930 года. На деле работы завершили 26 апреля 1930г. (Рис.2)


Рис.2 - Kp.L.Tr весной 1930г.
Крупповский танк имел массу 7,9 т при длине 4350 мм, ширине 2370 мм, высоте 2130 мм. По другим источникам, масса машины составляла 8,7 т. Клёпано-сварной корпус собирался из листов катаной броневой стали толщиной от 4 до 10 мм. Носовая часть корпуса привлекает внимание жалюзи радиатора, фара и откидывающийся колпак над водителем (ближе к башне). Двухместная башня размещалась ближе к корме и имела коническую форму, в её крыше находились перископические приборы наблюдения. Диаметр башенного погона составлял 1400 мм, что было выдающимся явлением применительно к легким танкам для своего времени. Вооружение танка - 37-мм пушка KwK L/45 и спаренный с ней 7,92-мм пулемет, имевшие угол вертикального наведения от -7° до +25°, устанавливались в единой маске. Впрочем, башня и вооружение в ней изготавливалось фирмой Rheinmetall. В кормовой части корпуса выделялся двустворчатый люк для экипажа. Ходовая часть, как пишут авторы, была оригинальной конструкцией Krupp. Правда, из некоторых источников можно понять, что конструкция ходовой на танке Krupp есть плод усилий шведской фирмы Bofors – на это указывает и один из элементов ходовой – «коромысла» между тележками. (Рис.3, Рис.4)

Рис.3 – Первоначальный вариант ходовой Kp.L.Tr.

Рис.4 - Из патента на подвеску фирмы Bofors.
С другой стороны, обращает на себя внимание схожесть узлов подвески танка Kp.L.Tr. с конструкцией подвески англичанина Кардена. (Рис.5)

Рис.5 - Конструкция основного узла ходовой, разработанная Д. Карденом.
В целом ходовая часть состояла из 13 опорных и 2 поддерживающих катков на борт. Один опорный каток брал на себя функцию амортизации при наезде на вертикальные препятствия. Остальные катки были сгруппированы и на них приходилась одна рессора. Бортовые экраны, прикрывавшие ходовую часть, не имели технологических лючков.
7 мая 1930г. танки Leichttraktor от Krupp и Rheinmetall отправили в СССР в учебный центр КАМА на испытания. Легкие танки испытывались совместно с обучением личного состава, начиная с июня 1930г.
В 1930 году танк №37 (Krupp) прошёл на
испытаниях 365 километров, а танк №38 (Krupp)
– 534 километра. Испытания практически сразу вскрыли негодность технический
решений, примененных на танках Krupp. Бронировка воздуховода радиатора была
сделана так, что попадающие в неё пули рикошетили внутрь корпуса. Заливная
горловина радиатора была и вовсе незащищена. Надмоторная плита оказалась очень
сложной конструкции, что обрекало на муки техников при необходимости демонтажа
двигателя. (Рис.6)

Рис.6 - Носовая часть танка Kp.L.Tr. при снятых бронелистах и без радиатора.
Неудобством отличался и бронеколпак водителя, из которого невозможно было выбраться, хотя функция пути эвакуации ему отводилась. Однако самой сырой оказалась ходовая часть легких танков Krupp - из-за ее конструкции машины не выжимали более 30 км/ч. Уже к концу июля пришлось менять ведущие колёса. Не оправдывала себя хитроумная система нескольких катков на одной рессоре, не годились резинометаллические гусеницы. 20 августа был впервые поднят вопрос о том, что ходовую часть надо переделывать. Дело приняло настолько серьёзный оборот, что в конце октября 1930 года ТЕКО (центр КАМА) посетил Хагеллох. Изучив проблему на месте, специалисты Krupp принялись разрабатывать новую ходовую часть. От резинометаллических траков пришлось сразу отказаться, все остальное, за исключением ленивцев и их крепления, требовалось переделать. В качестве испытательного стенда для новой ходовой использовали машину снабжения Крупп, находившуюся в Германии.
Первые работы по новой ходовой части (или, как пишут, ходовой второго типа) начались в декабре 1930 года. (Рис.7)

Рис.7 – Танк Kp.L.Tr. с ходовой второго типа.
Количество опорных катков в новой подвеске сократилось до восьми на борт, причём они оказались трёх размеров. Самым большим был крайний передний каток, чуть меньшим по размеру был крайний задний. Для жёсткости основную группу опорных катков соединили между собой балкой. Вместо не оправдавшего надежд ведущего колеса было установлено другое, со съёмным венцом. На танк поставили цельнометаллические траки.
Параллельно шла разработка и более надёжной трансмиссии. По мере испытания новых элементов они отправлялись в СССР, где их ставили на танки. Примерно в это же время Kp.L.Tr. получил надгусеничные полки, поскольку с гусениц во время движения обильно летела грязь.
Новая ходовая часть тоже оказалась неудачной, периодически в Германию
шли отчёты о тех или иных её неисправностях. Сначала поменяли ленивцы. В отчёте
от 10 сентября 1931 года указывалось, что переднее расположение двигателя
утомляло водителя и в принципе оказалось не самым удачным решением. По итогам
испытаний 1931г. было принято решение ходовую часть снова переделать, увеличив
количество опорных катков до 9. Заодно переделывались и элементы подвески.
Длина танка увеличивалась до 4295 мм, при этом ожидалось увеличение боевой
массы до 8,4 тонн. Новую ходовую часть в январе 1932 года успешно испытали на
подвозчике боеприпасов. К тому моменту танк №37 прошёл 697 километров, а танк
№38 – 371. В течение весны-лета 1932 года удлинённую ходовую часть испытывали в
ТЕКО, за это время танк №37 прошёл 598 километров, а №38 – 1095 км.
В 1931г. Министерство Вооружений в связи с планами серийного
производства танков типа Leichttraktor, машинам был присвоен индекс VK 31.
Машины Krupp подверглись дальнейшим усовершенствованиям, в ходе которых
как минимум одна из них получила переделанную защиту радиатора (Рис.8), а на
танке №38 была изменена установка антенны.

Рис.8 – Новая защита радиатора для легких танков Крупп.
Люк водителя на обеих машинах стал распашным.
В декабре 1932 года было принято решение установить на танки Krupp вместо рессорной подвески пружины, по 4 на борт. (Рис.9)

Рис.9 – Ходовая часть Kp.L.Tr. с пружинами.
В финальном варианте ходовая часть легкого танка от Крупп на один борт выглядела следующим образом: девять сдвоенных опорных катков на каждый борт (при этом первый и девятый каток имели больший диаметр) с пружинной амортизацией, два поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колеса. Танк или оба танка Kp.L.Tr. были оборудованы новой ходовой частью в конце 1933г. (Рис.10)

Рис.10 - Kp.L.Tr. в финальном варианте.
Несмотря на то, что легкие танки продолжали доделывать до конца 1934 года, судьба Leichttraktor была окончательно решена 27 января 1934 года, когда 6-е управление вооружений инициировало начало работ по новому танку легкого класса.
В 1934 году танки VK 31 передали в Мюнстер на «зимовку», а с 1935 года и до начала Второй мировой войны их использовали в качестве учебных машин в танковой школе в Пултосе. Машины VK 31 участвовали в маневрах 1935г.
Один из танков от Крупп закончил свою
карьеру памятником (Рис.11), другой был превращен в машину наблюдателей или
командирскую машину - вместо башни на нём была создана рубка, над
которой возвышался прибор для наблюдения за местностью. (Рис.12)

Рис.11 - Kp.L.Tr. на постаменте.

Рис.12 – На переднем плане Krupp Leichttraktor в виде машины наблюдателей (командирской машины).