Christie M1927

 

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/usa/christie_m1927/christie_m1927_1.jpg

(Макет)

Christie M1927

США

Средний колесно-гусеничный танк

масса

11,3 т

вооружение

 

47/75-мм орудие

1/2 пулемета

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

110 л.с.

проект

1926г., Christie

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1919-1929гг.

Развитие нетривиальных идей

 

 

В 1925г. (или в 1926г.) к У. Кристи (Рис.1) обратились представители польского правительства с просьбой продать им танк Christie M1921.

 

Рис.1 – Американский конструктор Д.У.Кристи (John Walter Christie), 1865 – 1944гг.

 

Впрочем, возможно, польские эмиссары сносилась не с Кристи, а с американским военным ведомством, поскольку к тому времени танк Christie M1921 находился в Музее Вооружений при Абердинском полигоне. В любом случае, сделка не состоялась - стороны не сошлись в цене.

Однако Кристи принял участие в конкурсе, объявленным польской стороной, по разработке танка для Войска Польского. Техническое задание, выданное в 1925 году, предусматривало максимальную массу до 12 тонн, вооружение - одна 47-мм пушка и 2 пулемета, бронирование должно выдерживать обстрел из 47-мм орудия, скорость 25 км/ч, запас хода 200-250 км, преодолеваемые препятствия: ров 2,2 метра и брод глубиной до 1 метра. Из дополнительных опций оговаривалось, что танк должен вброд до 1 м преодолевать водные преграды, кроме того, присутствовали такие пункты, как распыление отравляющих веществ, постановка дымовых завес и наличие радиостанции. Колесно-гусеничный ход, кажется, не выделялся отдельным пунктом.

К тому времени у Кристи был неплохой задел по плавающим бронемашинам М1921(А), М1922 и М1923 (Рис.2).

 

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/usa/ac_christie/christie_amph_m1923_1.jpg

Рис.2 – Плавающая бронемашина Кристи М1923.

 

С другой стороны, был разработан, на взгляд Кристи, удачный (если не сказать эталонный) бронекорпус под Christie M1921 (Рис.3).

 

Рис.3– Схема Christie M1921.

 

     Поначалу Кристи в новом проекте скрестил компоновку и вооружение танка Christie M1921 и улучшенную ходовую от плавающей бронемашины М1923. (Рис.4)

 

 

 

Рис.4 – Первый вариант танка Кристи по польской спецификации.

 

     В результате, ходовая на первом варианте танка для польской армии применительно на один борт включала четыре опорных катка с пружинной амортизацией на переднем катке (пружины подвески передних колес была наклонены на 45°) и резинометаллическую гусеницу. Привод Галля был сохранен снаружи.

     В следующем году Кристи получил новый вариант колесно-гусеничной ходовой части. (Рис.5)

 

Рис.5 – Финальный вариант ходовой для польского танка.

 

В этом варианте ходовой главное изменение заключалось в том, что Кристи полностью отказался от негодного для танков расположения привода Галля с внешней стороны. Кроме того, просматривается пружинная амортизация переднего катка. Данный вариант был выбран для танка по польской спецификации (Christie M1927) и взят за основу для разработки последующих вариантов ходовой части для танков Кристи.

Заявленная масса танка Christie M1927 - 11300 кг, при габаритах: длина – 6000 мм, ширина – неизвестна, высота – 2800 мм. Бронирование (предположительно): лоб корпуса – 12,7 мм, борт и корма корпуса – 6,35 мм. Вооружение - одна 47-мм или 75-мм пушка, один 12,7-мм пулемет и два 7,62-мм пулемета. Экипаж – 3 чел.

Танк получил корпус, разделенный на боевое и моторно-трансмиссионное отделение. В боевом отделении спереди находился стрелок, обслуживавший 47-мм или 75-мм орудие и спаренный с ним 12,7-мм пулемет. Кроме того, он вел стрельбу из двух бортовых пулеметов калибра 7,62-мм. Места водителя и командира располагались в средней части танка и закрывались бронированными колпаками в форме усеченных конусов. Для уменьшения мёртвой зоны при обзоре вперёд рабочие места были высоко подняты, а люки закрывались высокими крышками-колпаками со смотровыми щелями. Высота корпуса была такой, что экипаж мог работать, стоя в полный рост.

На корме устанавливался 4-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 110 л.с. По некоторым данным - Ford, но неясно, какой модели. По мнению автора книги «Первые колесно-гусеничные военные машины Джона Уолтера Кристи 1916-1927» К. Ромасева это мог быть двигатель конструкции Кристи, изготовленный им для своих амфибий. При ёмкости топливного бака 200 литров дальность хода оценивалась в 300 км. Скорость на гусеницах около 30 км/ч, на колесах – до 60 км/ч.

Предположительно, на М1927 планировалось использование специальной трансмиссии Кристи с двумя бортовыми КПП.

Никаких сведений относительности амфибийных свойств танка нет.

В 1927г. был построен деревянный макет машины (Рис.6).

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/usa/christie_m1927/christie_m1927_1.jpg

Рис.6 – Макет Christie M1927.

 

В мае того же 1927 года Кристи подал свою заявку в польское военное ведомство, но оказалось, что конкурс завершился еще в прошлом году и победитель определен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru