Christie M1928

(Коллаж,
фотомонтаж)
Christie M1928
США
Экспериментальный колесно-гусеничный танк
|
масса |
ок. 10 т |
|
вооружение |
37-мм орудие 1 пулемет |
|
экипаж |
2 чел. |
|
мощность силовой установки |
338 л.с. |
|
проект |
1928-1929г., U.S. Wheel Track Layer Corporation |
Основная статья:
Американское танкостроение 1919-1929гг.
Развитие нетривиальных идей
Эксперименты с колесно-гусеничными плавающими бронемашинами постепенно,
через танк «польской спецификации» подвели Кристи (Рис.1) к созданию нового
типа подвески – когда каждое колесо оснащалось мощной вертикально установленной
пружиной,
расположенной между двумя бортовыми листами корпуса и связанной с катками через
качающиеся рычаги - такая схема впоследствии получила наименование «подвески
Кристи» (или подвеска «свечного» типа) (Рис.2).

Рис.1 – Американский конструктор Д.У.Кристи (John Walter Christie), 1865 – 1944гг.



Рис.2 – Подвеска Кристи, 1928г.


Рис.3 – Патент Кристи на
свечную подвеску.
Пишут, что в июле 1928г. У. Кристи
впервые показал свою бронемашину, известную как Christie M.1928, произведенную
на новом предприятии Кристи - U.S. Wheel Track Layer Corporation. По сути дела,
это была мастерская со штатом из десяти человек, один из которых был сын
изобретателя – Джон Эдвард Кристи. Предприятие оформилось в 1926г. в
Рауэй (часто указывается и соседний Линден), штат Нью-Джерси.
В октябре 1928г. состоялась
неофициальная демонстрация новой бронемашины
на территории Форт-Майер, штат Вирджиния. Демонстрация была санкционирована
Чарльзом П. Саммеролом (начальник штаба американской армии с 1926 по 1930 год).
Внешне
бронемашина Christie M.1928 (ее также именовали
Christie High-Speed Tank) являлась, скорее, опытным шасси для перспективного танка, демонстратором
возможностей. (Рис.3)


Рис.3 –
Бронемашина Christie
M.1928.
Сам
конструктор называл свое детище “Model


Рис.4 – Чертежи вариантов танка М1927.
Главной изюминкой бронемашины
Christie M.1928 стала независимая пружинная подвеска, ныне известная как
свечная подвеска Кристи. Бронемашина
Christie M.1928 имела традиционную для Кристи
колесно-гусеничную схему, для перевода из колесного хода в гусеничный
требовалось всего 15 минут. Ходовая часть состояла из четырех пар алюминиевых
опорных катков с каждой стороны, ведущие колеса, как и трансмиссия, находились
в кормовой части. Все катки, включая ведущие колеса и ленивцы, имели резиновые
бандажи. При езде на колесном ходу применялась цепная передача (цепь Галля) с
ведущих колес на задние опорные катки. Гусеница - крупнозвенчатая со стальными траками. (Рис.5)
Рис.5 – На M1928 гребни к
тракам прикручивались.
Масса
машины составляла 8,6 т при габаритах: длина – 5180 мм, ширина –
2130 мм, высота – 1830 мм. (Рис.6)

Толщина бронирования лоб, борт корпуса –
12,7 мм. Вооружение - два 7,62-мм пулемета Browning (боекомплект – 3000
патронов). Экипаж – 3 чел.
Форма корпуса М1928 была отчасти заимствована от
экспериментальных моделей. В ней выделялась клиновидная передняя часть с
верхним лобовым и бортовыми листами, установленными под большими углами и
образовывавшими своеобразный треугольник. Остальные листы соединялись, по
большей части, под прямыми углами, лишь верхний кормовой лист имел рациональное
расположение.
Трансмиссия - механического типа: 4 передачи вперед и
4 назад.
Компоновка бронемашины была классической, экипаж
состоял из 3-х человек: водителя, командира машины и стрелка. Вооружение - два
7,62-мм пулемета Browning M1919A2 - размещалось в носовой части корпуса и на
крыше боевого отделения на штыревой установке.
По
результатам демонстрации было принято решение о начале испытаний бронемашины,
правда, за счет Кристи.
19
ноября 1928 года бронемашина Christie M.1928 стартовала в испытательный пробег
из Форт-Мид, штат Мэриленд в Геттисбург и обратно. В ходе пробега Christie
M.1928 показала среднюю скорость
После
первой фазы испытаний, как иногда называют пробег в Мэриленде, «танк» вернулся
на фабрику U.S. Wheel Track Layer Corporation (Рауэй, штат Нью-Джерси), где
проходил капремонт - шасси после тестов
было почти непригодно для дальнейшего использования. Ходовая часть была
отремонтирована, ёмкость топливного бака довели до 50 галлонов (189 литров).
Предусматривалась установка на машине одноместной башни с 37-мм пушкой.
С
февраля 1929г. начался процесс закупки уже танков М1928 (т.е. с башней и
пушкой) для тестов. Однако весной 1929г. М1928 явился на продолжение испытаний
в прежнем обличии бронемашины (Рис.7).



Рис.7
- Кристи M.1928, на вернем фото подпись: «25 мая 1929г.».
В
июне 1929 года армейские испытания были прекращены, и оценку M.1928 продолжили
представители кавалерии - в то время кавалерия, как и пехота, являясь
отдельными родами войск, могли принимать самостоятельные решения независимо
друг от друга в отношении вооружения и прочих снабженческих и организационных
вопросов. (Рис.8)





Рис.8 – Бронемашина Christie M.1928 на испытаниях.
Предсказуемо,
что в адрес инновационной машины поступило немало критических отзывов. Военные специалисты указали на «съедание» подвеской
заброневого пространства корпуса, рациональное расположение передних элементов
машины также способствовало тесноте внутри машины, отмечалось слишком тонкое
бронирование. Кроме того, следовало изготовить башню.
Кристи же доказывал идею использования
высокоскоростных танков, которые, по его мнению, могли «прошивать»
оборонительные порядки противника, нарушая его коммуникации и громя
незащищенные тылы. За детище Кристи заступились полковник Джордж С. Паттон
(Рис.9), подполковник Адна Р. Чаффи (Рис.10) и представитель штаба кавалерии
майор С.С. Бенсон.

Рис.9 - George Smith Patton, Jr. (November 11, 1885 – December 21, 1945), фото 1919г.
Энтузиаст бронетанковых войск, стоял у истоков американского Танкового корпуса. Получил боевой опыт танкиста в 1918г. – командовал 304-ой Tank Brigade.

Рис.10 – Эдна
Романса Чаффи (Чеффи) Младший (Adna Romanza Chaffee, Jr), 1884-1941гг.
Стоит в одном ряду с Дж. С. Паттоном, как отец
американских бронетанковых войск.
Изначально
кавалерист, в Первой мировой войне воевал в пехоте, после войны вернулся в кавалерию, с конца 20-х
развивал идеи, связанные с механизированными войсками.
Кавалеристы еще весной 1928г. подняли вопрос о
механизированном подразделении, схожем с английским EMF. Машина, «быстрая
как рысь», лучше всего подходила к доктрине маневренной войны, которую
исповедовала кавалерия. В целом, кавалеристам была симпатична идея
высокоскоростных танков в рамках тактики кавалерийских частей, поэтому понятно, что наиболее настойчиво требования о
закупки танков на базе M1928 для тестов шли со стороны кавалерии.
Говорят, Паттон, впервые увидев Christie M1928, воскликнул: "если
армия его не купит, это сделаю я!".
12 июля 1929г. было принято решение выделить на закупку
демонстрационного шасси М.1928 $82750. Но такая цена не устраивала U.S. Wheel
Track Layer Corporation, поскольку затраты на реорганизацию компании и
разработку машины в общей сложности составили $382000. Теоретически, траты были
не напрасны – на кону маячил заказ на 250 танков для американской армии.
22
августа 1929г. танковый комитет рекомендовал принять танк М1928 (с одноместной башней и 37-мм пушкой) на
вооружение и включить его в текущую производственную программу. (Рис.11)

Рис.11 – Примерно так мог выглядеть М1928 в виде танка.
Изображение получено путем комбинации башни от М1931 и корпуса, ходовой от
бронемашины М.1928.
Однако сначала все-таки нужно было получить тестовую
партию танков М1928. Поскольку камнем преткновения стал финансовый вопрос
(напомню, что в 1929г. разразился финансовый кризис), 11 декабря 1929г. (по
другой версии, 5 августа 1929г.) начальник Департамента Вооружений
рекомендовал $250000, выделенных на закупку легких танков T1E2 фирмы
Cunningham, перенаправить для заказа 4-5 танков Christie M1928. Танки планировали закупить для войсковых испытаний. Той же позиции
придерживался и новый командующий американской пехотой, генерал-майор Стивен О.
Фукуа. Но в начале 1930г. сменился начальник Департамента Вооружений – им стал
генерал-майор Самуэл Хоф, который высказался против закупки танков Кристи целой
партией, поскольку считал, что правильнее приобрести единичный экземпляр.
Говорят, на решение генерала имел влияние доклад, подготовленный капитаном
Джоном К. Крисмесом, который лоббировал деятельность Гарри Нокса – разработчика
танков Cunningham. В этом докладе
указывалось два с половиной десятка различных недостатков конструкции Christie M1928. Против
конструкции Кристи выступила и организация, занимавшаяся перспективными
образцами бронетехники - Society of Automotive Engineers Ordnance Advisory
Committee (SOA OAK), создана Кларенсом С. Вильямсом в 1919 году. Приводились
различные доводы, например, невозможность эффективной стрельбы на большой
скорости.
6
июня 1930 года стало известно, что предполагавшаяся закупка 5-6 танков для
пехоты на сумму $250000 аннулирована, одновременно Департамент Вооружений дал
Кристи запрос на постройку опытного образца. Кристи объявил, что выполнение
этого заказа будет стоить $135000. Для Департамента Вооружений такая сумма
выглядела несуразной. В течение июня между Кристи и представителями
Департамента Вооружений шла оживленная перепалка, в том числе и с Крисмесом.
Конец этому конфликту, дошедшему до угроз со стороны Кристи, положил начальник
штаба американской армии Саммерол. (Рис.12)

Рис.12 - Charles Pelot Summerall, 1867 – 1955гг. Chief of Staff of the United States Army from 1926
and 1930.
26
июня состоялось расширенное совещание, на котором Кристи дали понять, что
дальнейшее затягивание вопроса о новом танке закончится полным отказом
финансирования его работ.
28 июня 1930
года, наконец, было принято решение о подписании контракта №89 с U.S. Wheel Track
Layer Corporation на разработку и выпуск полноценного танка на базе улучшенной
версии M.1928 – машина получит обозначение Christie M1931. Как будто, стоимость контракта составила всего $55000.
Помимо соотечественников опытный
образец танка Christie M1928 мечтали получить поляки и советские. В 1929 году
поляки командировали в Америку капитана Марьяна Русинского, перед которым
поставили задачу детально ознакомиться с танками Кристи. А 26 февраля 1930 года в США прибыла польская закупочная делегация
во главе с начальником конструкторского отдела WIBI полковником Тадеушем
Коссаковским. В начале марта был подписан контракт на изготовление одного М1928
для испытаний в Польше (правда, возможно, что поляки должны были получить не
М1928, а более проработанный вариант – М1931) – за него была внесена
предоплата, и в случае удачного исхода польская сторона без промедления
покупала лицензию. Однако вскоре
американская сторона вернула деньги и в одностороннем порядке разорвала
контракт. Оказалось, что одновременно Кристи вёл переговоры с советской
стороной, которая предложила более выгодные условия. Договор о поставке двух
танков Кристи между фирмой U.S. Wheel Track Layer Corporation и Амторгом
(торговой организацией, представлявшей в США интересы СССР) был заключен 28
апреля 1930 года. Однако в СССР были поставлены не М1928, а более совершенные
варианты, правда, без башни и вооружения – то ли некий промежуточный М1930
(некоторые авторы пишут, что такой модификации не было вовсе), то ли М1931.
Со слов Кристи, его изделием интересовались японцы.
Примерно в это время же – на рубеже 1930-х (а, может,
в 1933-34гг.), немцы предлагали Кристи $1000000 за то, чтобы изобретатель
переехал в Германию и работал на них, но Кристи отказался (источник - Питер
Чемберлен).
Что
касается прототипа М1928, то, получается, что этот тип был произведен в
единственном экземпляре в виде опытного шасси. Правда, некоторые указывают, что
было произведено две штуки Christie M.1928, очевидно, принимая в расчет
капитальный ремонт. (Рис.13)

Рис.13 –
Бронемашина Christie M.1928 на
колесном ходу во время показа в Вашингтоне, 1929г.
