DB-ARW

 

 

http://aviarmor.net/tww2/photo/germany/ac_arw_db/db-arw_s1.jpg

DB-ARW

Германия

Легкий по массе тяжелый колесный танк

масса

8 т

вооружение

37-мм орудие

1 пулемет

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

100 л.с.

проект

1927-1932гг., Daimler-Benz

 

 

Основная статья: Германское танкостроение 1920-1930гг.

Развитие нетривиальных идей

 

 

     В 1926 году Армейской Артиллерийское Управление Германии задумалось о возможности обновления парка бронеавтомобилей. Находившиеся в то время на вооружении бронемашины фирм Daimler-Benz и Ehrhardt легально можно было использовать только в полицейских целях, но немцы постоянно задействовали их при проведении военных маневров.  Работы начались сразу в нескольких направлениях, так как для армии требовалось создать следующие типы бронемашин: легкий (предназначенный для разведки и связи) и средний (для сопровождения и огневой поддержки). Развитие класса средних бронеавтомобилей продвигалось двумя путями. Один – это вариант установки бронекорпуса на шасси обычных грузовых машин с колесной формулой 6х4. Такой способ был наиболее прост и не требовал больших материальных затрат. Второй предусматривал разработку специализированной ходовой части, обладающей повышенными ходовыми качествами, для этого планировалось разработать многоосную ходовую часть с полным приводом. Не исключено, что сама идея такой ходовой предложена австрийским конструктором автомобилей Фердинандом Порше (Рис.1), в 1926г. вступившем в должность технического директора Daimler-Benz.

 

Рис.1 – Ferdinand Porsche, 1875-1951гг., крупный конструктор автомобилей и бронетанковой техники.

В 1926-1928гг. являлся техническим директором фирмы Daimler-Benz.

 

    Повышенные ходовые качества – т.е. вездеходность, плюс задачи сопровождения и огневой поддержки войск на поле боя – позволяют говорить о том, что ставилась задача разработать машину типа колесного танка. Амфибийность указывает на то, что машина могла выполнять функцию разведки. Этот проект получил название Mannschafstransportwagen или сокращенно MTW. 

    ТТХ MTW выглядело примерно так: масса около 8 тонн, бронирование вертикальных элементов корпуса 13,5 мм, колесная формула 8х8 (четыре оси, все ведущие – полный привод), техническое задание предусматривало возможность преодоления глубоких водных преград - скорость движения по воде до 5 км/ч, скорость движения по суше до 65 км/ч, вооружение в башне: одна 20-мм или 37-мм пушка и один пулемет, либо два пулемета, экипаж 4-5 чел.

    В 1927 году Имперское Министерство вооружений Германии разместило заказ на прототип полноприводной колесной бронированной машины-амфибии Mannschafstransportwagen (Mtw). В конкурсе участвовало три компании: Daimler-Benz AG, C.D. Magirus и Büssing-NAG. В 1928г. фирмы представили свои проекты. Проект Daimler-Benz окрестили DB-ARW (Achtradwagen - восьмиколесный автомобиль, применительно к варианту Daimler-Benz используют также название Mannschafstransportwagen 1, Mtw 1).

     Машина DB-ARW, помимо полноприводной колесной ходовой части, получила танковую компоновку: отделения управления и боевое отделение занимали передне-среднюю часть корпуса, а моторное отделение находилось в задней части. (Рис.2)

 

Рис.2 – Проект Daimler-Benz DB-ARW с 37-мм пушкой.

 

     Масса колесного танка DB-ARW – около 8 т. Габариты: длина – 5,45 м, ширина – 2,28 м, высота – 2,14 м (- возможно, эти габариты не имеют отношения к DB-ARW, но близки к ней).  Компоновка корпуса была танковой. Согласно первоначальному проекту, спереди по продольной схеме располагались места для водителя и его помощника, над головами которых были установлены цилиндрические башенки со смотровыми щелями. Между ними, на верхнем лобовом бронелисте, находился посадочный люк. В средней части находилось боевое отделение, где располагались места командира и заряжающего. На крыше боевого отделения предполагалась установка конической башни с 37-мм орудием фирмы Rheinmetall и одним 7,92-мм пулеметом. Возможно, углы наведения орудия могли составлять от -10° до +70°, боезапас — 66 снарядов. Моторное отделение, где был установлен 6-цилиндровый, 7,8 литра, карбюраторный, жидкостного охлаждения 100-сильный двигатель DB M36, располагалось в кормовой части корпуса. Предполагалась механическая трансмиссия с 10-скоростной КПП. Ходовая часть: колесная формула 8х8. Две оси (передняя и задняя) были управляемыми. Подвеска полностью независимая, пружинная, на качающихся полуосях. Использовались колеса с пневматическими протектированными шинами.

     Кажется, в 1927г. (по другим сведениям, в 1928г.) был представлен макет танка. (Рис.3)

 

Рис.3 – Макет DB-ARW.

 

    Первый прототип вышел под объективы в апреле 1928г. – в других источниках утверждается, что это было в 1929г. (Рис.4, Рис.5)

 

Рис.4 - Бронекорпус плавающей бронемашины Порше.

Корпус производства Martini-Hünecke — листовая сталь 13,5 мм.

Выполнить гнутую броню в то время было весьма сложной технологической задачей.

Надпись на снимке: «Несущий корпус, масса - 2680 кг».

Снимок датируется 1929 годом.

 

Рис.5 - Daimler-Benz MTw 1, апреля 1928г.

 

     Впрочем, возможно, было построено два прототипа DB-ARW, один – в 1928г., другой – в 1929г. В некоторых источниках прямо указывается, что было построено два ходовых прототипа.

     Известно, что прототипы Daimler-Benz представляли собой шасси с небронированным корпусом без башни и вооружения. Из некоторых источников можно понять, что Порше с группой инженеров и техников Daimler-Benz привез свое изделие для испытаний в СССР, в Казанский центр в апреле 1929г. – маловероятно, во-первых, в апреле 1929г. казанский учебный центр КАМА только начал свою работу, во-вторых, Порше в это время уже, как будто, не работал на Daimler-Benz - в специализированных источниках пишут, что к январю 1929г. Порше покинул Daimler-Benz, причем со скандалом. Вероятно, исчезновение из программы главного конструктора не позволило довести дело с DB-ARW до happy end’а. Есть упоминания, что шасси DB-ARW прибыло на испытания в СССР в 1932г. – повторно? – после чего проект закрыли. (Рис.6)

 

Рис.6 – Фото испытаний DB-ARW.

 

   Приводятся следующие характеристики машины: проходимость: максимальный угол препятствия 33%, максимальная ширина препятствия 1,5 м, максимальная скорость на суше 65 км/ч, средняя крейсерская скорость 32 км/ч, скорость движения по воде с использованием двухлопастного винта до 5 км/ч, запас хода по шоссе 250 км. Правда, в некоторых источниках говорится, что гребной винт на машине отсутствовал, машина могла своим ходом зайти в воду и немного плыть, а из воды ее вытаскивали.

    Итак, по программе Mannschaftstransportwagen в 1928-1929гг. фирмой Daimler-Benz было построено, возможно, два экспериментальных шасси. В 1932г. программа Mannschaftstransportwagen была закрыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru