Christie M1921

 

 

Christie M1921

США

Средний колесно-гусеничный танк

масса

12,7 т

вооружение

 

57-мм орудие

2 пулемета

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

120 л.с.

проект

1921г., Christie

выпускался

1922г., Front Drive Motor Company

1 шт. Опытный

возможно, конверсия

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1919-1929гг.

Развитие нетривиальных идей

 

 

     В течение февраля-марта 1921 года на Абердинском полигоне испытывался танк инженера У. Кристи (Рис.1) на колесно-гусеничном ходу. (Рис.2)

 

Рис.1 – Американский конструктор Д.У.Кристи (John Walter Christie), 1865 – 1944гг.

 

Рис.2 - Christie M1919.

 

     К машине был предъявлен ряд замечаний, однако, несмотря на проблемы, идея колесно-гусеничного хода вызвала интерес, поэтому военные выделили бюджет для исправления недостатков машины. 19 июня 1921 года Департамент Вооружений подписал с Front Drive Motor Company соглашение о переделке танка, речь шла в основном об улучшении ходовой части. Вместо доработки ходовой части и исправления обнаруженных недочетов глава Front Drive Motor Company решил создать во многом новый танк, известный как Christie M1921 (Christie M1921 Medium Tank). (Рис.3)

 

Рис.3 – Танк Кристи М1921, проект.

 

Из литературы можно понять, что новая машина - танк М.1921 создавалась не с нуля, а являлась переделкой М.1919. Машина набрала массу до 14, видимо, коротких тонн, поскольку по другим данным, указывают 12700 кг. Из габаритов – уменьшилась высота с 2740 мм до 2160 мм (габариты М1919: масса 13,5 т, длина - 5540 мм, ширина – 2510 мм, высота – 2740 мм).

Вместо башен была установлена неподвижная рубка с коническим бронеколпаком, через который командир мог вести наблюдение за окружающей обстановкой. 57-мм пушка теперь устанавливалась в лобовом листе, количество пулеметов увеличили до двух, установив их по каждому борту в передней части корпуса. Соответственно, экипаж танк состоял уже из 4 человек: двух стрелков, командира и водителя. Бронирование, видимо, не изменилось: лоб корпуса – 25,4 мм; борт корпуса – 12,7 мм. Правда, некоторые сообщают, что максимальная толщина бронирования снизилась до 19 мм – в таком случае, танк вряд ли мог строиться на шасси предшественника - опытного Christie M1919.

Взяв за основу ходовую М1919, Кристи доработал ее, снабдив переднюю колесную пару пружинными амортизаторами, увеличив диаметр малых опорных катков и переработав их тележку (тележка лишилась подвески).

Вероятно, в начале 1922г. (возможно, в январе) танк М.1921 демонстрировался на заводе Кристи – в некоторых источниках все события, связанные с этим танком, датируют 1921 годом. (Рис.4)

 

Рис.4 – Кристи М.1921 без вооружения.

 

    28 марта 1922 года Christie M1921 прибыл на Абердинский полигон, где его испытывали до 21 апреля, по другим данным, - до 24 октября. (Рис.5)

 

 

 

 

 Рис.5 – М1921 на испытаниях.

 

Как оказалось, доработанная машина не сильно отличалась от первого образца, переняв от него часть наиболее существенных недостатков. В их числе была отмечена недостаточная мощность силовой установки, ограниченные сектора обстрела, невысокая проходимость по пересеченной местности и многое другое. Скоростные качества также почти не изменились: 22,5 км/ч на колесах и 11,2 км/ч на гусеницах. Запаса топлива на 67 галлонов (253 литра) хватало на 161 км при движении на колесах и 96 км на гусеницах.

В марте 1923г. танк испытали пробегом в Форт-Мид. Этот пробег стал финальной точкой в судьбе Christie M1921 Medium Tank.

Ко времени испытаний Кристи M1921 танковые вопросы курировал Департамент пехотных войск. Танк Кристи Christie M1921 не продемонстрировал выдающихся динамических характеристик, хотя в представлении пехотных стратегов высокие скоростные качества были необязательны для танков. Проект среднего колесно-гусеничного танка отклонили, несмотря на то что на его реализацию было истрачено 85.000$ - огромная для начала 1920-х годов сумма. Танк Кристи М1921 10 июля 1924г. поступил в музей Абердинского полигона. В 1925-1926гг. поляки хотели закупить танк Кристи М1921, но не сошлись в цене.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru