Christie M1919

Christie M1919
США
Средний колесно-гусеничный танк
|
масса |
13,5 т |
|
вооружение |
57-мм орудие 1 пулемет |
|
экипаж |
3 чел. |
|
мощность силовой установки |
120 л.с. |
|
проект |
1919-1920гг., Christie |
|
выпускался |
1921г., Front Drive Motor Company 1 шт. опытный |
Основная статья:
Американское танкостроение 1919-1929гг.
В 1919г. US Army Ordnance Dept. разработал
спецификацию для перспективного типа среднего танка. Видимо, спецификация на
средний танк появилась с оглядкой на британские разработки танка такого класса,
которые имели продолжение и после окончания войны. Согласно изначальной
спецификации, требовалась 18-тонная (18 коротких тонн, 16329 кг) боевая машина
с двигателем, обеспечивающим удельную мощность не меньше 10 л.с. на тонну.
Максимальная скорость такого танка оценивалась на уровне 19–20 км/ч, а запас
хода должен был составить 96-100 километров. Танк планировалось вооружить одной
пушкой и двумя пулемётами. В башне предусматривалось двухъярусное размещение
вооружения. Броня должна была обеспечивать защиту машины и экипажа от пуль
винтовочного калибра со всех дистанций. 18 августа 1919 года спецификация на
средний танк была утверждена бригадным генералом Самуэлем Рокенбахом (Samuel D.
Rockenbach), новым командиром американского Танкового корпуса. 4 ноября 1919
года Комитет по вооружению пересмотрел требования по броне: теперь она должна
была защищать и от пуль калибра 12,7 мм. Программа получила обозначение Medium А.
Однако летом 1919г. в процесс разработки танка среднего типа вмешался
инженер Кристи (Рис.1), который предложил вариант среднего танка, имевший иные
ТТХ: бронирование до 25 мм, 37-мм пушка и 7,62-мм пулемет в башне.

Рис.1 – Американский конструктор Д.У.Кристи (John Walter Christie), 1865 – 1944гг.
При проектировании своего среднего танка Кристи делал упор на
мобильность, снабдив машину колесно-гусеничным ходом, который был
усовершенствован им на САУ Christie 155 mm Self-Propelled Mount, которую в
ноябре 1919 года успешно продемонстрировали американским военным. (Рис.2)


Рис.2 - Christie M1919 155 mm Gun Motor Carriage на гусеницах и на колесах.
В конструкции
машины нашли воплощение некоторые интересные технические идеи. Нововведением
стала система, которая на колесном ходу приподнимала две пары опорных катков.
Нужно это было для того, чтобы САУ лучше управлялась при движении по шоссе.
Данную систему Кристи запатентовал. (Рис.3)


Рис.3 – Конструкция системы поднимающихся средних катков.
Еще одной идеей стала специальная система, которая предназначалась для
перевода из гусеничного хода на колесный. С ее помощью нижняя половина
гусеничной ленты затягивалась наверх, а верхнюю ветвь закрепляли над катками. Появился
плоский трак, более удачный по конструкции, чем на предыдущих машинах. (Рис.4)

Рис.4 – Процесс загрузки
верхней ветви гусеничной ленты.
Окончательное решение по разработке среднего колесно-гусеничного танка было принято 22 ноября 1919 года. Предполагалось, что разработка будет базироваться на идеях Christie 155 mm Self-Propelled Mount. Однако Кристи значительно отступил от конструкции САУ. Согласно изначальной идее, танк имел 3 опорных катка на борт, при этом роль переднего и заднего катка выполняли ведущее колесо и ленивец. Кроме того, Кристи решил реализовать на танке систему подъема носовой части корпуса для преодоления препятствий. (Рис.5)

Рис.5 – Изначальная концепция среднего колесно-гусеничного танка Кристи.
Пишут, что такое техническое решение позволяло увеличивать высоту преодолеваемой вертикальной стенки с 45 см до 65 сантиметров.

Рис.6 – Изменная ходовая часть.
Пишут, что в окончательном виде проект колесно-гусеничного танка Кристи, известного под обозначением Christie M1919, был готов 8 июня 1920 года, при этом приводится оригинальный эскиз Christie M1919 Medium Tank, датируемый октябрем 1920 года (Рис.7).

Рис.7 – Scetch of
Christie Tank, October 11, 1920.
В одних источниках сообщают, что Christie M1919 появился на испытаниях на Абердинском полигоне в ноябре 1919г., в других – утверждается, что танк был готов в январе 1921г. Вероятно, вторая дата более верна, а ноябрь 1919г. всплывает ошибочно – просто путают дату демонстрации САУ Christie 155 mm Self-Propelled Mount (ноябрь 1919г.) с появлением танка Christie M1919. (Рис.8)



Рис.8 - Январь 1921 года, на фото танк Christie M1919 на колесном ходу.
Танк имел массу 13,5 т (массу пустого танка указывают в
12247 кг). Габариты: длина -5540 мм, ширина – 2510 мм, высота – 2740 мм.
Толщина вертикальных листов корпуса и башни составляла 25,4 мм, толщина
верхнего лобового листа составляла всего 6,35 мм. По бронированию приводятся и
такие данные: лоб корпуса –

Рис.9 - 120-сильный мотор конструкции Кристи.
Мотор обеспечивал танку удельную мощность 10 л.с. на тонну. Ходовая часть (на борт) состояла из переднего и заднего опорных катков (двускатные колеса с резиновыми бандажами) – переднее колесо/каток управлялось при помощи рулевого колеса, заднее – было ведущим; в центре находилась тележка с двумя катками малого диаметра и поддерживающим роликом, тележка имела пружинные рессоры.
При повороте можно было отключить соответствующее ведущее колесо, которое, вращаясь вхолостую, делало меньшее число оборотов. Отключение каждого из колес производилось посредством главного фрикциона, которых имелось по одному на каждый борт. Коробок передач было тоже две, размещенные с каждой стороны двигателя. В средней части размещалась тележка с двумя двускатными колесами пружинными рессорами и одним поддерживающим роликом. Внутри каждого двускатного колеса имелся внутренний желоб со специальными выступами для сцепления с гребнями гусеницы. Соответственно траки имели внутренний центрирующий гребень.
Главным достоинством нового танка казалось то, что он мог передвигаться как на колесах, так и на гусеницах. Смена хода осуществлялась следующим образом. Гусеницы расстилались на земле, танк въезжал на них, после чего ветви цепей охватывали колёса и соединялись. Одновременно опускалась поднимаемая на время колесного хода двухкатковая тележка. Вся операция занимала порядка 15 минут.
Практически сразу возле ворот завода Front Drive Motor Company в Хобокен, штат Нью-Джерси, произошла публичная демонстрация Christie M1919. (Рис.10)

Рис.10 –
Процесс надевания гусениц на танк – маленькое шоу.
В течение февраля-марта 1921 года танк испытывался на Абердинском полигоне. (Рис.11)

Рис.11 –
Выполнение упражнений на Абердинском полигоне.
На колесах танк развил скорость всего 21 км/ч – по другим данным, 24 км/ч. На гусеницах скорость передвижения оказалась 11,2 км/ч по проселку. Получалось, колесно-гусеничная схема не давала каких-то особых преимуществ.
В ходе испытаний Кристи и его сотрудники исправляли некоторые недостатки – например, изначально у танка не было не только части люков, но и смотровых щелей в башне.
Утром 18 апреля машина отправилась на тестовый пробег, который завершился проблемами с бандажом одного из центральный опорных катков. На следующий день возникли проблемы с системой зажигания. 20 апреля состоялась демонстрация, которая завершилась конфузом. Даже под управлением Лео Андерсона, водителя-испытателя Front Drive Motor Company, танк постоянно сталкивался с различными проблемами. По результатам стало ясно, что в таком виде танк попросту непригоден для дальнейших испытаний. 21 апреля Кристи был вынужден забрать свой танк для доработок. Всего танк Christie M1919 преодолел 598 километров. (Рис.12)


Рис.12 - Christie M1919 в апреле 1921г., т.е. в финальной конфигурации.
К машине был предъявлен ряд замечаний. Отмечалась глухая бронировка корпуса, полностью исключавшая доступ к двигателю и трансмиссии, что делало невозможным ремонт в полевых условиях. Боевое отделение оказалось слишком тесным даже для двух человек, вентиляцию признали неудовлетворительной. Ходовая часть обладала не меньшими недостатками. Отмечали сильную тряску на колесном ходу, так как две колесные пары были у танка неподрессоренными и из-за высокого удельного давления на грунт вследствие неравномерного распределения массы по опорной поверхности гусениц. Маневренность, так же, как и проходимость признали неудовлетворительной.
Несмотря на проблемы Christie M1919,
военные выделили бюджет для исправления недостатков машины. 19 июня 1921 года
Департамент Вооружений подписал с Front Drive Motor Company соглашение о
переделке танка, речь шла в основном об улучшении ходовой части. Вместо доработки
ходовой части и исправления обнаруженных недочетов глава Front Drive Motor
Company решил создать во многом новый танк, известный как Christie M1921 (Christie
M1921 Medium Tank).
Похоже, что на базе, близкой к танку М1919 Кристи в 1920г. разрабатывал и 75-мм САУ (Рис.13).

Рис.13 – Колесно-гусеничный ход по Кристи на самоходке с 75-мм горным орудием М1920.
В отношении этой машины известно, что она имела массу 8 т, длину 12 футов, ширину 7 футов 6 дм. Видимо, ходовая часть этой машины оказалась слабовата, поэтому в 1924г., в продолжении темы, на машину, имевшую уменьшенный вариант ходовой части танка Кристи М1919, установили сначала 75-мм орудие, а потом 105-мм. (Рис.14)



Рис.14 - Christie Motor Carriage for 75mm M1920 Gun/105mm M1920
Howitzer.
На
нижнем снимке отлично видны мощные пружины на передних колесах в качестве
амортизирующих элементов.
Полученное шасси имело грузоподъемность
6000 фунтов, что казалось приемлемым для установки 75-мм орудия, но не годилось
для более могущественной 105-мм пушки, под которую требовалась машина
грузоподъемностью 8010 фунтов. В итоге, ни одна из САУ Кристи в серию не пошла.


