Cunningham Light Tank T1

Cunningham Light Tank T1
США
Легкий по массе пехотный танк
|
масса |
7 т |
|
вооружение |
1 пулемет |
|
экипаж |
2 чел. |
|
мощность силовой установки |
110 л.с. |
|
проект |
1926г., Harry Knox |
|
выпускался |
1927г., Cunningham 1 шт. опытный |
Основная статья:
Американское танкостроение 1919-1929гг.
Еще
весной 1922г. в Управлении вооружений приняли концепцию нового двухместного
танка массой 5 коротких тонн с вооружением из 37-мм пушки и 7,62-мм пулемёта.
На кону стоял контракт по замене 3-х – 4-х сотен легких танков
M1917. В 1924г. спецификацию передали на арсенал Рок-Айленд, однако 18 сентября
специалисты этого предприятия ответили, что они сосредоточены на разработке
типа среднего танка, а легкие танки вообще не нужны. Примерно с 1925г. в
процесс проектирования нового легкого танка был вовлечен Harry Austin Knox (Рис.1).

Рис.1 - Harry Austin Knox, 1875-1957гг. Инженер-автомобилестроитель.
26 января (по
другим сведениям, 27 января) 1926 года Комитет по Вооружениям издал указание о
запуске работ по легкому танку. Официально программа Light Tank
T1 стартовала 5 февраля 1926 года. Работы
по изначальной концепции с классической танковой компоновкой шли до сентября
1926 года.
1 сентября 1926г.
отдел по проектированию самоходной техники перевели в Форт-Мид, штат Мэриленд, где находился танковый
департамент. Кроме того, к работам подключили SAE (Society of
Automotive Engineers, Ассоциация Автомобильных
Инженеров). 15 сентября 1926 года состоялось совещание на Абердинском Полигоне.
В нем приняли участие и представители Комитета по надзору за военными
разработками. От идеи классической компоновки новой машины было решено
отказаться. В качестве образца для подражания выбрали конструкцию английского Medium Tank Mk.I
(Рис.2) с силовой установкой, размещенной спереди. (Рис.58)

Рис.2 – Британский Vickers Medium Tank Mk.I.
Посчитали, что
перенос силовой установки способствовал улучшению ситуации с распределением
массы машины, а заодно и сокращал габариты машины. В результате от исходной
конструкции нового легкого полностью отказались. Новый танк Light Tank T1 обрел
очертания к 15 марта 1927 года. (Рис.3)
Рис.3 – Новая
компоновочная схема Light Tank T1.
12 апреля 1927 года с автомобильной компанией James Cunningham
Son & Co (Рочестер, штат Нью-Йорк) был заключен
контракт на изготовление опытного образца танка, со сроком сдачи через 120
дней. Однако компания James Cunningham Son & Co не являлась разработчиком танкам – ведущим
проектантом был Гарри Нокс.
Производство опытной машины завершилось к 1 августа, правда, пишут, что
на ней были установлены макетная подбашенная коробка и башня. Некоторые авторы даже пишут, что машина: «представляла собой весьма
примитивного вида аппарат, больше напоминающий помесь трактора и уменьшенной
копии английского среднего танка Medium Tank Mk.I». 1 сентября в
Рочестере состоялся показ танка Light Tank T1, он же Cunningham T1 (Рис.4).



Рис.4 – Первый
образец Cunningham T1, 1927г.
Масса машины Cunningham T1 7 т при габаритах: длина – 3866 мм, ширина – 2175 мм,
высота – 1790 мм, клиренс – 350 мм. Корпус танка имел сварно-клёпаную
конструкцию из катаных броневых листов. Вертикальные элементы корпуса и башня
имели толщину брони – 9,53 мм, крыша и днище – 6,4 мм (в некоторых источниках
толщину брони указывают от 10 до 15 мм). С толщиной брони 9,53 мм танк
поражался из винтовки на дистанции от 200 метров и ближе. Совмещенное с боевым
отделение управления находилось ближе к кормовой части танка. Экипаж – 2 чел. Вооружения
машина не имела, поскольку опытный образец получил только макет башни – судя по
снимку, на Т1 изобразили макет пулемета. В передней части корпуса находилось
моторно-трансмиссионное отделение, где размещался V-образный 8-цилиндровый бензиновый двигатель Cunningham объемом 7,7 литров мощностью 110 л.с. или 132 л.с. при 2600
об/мин, топливный бак на 58,5 галлонов (221,5 литра) и механическая трансмиссия
с 4-скоростной КПП. Запуск двигателя производился при помощи электрического
стартера. Благодаря 110-сильному мотору, удельная мощность достигла высокого
показателя 15,7 л.с. на тонну. Ходовая часть состояла
из 16 опорных катков малого диаметра (по 8 на каждый борт) с амортизацией на
пружинных рессорах, 6 поддерживающих роликов, передних направляющих и задних
ведущих колёс. (Рис.5)

Рис.5 - Патент Гарри Нокса на ходовую часть, которую использовали на лёгком танке T1.
Очевидно, еще в 1927г. опытный образец Т1 передали на
испытания на Абердинский полигон. Машина показала хорошую скорость – до 28 км/ч,
но ходовые качества оказались низкими: танк с трудом преодолевал ров шириной
более 2 метров, а из-за жестковатой подвески вести огонь на ходу было крайне
затруднительно - поэтому в скором времени прототип передали фирме для
доработок.
После испытаний лёгкий танк T1 переделали в
транспортную машину Cargo Carrier T1. Её испытания
прошли вполне успешно. Последовал заказ на улучшенные версии машин – 4 Light Tank T1E1 и 2 Cargo Carrier T1E1.
Что касается транспортеров Cunningham Cargo Carrier T1E1, то
известно, что в 1930 году один из транспортёров был переделан в САУ под
новейшую на тот момент 75-мм гаубицу М1, которая получила обозначение T1 HMC. (Рис.6)


Рис.6 – На нижнем снимке САУ T1 HMC справа от танка Т1Е1.
