Cunningham Light Tank T1

 

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/usa/cunningham_t1/cunningham_t1_1.jpg

Cunningham Light Tank T1

США

Легкий по массе пехотный танк

масса

7 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

110 л.с.

проект

1926г., Harry Knox

выпускался

1927г., Cunningham

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1919-1929гг.

Новые конструкции

 

 

Еще весной 1922г. в Управлении вооружений приняли концепцию нового двухместного танка массой 5 коротких тонн с вооружением из 37-мм пушки и 7,62-мм пулемёта. На кону стоял контракт по замене 3-х – 4-х сотен легких танков M1917. В 1924г. спецификацию передали на арсенал Рок-Айленд, однако 18 сентября специалисты этого предприятия ответили, что они сосредоточены на разработке типа среднего танка, а легкие танки вообще не нужны. Примерно с 1925г. в процесс проектирования нового легкого танка был вовлечен Harry Austin Knox (Рис.1).

 

Статья, как она изначально появилась.

Рис.1 - Harry Austin Knox, 1875-1957гг. Инженер-автомобилестроитель.

 

26 января (по другим сведениям, 27 января) 1926 года Комитет по Вооружениям издал указание о запуске работ по легкому танку. Официально программа Light Tank T1 стартовала 5 февраля 1926 года. Работы по изначальной концепции с классической танковой компоновкой шли до сентября 1926 года.

   1 сентября 1926г. отдел по проектированию самоходной техники перевели в Форт-Мид, штат Мэриленд, где находился танковый департамент. Кроме того, к работам подключили SAE (Society of Automotive Engineers, Ассоциация Автомобильных Инженеров). 15 сентября 1926 года состоялось совещание на Абердинском Полигоне. В нем приняли участие и представители Комитета по надзору за военными разработками. От идеи классической компоновки новой машины было решено отказаться. В качестве образца для подражания выбрали конструкцию английского Medium Tank Mk.I (Рис.2) с силовой установкой, размещенной спереди. (Рис.58)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/vickers_medium_mk1/medium_mk1a_7.jpg

Рис.2 – Британский Vickers Medium Tank Mk.I.

 

    Посчитали, что перенос силовой установки способствовал улучшению ситуации с распределением массы машины, а заодно и сокращал габариты машины. В результате от исходной конструкции нового легкого полностью отказались. Новый танк Light Tank T1 обрел очертания к 15 марта 1927 года. (Рис.3)

 

Рис.3 – Новая компоновочная схема Light Tank T1.

 

    Теперь мотор находился впереди, сразу за ним размещался механик-водитель, а сзади поместили коробку передач. Компоновка танка была такова, что фактически водитель чуть ли не обхватывал мотор ногами. Сиденье командира (он же наводчик и заряжающий) размещалось на коробке передач.

    12 апреля 1927 года с автомобильной компанией James Cunningham Son & Co (Рочестер, штат Нью-Йорк) был заключен контракт на изготовление опытного образца танка, со сроком сдачи через 120 дней. Однако компания James Cunningham Son & Co не являлась разработчиком танкам – ведущим проектантом был Гарри Нокс.

    Производство опытной машины завершилось к 1 августа, правда, пишут, что на ней были установлены макетная подбашенная коробка и башня. Некоторые авторы даже пишут, что машина: «представляла собой весьма примитивного вида аппарат, больше напоминающий помесь трактора и уменьшенной копии английского среднего танка Medium Tank Mk.I». 1 сентября в Рочестере состоялся показ танка Light Tank T1, он же Cunningham T1 (Рис.4).

 

Рис.4 – Первый образец Cunningham T1, 1927г.

 

Масса машины Cunningham T1 7 т при габаритах: длина – 3866 мм, ширина – 2175 мм, высота – 1790 мм, клиренс – 350 мм. Корпус танка имел сварно-клёпаную конструкцию из катаных броневых листов. Вертикальные элементы корпуса и башня имели толщину брони – 9,53 мм, крыша и днище – 6,4 мм (в некоторых источниках толщину брони указывают от 10 до 15 мм). С толщиной брони 9,53 мм танк поражался из винтовки на дистанции от 200 метров и ближе. Совмещенное с боевым отделение управления находилось ближе к кормовой части танка. Экипаж – 2 чел. Вооружения машина не имела, поскольку опытный образец получил только макет башни – судя по снимку, на Т1 изобразили макет пулемета. В передней части корпуса находилось моторно-трансмиссионное отделение, где размещался V-образный 8-цилиндровый бензиновый двигатель Cunningham объемом 7,7 литров мощностью 110 л.с. или 132 л.с. при 2600 об/мин, топливный бак на 58,5 галлонов (221,5 литра) и механическая трансмиссия с 4-скоростной КПП. Запуск двигателя производился при помощи электрического стартера. Благодаря 110-сильному мотору, удельная мощность достигла высокого показателя 15,7 л.с. на тонну. Ходовая часть состояла из 16 опорных катков малого диаметра (по 8 на каждый борт) с амортизацией на пружинных рессорах, 6 поддерживающих роликов, передних направляющих и задних ведущих колёс. (Рис.5)

 

Рис.5 - Патент Гарри Нокса на ходовую часть, которую использовали на лёгком танке T1.

 

Очевидно, еще в 1927г. опытный образец Т1 передали на испытания на Абердинский полигон. Машина показала хорошую скорость – до 28 км/ч, но ходовые качества оказались низкими: танк с трудом преодолевал ров шириной более 2 метров, а из-за жестковатой подвески вести огонь на ходу было крайне затруднительно - поэтому в скором времени прототип передали фирме для доработок.

После испытаний лёгкий танк T1 переделали в транспортную машину Cargo Carrier T1. Её испытания прошли вполне успешно. Последовал заказ на улучшенные версии машин – 4 Light Tank T1E1 и 2 Cargo Carrier T1E1.

Что касается транспортеров Cunningham Cargo Carrier T1E1, то известно, что в 1930 году один из транспортёров был переделан в САУ под новейшую на тот момент 75-мм гаубицу М1, которая получила обозначение T1 HMC. (Рис.6)

 

Рис.6 – На нижнем снимке САУ T1 HMC справа от танка Т1Е1.

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru