Christie M1927

(Макет)
Christie M1927
США
Средний колесно-гусеничный танк
|
масса |
11,3 т |
|
вооружение |
47/75-мм орудие 1/2 пулемета |
|
экипаж |
3 чел. |
|
мощность силовой установки |
110 л.с. |
|
проект |
1926г., Christie |
Основная статья:
Американское танкостроение 1919-1929гг.
В 1925г. (или в
1926г.) к У. Кристи (Рис.1) обратились представители польского правительства с
просьбой продать им танк Christie M1921.

Рис.1 – Американский конструктор Д.У.Кристи (John Walter Christie), 1865 – 1944гг.
Впрочем, возможно,
польские эмиссары сносилась не с Кристи, а с американским военным ведомством,
поскольку к тому времени танк Christie M1921 находился в Музее Вооружений при Абердинском полигоне. В
любом случае, сделка
не состоялась - стороны не сошлись в цене.
Однако
Кристи принял участие в конкурсе, объявленным польской стороной, по разработке
танка для Войска Польского. Техническое задание, выданное в 1925 году,
предусматривало максимальную массу до 12 тонн, вооружение - одна 47-мм пушка и
2 пулемета, бронирование должно выдерживать обстрел из 47-мм орудия, скорость

Рис.2
– Плавающая бронемашина Кристи М1923.
С
другой стороны, был разработан, на взгляд Кристи, удачный (если не сказать
эталонный) бронекорпус под Christie M1921 (Рис.3).

Рис.3– Схема Christie M1921.

Рис.4
– Первый вариант танка Кристи по польской спецификации.
В следующем году Кристи получил новый
вариант колесно-гусеничной ходовой части. (Рис.5)

Рис.5
– Финальный вариант ходовой для польского танка.
В этом варианте ходовой главное изменение заключалось в том, что Кристи полностью отказался от негодного для танков расположения привода Галля с внешней стороны. Кроме того, просматривается пружинная амортизация переднего катка. Данный вариант был выбран для танка по польской спецификации (Christie M1927) и взят за основу для разработки последующих вариантов ходовой части для танков Кристи.
Заявленная масса танка Christie M1927 - 11300 кг, при габаритах: длина – 6000 мм, ширина – неизвестна, высота – 2800 мм. Бронирование (предположительно): лоб корпуса – 12,7 мм, борт и корма корпуса – 6,35 мм. Вооружение - одна 47-мм или 75-мм пушка, один 12,7-мм пулемет и два 7,62-мм пулемета. Экипаж – 3 чел.
Танк получил корпус, разделенный на боевое и моторно-трансмиссионное отделение. В боевом отделении спереди находился стрелок, обслуживавший 47-мм или 75-мм орудие и спаренный с ним 12,7-мм пулемет. Кроме того, он вел стрельбу из двух бортовых пулеметов калибра 7,62-мм. Места водителя и командира располагались в средней части танка и закрывались бронированными колпаками в форме усеченных конусов. Для уменьшения мёртвой зоны при обзоре вперёд рабочие места были высоко подняты, а люки закрывались высокими крышками-колпаками со смотровыми щелями. Высота корпуса была такой, что экипаж мог работать, стоя в полный рост.
На корме устанавливался 4-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 110 л.с. По некоторым данным - Ford, но неясно, какой модели. По мнению автора книги «Первые колесно-гусеничные военные машины Джона Уолтера Кристи 1916-1927» К. Ромасева это мог быть двигатель конструкции Кристи, изготовленный им для своих амфибий. При ёмкости топливного бака 200 литров дальность хода оценивалась в 300 км. Скорость на гусеницах около 30 км/ч, на колесах – до 60 км/ч.
Предположительно,
на М1927 планировалось использование специальной трансмиссии Кристи с двумя
бортовыми КПП.
Никаких
сведений относительности амфибийных свойств танка нет.
В 1927г. был построен деревянный макет машины (Рис.6).

Рис.6 – Макет Christie M1927.
В мае того же 1927 года Кристи подал свою заявку в польское военное ведомство, но оказалось, что конкурс завершился еще в прошлом году и победитель определен.