Cunningham Light Tank T1E2

Cunningham Light Tank T1E2
США
Легкий по массе пехотный танк
|
масса |
8/8,8 т |
|
вооружение |
37-мм орудие 1 пулемет |
|
экипаж |
2 чел. |
|
мощность силовой установки |
132 л.с. |
|
проект |
1928-1929гг.,
Harry Knox |
|
выпускался |
1929г., Cunningham 1 шт. опытный |
Основная статья:
Американское танкостроение 1919-1929гг.
В 1928г. на повестку дня встал вопрос о принятии на вооружение нового
легкого танка Cunningham Light Tank T1E1 (Рис.1).

Рис.1 - Cunningham Light
Tank T1E1.
Однако в ходе состоявших в ноябре 1928г. испытаний бронемашины Christie
М.1928 (Рис.2) оказалось, что Т1Е1 значительно уступают в средней скорости (16
км/ч против 45 км/ч) и, что самое поразительное – машине Christie
М.1928 не требовались грузовики-танковозы.

Рис.2 – Заезд Christie M.1928.
На таком фоне с принятием Т1Е1 на
вооружение решили повременить. 30 ноября 1928 года Комитет по Вооружениям
утвердил разработку улучшенной версии Light Tank
T1E1. Она поучила обозначение Light Tank T1E2.
Главным требованием стало усиление броневой защиты до 16 мм, а также улучшения
ряда характеристик, включая подвижность и обзорность. Выполнял
проект Гарри Нокс. (Рис.3)

Рис.3
– Иллюстрация из патента на легкий танк Г. Нокса, чертеж датируется 1931г.
8
декабря 1928г. компания James Cunningham
Son & Co получила соответствующий контракт. Новая
модификация появилась на Абердинском полигоне 3 июня 1929 года. (Рис.4)


Рис.4 - Light Tank
T1E2.
Данную машину можно отличить от предшественников и по
корпусу, и по башне. Поскольку водитель со своего места мало что видел
переделали носовую часть корпуса. Она получила больший наклон, благодаря чему
обзорность вперед выросла. Изменилась и кормовая часть машины. Танк имел
модифицированную башню (без скошенных верхних бронелистов), а на крыше башни появилась своеобразная
«шляпа», которая, как пишут, выполняла функцию вентиляции.
Новый вариант получил лобовую броню толщиной 15 мм, а
масса машины выросла до 8,8 тонн – по другим сведениям, масса составила 8069
кг. Ширина трака выросла на дюйм, до 330 мм. В качестве силовой установки
выступал двигатель мощностью 132 л.с. Одни пишут, что
удельная мощность составила 15 л.с. на тонну, другие
– 22 л.с./т, но банальный пересчет, исходя из
значения массы 8 т, дает результат 16,5 л.с. на
тонну. Максимальная скорость машины указывается в 29 км/ч. На танке Т1Е2 в
переработанной башне в новой установке Combination Gun Mount T3E1 установили 37-мм
полуавтоматическую пушку Browning (Рис.5), хотя,
вероятно, не исключалась установка короткоствольной 37-мм пушку обр. 1916г.,
как на T1E1 (Рис.6).




Рис.5
– Т1Е2 с длинноствольной 37-мм пушкой Браунинга.
37-мм пушка Browning
обеспечивала начальную скорости 610 м/с, вероятно,
имела обойменное питание - от
5-зарядных обойм. По
другим данным, пушка стреляла 1,91-фунтовыми снарядами с начальной скоростью
777 м/с.




Рис.6
– Т1Е2 с короткоствольной 37-мм пушкой обр.1916г.
Пишут,
что был произведен один экземпляр машины Т1Е2.
Генерал-майор
Аллен настаивал на стандартизации T1E2, но идею не поддержал главком сухопутных
войск генерал-майор Саммерол. Во-первых, до главкома доходили восторженные отзывы
от представителей пехоты и кавалерии, наблюдавших за испытаниями бронемашины
Кристи. Во-вторых, танк преследовали механические проблемы, главным образом,
ходовой части. Сильные вибрации машины делали крайне сложным прицеливание и
стрельбу с хода. Кроме того, идея с носовым расположением силовой установки
была признана неудачной. (Рис.7)

В результате, деньги, выделенные на
закупку некоторого количества танков T1E2
фирмы Cunningham в декабре 1929г. было предложено
перенаправить на приобретение опытной партии танков Кристи.
В 1930г. легкие машины Cunningham демонстрировались
советской закупочной комиссии, но потенциального покупателя не заинтересовали.
Окончательно судьба машин типа Cunningham
Т1Е1-Т1Е2 была решена в апреле 1932г., когда оба варианта Т1 (без вооружения) представляли в Форт-Беннинге американским
конгрессменам. (Рис.8)


Рис.8 – Вверху - Т1Е2 в Форт-Бенинге. Внизу -
линейка опытных танков в Форт-Беннинге, 1932г. На правом фланге (ближе к зрителю) Cunningham T1Е2, далее Cunningham
T1Е1.
Машины подобного типа в 1932г. уже не могли заинтересовать заказчика в
лице американского государства. До нашего времени сохранился музейный
экспонат Cunningham T1Е2. (Рис.9)

Рис.9 – Музейный экспонат
Cunningham T1Е2.
In the U.S. Army Ordnance Training and Heritage Center
at Fort Lee, Virginia.
В 1931г. на танковом гусеничном шасси Cunningham
построили самоходный
миномет Cunningham 4.2" (107mm) Chemical Mortar. (Рис.10)

Рис.10 – Самоходный миномет Cunningham
4.2" (107-mm) Chemical Mortar, 1931г.
Шасси состояло из
16 опорных катков малого диаметра (по 8 на каждый борт) с амортизацией на
пружинных рессорах, 6 поддерживающих роликов, передних направляющих и задних
ведущих колёс. Корпус имел противопульное бронирование с толщиной бронелистов от 6 до 10 мм.
Из источников
следует, что под установку 107-мм миномета была демонтирована башня с
вооружением и верхней частью корпуса. На
корпусе машины была установлена открытая сверху площадка с откидными
бортами. Внутри размещался минометный расчет из двух человек, механик-водитель
и боезапас. Надо отметить, что 107-мм минометы использовались американской
армией для метания химических зарядов на максимальную дальность около 4 км.
Установка миномета производилась в кормовой части корпуса ближе к правому
борту, боекомплект размещался рядом, с левой стороны.
Самоходный миномет
Cunningham 4.2" (107-mm) Chemical Mortar проходил испытания в течение 1931-1932 гг.,
но на вооружение данная САУ не принималась. Недостатки её оказались слишком
очевидными - для выбранного типа шасси миномет имел слишком сильную отдачу, к
тому же ходовые качества самоходки оставляли желать лучшего.