Grosstraktor II Rheinmetall


Grosstraktor II Rheinmetall
Германия
Средний танк
|
масса |
19,32 т |
|
вооружение |
75-м орудие 4 пулемета |
|
экипаж |
6 чел. |
|
мощность силовой установки |
250 л.с. |
|
проект |
1925-1928гг., Rheinmetall |
|
выпускался |
1928-1929гг., Rheinmetall 2 шт. опытные |
Основная статья:
Германское танкостроение 1920-1930гг.
Производные
конструкции Первой мировой
К 1925г. в Германию просочились слухи о работах французов по новому типу танков - Char de Bataille. Немцы приняли решение разработать нечто подобное. За образец для подражания в смысле компоновки был выбран FCM 2C/Char Lourd 2C, но в более облегченном варианте - как танки Char de Bataille. (Рис.1)

Рис.1 – Один из вариантов Char de Bataille - французский танк FCM M1921 (1924г.) – облегченный потомок Lourd 2C.
В мае 1925 году штаб рейхсвера выдал спецификацию на «армейскую повозку образца 1920 года» или Armeerwagen 20. 14 марта 1928г. название программы изменили на «большой трактор» - Großtraktor (по-английски – Grosstraktor), пытаясь названием запутать стороннего наблюдателя - создавая видимость разработки машины для народного хозяйства. В качестве основных параметров спецификация требовала следующее: масса 15 тонн (пишут также 16 тонн), скорость 40 км/ч, запас хода 100 км, размещение одной 75-мм пушки KwK L/24 в главной башне, спаренной с пулеметом и 2-4 пулемета – один в малой башне, прочие в корпусе. Танк должен был преодолевать стенку высотой до 1 метра, уклон 30° и брод глубиной 0,8 метра, удельное давление на грунт – порядка 0,5 кг/см2. Предусматривалась возможность плавания. Длина танка должна составлять 6 метров, ширина 2,6 м, высота 2,40 (2,35) метра. Броня 6-14 мм. Экипаж 6 чел., включая радиста.
Проектные работы по Armeewagen 20 (или A.W.20) начались в недрах концерна Krupp. Помимо создания общей концепции танка, в задачу Krupp входила разработка 75-мм орудия для него. За основу было взято проектировавшееся горное орудие с длиной ствола 20 калибров. Короткоствольное орудие проигрывало в начальной скорости снаряда, например, французской пушке Canon de 75 Mle.1897. Однако немецкая короткоствольная танковая пушка (Рис.2) могла также успешно пробивать броню танков того времени, имевших почти поголовно противопульное бронирование.

Рис.2 – Короткоствольная танковая 75-мм пушка.
По осколочно-фугасному действию оба орудия были примерно равными. Небольшие размеры орудия позволяли проектировать более компактную двухместную башню с пушкой и спаренным пулеметом, что обеспечивало ограничение массы танка в 15-16 т.
1 марта 1927 года концерн Krupp представил первые эскизные наработки по проекту A.W.20. 19 марта была подготовлена спецификация на башню и вооружение в ней. Полная масса башни вместе с орудием должна была составить 1660 кг, из которых на орудие приходилось 550 кг. Орудийная установка обеспечивала внушительные углы вертикальной наводки — от −12 до +60 градусов. Чтобы позволить большие углы склонения, в крыше башни был предусмотрен специальный выступ. Башню оборудовали электроприводом, который позволял выполнить полный оборот за 30-75 секунд. Без привода полный оборот башни занимал 120 секунд. В бортах башни предусматривались большие люки, такая схема впоследствии стала типовой для башен немецких средних танков. Танк должен был иметь и кормовую башню, вооружённую пулемётом с большим максимальным углом возвышения. Эта башня могла выполнять роль зенитной. К 25 марта был подготовлен деревянный макет A.W.20 (Рис.3), после демонстрации которого приняли окончательное решение о запуске работ.

Рис.3 – Модель Armeewagen 20 разработки Krupp.
30 марта 1927г. с Krupp заключили контракт на разработку и постройку двух танков.
Еще до заключения контракта с Krupp заказчик, в лице 6-го отдела Департамента вооружений, решил проводить дальнейшие проектные и опытные работы на конкурсной основе. 26 марта 1927 года был подписан контракт с Daimler-Benz. Завод Daimler-Motoren-Gesellschaft в пригороде Берлина в годы Первой мировой войны собирал танки A7V. Позже этот завод стал называться Daimler-Benz Werk 40. Главным конструктором A.W.20 на Daimler-Benz стал Фердинанд Порше, вместе с которым разработкой занимался Рудольф Мертц. Чуть позже контракт был заключен с фирмой Rheinmetall. Обе фирмы, как и Krupp, должны были произвести по два танка. Ставилось условие взаимозаменяемости основных узлов танков, однако центральное положение разработчика танка некоторое время сохранялось за Krupp.
Проекты всех трех фирм внешне получились очень похожими. (Рис.4)

Рис.4 – Боковые проекции гросстракторов.
Компоновка «гросстракторов» была идентичной: в передней части корпуса находилось отделение управления, на крыше которого устанавливались две цилиндрические башенки со смотровыми щелями. За ним располагалось боевое отделение, рассчитанное на 3-х человек. Пишут, что немцы в наборе корпуса использовали литые детали, которые, вроде бы, соединяли сваркой. Основное вооружение, состоявшее из 75-мм короткоствольной пушки KwK L/24 (правда, фирма Daimler-Benz запланировала установку 105-мм гаубицы на свой танк), располагалось в двухместной конической башне, оснащенной приборами наблюдения и аварийным люком в кормовой части слева.
У танков Rheinmetall и Daimler-Benz башни были одинаковые - их разработкой и последующей сборкой занималась фирма Rheinmetall (по другой версии, на этих танках стоял первый вариант башни, разработанной на Krupp). Орудие, установленное в этой башне, имело углы наведения от -12° до +60° по вертикали и боезапас 104 выстрела.
В средней части корпуса находился двигатель, узлы трансмиссии и система охлаждения.
Инженеры Rheinmetall
использовали авиационный двигатель BMW Va мощностью
250 лошадиных сил при 1400 об/мин. Объём 6-цилиндрового мотора 22,9 литра,
масса 317 кг. 8-скоростная коробка передач имела электрический привод. КПП
находилась справа от двигателя. Сцепление однодисковое. Интересно выглядел
двойной дифференциал с цепным вариатором (Рис.5).

Рис.5 – Вариатор, установленный на танке Rheinmetall.
Отмечается, что в целом система моторно-трансмиссионной группы Rheinmetall получилась относительно компактной. (Рис.6)

Рис.6
- Схема моторно-трансмиссионной группы танка Rheinmetall.
Отдельной строкой следует отметить вопрос водоплавания танков типа A.W.20. (Рис.7)

Рис.7 – Схема размещения агрегатов и гребного винта на танках Rheinmetall.
Достоверно известно, что гребные винты ставились, по крайней мере, на одной машине Rheinmetall. (Рис.8)

Рис.8 – Управляемый гребной винт, устанавливавшийся на танке от Rheinmetall.
Ходовая часть танков фирмы Rheimetall, как замечают некоторые авторы, строилась на основе системы американского трактора Cletrac. (Рис.9)

Рис.9 – Вероятно, наиболее близкий по времени трактор Cletrac 30. Очевидно, основной смысл заимствования – система блокировки опорных катков.
С каждого борта танка имелось по 19 парных опорных катков и 3 поддерживающих ролика. 16 опорных катков с каждого борта были сгруппированы в тележки по 4 катка в каждой. Чтобы не цепляться за днище корпуса, каждая такая тележка имела по 2 ролика. Тележки находились на гидравлической подвеске, причём каждая пара тележек соединялась трубопроводами с другой парой. Для смягчения ударов при преодолении вертикальных препятствий спереди имелось 2 пары опорных катков на пружинной подвеске, а сзади — ещё 1 пара, которая жёстко крепилась к корпусу. Ведущее колесо и ленивцы имели цевочное зацепление гусениц, при этом зубья располагались по центру катков. Конструкторы использовали литые траки с резиновыми подушками. В литературе бытует мнение, что ходовая часть получилась непростая, но компактная, благодаря чему удалось более рационально использовать внутренние объёмы корпуса. Этот танк единственный из всех, который имел эвакуационный люк в бортовом экране.
Экипаж из 6 человек на всех танках размещался одинаково и очень своеобразно. Впереди располагались водитель, радист и командир, который стрелял из курсового пулемёта. Водитель и командир танка имели большие люки, фактически представлявшие собой откидные смотровые башенки. За отделением управления располагалось боевое отделение с двухместной башней. Пулемётная башня находилась в корме корпуса, причём кормовой стрелок находился в стесненных условия: его соседями были элементы трансмиссии.
Обычно варианты танка по спецификации Armeewagen 20 с апреля 1928г. в документах обозначались как Gr.Tr.Db (Daimler-Benz), Gr.Tr.Kp (Krupp) и Gr.Tr.Rh (Rheinmetall). Позже в литературе варианты получили обозначение: Großtraktor I (Daimler-Benz), Großtraktor II (Rheinmetall) и Großtraktor III (Krupp). Танки фирмы Grosstraktor II носили номера №45 и №46.
В некоторых источниках указывают, что сборка всех танков Grosstraktor началась в январе 1928 года на заводе Rheinmetall в Унтерлюсе. Первыми летом 1929г. были построены танки фирмы Krupp и Rheimetall. (Рис.10).


Рис.10 - Grosstraktor II от Rheinmetall.
Масса Grosstraktor II Rheinmetall – 19,320 т. Габариты: длина – 6600 мм, ширина – 2810 мм, высота – 2300 мм. По другим сведениям, танки Rheinmetall имели боевую массу 16 тонн.
Пишут, что за остаток 1929г. (т.е. с сентября по декабрь) танки Rheinmetall прошли одна – 52 км, вторая - 81 километр.
Крупная неудача постигла испытателей 30 октября 1929г. В тот день решили опробовать один из танков Rheinmetall на воде. (Рис.11)

Рис.11 – Испытания Gr.Tr.Rh на воде.
Танк слишком глубоко погрузился, рискуя зачерпнуть воду, очевидно, через отверстие под отсутствовавшую башню. В этой ситуации водитель дал задний ход, чем только усугубил ситуацию – машина утонула. Вместе с танком утонул инженер компании Rheinmetal Керрес, который отвечал за испытания танков Rheinmetall. В некоторых источниках указывают, что на плаву Grosstraktor двигался со скоростью 4 км/ч. Позже машину вытащили из воды и отправили на ремонт, но стало ясно, что танки типа Grosstraktor в настоящем виде не годятся для водоплавания. Правда, хотели испытать понтоны для придания плавучести танкам, но эту затею отставили. В дальнейшем со всех машин гребные винты демонтировали.
Таким образом, практически сразу выяснилось, что в конструкцию танков следует внести исправления. В отношении танков Gr.Tr.Rh отмечалось, что следует переделать механизм управления, отказаться от вариатора и что-то сделать с пневмопуском, который отказывался работать в холодную погоду.
Зима-весна 1930 года были потрачены на исправление ошибок.
На танках Rheinmetall модернизировали ходовую часть. Количество опорных катков сократилось до 16 на борт. Теперь применительно на один борт ходовая часть танков Rheinmetall выглядела следующим образом: 16 опорных катков, сблокированными в 8 тележек, 3 независимых катка (2 впереди и один сзади) и 3 поддерживающих ролика, заднее ведущее и переднее направляющее колеса. (Рис.12)

Рис.12 - Эскиз Gr.Tr.Rh. с модифицированной ходовой частью.
За 1930г. танк Rheinmetall
№46 преодолел 215 километров. Это был единственный из Großtraktor, который не
покидал территорию полигона. Его максимальная скорость достигала 22 км/ч. В
процессе испытаний 1930г. выявились претензии к работе коробки передач - для
того, чтобы переключиться на другую передачу, приходилось останавливать танк.
Назрела серьёзная переделка трансмиссии. Второй танк Rheinmetall
№45, который утонул в октябре 1929г., в 1930г. не ездил – стоял в ремонте.
Сезон испытаний 1931г. выявил лидера и аутсайдера программы. Лучше других по итогам испытаний 1929-1931гг. смотрелись танки разработки Rheinmetall. Они оказались немного медленнее танков Krupp: машина №45 (Rheinmetall) разгонялась до 30 км/ч, а танк №46 (Krupp) до 35,5 км/ч, при этом танк №45 преодолел 215 километров, а танк №46 — 181 километр. Машины Rheinmetall показали явное превосходство по надёжности. В частности, высокую надёжность продемонстрировала 5-скоростная коробка передач ZF Aphon SFG 280, установленная на одном из танков. Кроме того, на одну из машин поставили новые цельнометаллические гусеничные ленты с пальцевыми подшипниками. Они показали себя гораздо лучше штатной гусеницы. (Рис.13)

Рис.13 – Цельнометаллические траки нового типа на
танке Rheinmetall.
О том, что танки Rheinmetall
вырвались вперёд, свидетельствует тот факт, что они оказались единственными,
которые испытывались на бездорожье. Машина №46 смогла преодолеть ров длиной
3,14 метра, максимальный угол преодолённого подъёма достигал 29 градусов. (Рис.14)

Рис.14 - G.Tr.Rh с номером 46 на испытаниях в СССР, в танковом центре КАМА.
В 1932 году на танке №46 вновь серьёзно переделали ходовую часть. Теперь число опорных катков сократилось до 14, из них 12 катков группировались в тележки по 2 катка в каждой. Вместо пневматической подвески использовалась пружинная. Эта ходовая показала себя лучше предыдущей конструкции. За 1932 год танк №45 преодолел 230 километров, а №46 — 290 километров. Таким образом, даже танк №45 прошёл больше, чем все остальные танки конкурентов вместе взятые.
В общем, картина испытаний танков Großtraktor в 1929-1932гг. выглядела таким образом. Оба Grosstraktor I смогли пройти на двоих всего 66 км как по шоссе, так и по пересеченной местности – дальше их испытания были остановлены из-за постоянных поломок трансмиссии и двигателя. Танки Grosstraktor III в совокупности смогли осилить 299 км и за три года пребывания в танковой школе прошли три этапа модернизации, дважды сменив систему подвески и получив новую трансмиссию. Лучше всех проявили себя танки фирмы Rheinmetall, пройдя 1264 км. Правда в ходе испытаний им также пришлось сменить подвеску и трансмиссию.
В 1933г. после
свертывания советско-германского сотрудничества в военной сфере танки Großtraktor возвратились в Германию. Работы по теме Großtraktor
продолжились на родине. На танки поставили радиостанции. На
машины установили башни с вооружением, радиостанции и поручневые антенны. Машины Rheinmetall
продолжали испытывать в войсковых условиях вплоть до 1935г. (Рис.15)

Рис.15 – Großtraktor II на службе вермахта.
После маневров 1935
года карьера танков Großtraktor закончилась. Спустя несколько месяцев «гросстаркторы»
передали в танковую школу в Пултосе, но уже в 1937 году по одному танку от Krupp, Rheinmetall и Daimler-Benz
были установлены в качестве памятников в военных городках вермахта. (Рис.16)

Рис.16 – Танк Rheinmetall на пьедестале почёта.
До наших дней танки типа Großtraktor не сохранились, во время войны экспонаты были разобраны на металл.
Немецкая военная комиссия, по итогам испытаний «гросстракторов» сделала несколько выводов. Для серийных танков требовалось создать специализированную силовую установку, пусть даже несколько менее мощную, но более высокооборотистую. Также был сделан вывод, что ведущие колеса должны располагаться спереди – таким образом практически исключалась возможность соскакивания гусеницы при движении по мягкому грунту. Впоследствии все немецкие серийные танки от Pz.I до Pz.VIB “Koenigtiger” имели именно такое расположение ведущих катков. От идеи разнесенного вооружения и ходовой части, охватывающей корпус, как это было сделано на французских танках FCM 2C, решили отказаться. Отмечалась, что многокатковая ходовая усложняла сборку танков, их эксплуатацию и дальнейшее техническое обслуживание.