ХТ-130/ОТ-130

 

 

ХТ-130/ОТ-130

СССР

Легкий по массе огнеметный танк

Средний по массе колесно-гусеничный танк

масса

9,5 т

вооружение

 

огнемет

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

93-96 л.с.

проект

1935-1936гг., з-д «Компрессор», з-д №174

выпускался

1936-1939гг., з-д №174

401 шт.

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Варианты развития легкого типа

 

 

     В 1935-1936гг. на з-де «Компрессор» и з-де №174 проводились проектные работы по огнеметному танку на шасси однобашенного Т-26. Вместо 45-мм пушки требовалось разместить огнемет КС-25 и соответствующее оборудование. Первый образец танка ХТ-130 (ОТ-130) – в документах того времени он также назывался легким химическим танком ЛХТ-26 - появился в 1936г. Машины строились как на шасси обр. 1933/36гг., так и на шасси образца 1937г. (Рис.1)

 

Огнеметный танк на шасси обр. 1933/36гг.

 

  

Огнеметный танк на шасси обр. 1937г.

Некоторые авторы считают, что этот танк входил в телегруппу, мол, «ушки» в задней части башни танка - это антенны.

Рис.1 – ХТ-130.

 

   Масса ХТ-130 9,5 т - по данным из альбома з-да №185, по другим источникам – 10-11,5 т. Габариты: длина – 4620 мм, ширина – 2440 мм, высота 2295 мм, клиренс – 380 мм. Бронирование: лоб, борт корпуса 15 мм, башня 15-10 мм, крыша 10-6 мм, днище 6 мм. Корпус ХТ-130 подвергся минимальным доработкам. Главное отличие от серийного Т-26 заключалась в перемещении башни ближе к правому борту. Экипаж 2 чел.: механик-водитель и командир-огнеметчик – так указано в альбоме з-да №185, но во многих источниках пишут, что экипаж мог включать третьего члена – помощника командира (не ясно, где он мог помещаться, поскольку рядом с местом командира в боевом отделении находился бак с огнесмесью).

    Два резервуара огнесмеси общей емкостью 393 л (рабочий объем 360 л) заполнялись смесью мазута и керосина и располагались в боевом отделении у левого борта. Соответственно, башня танка была смещена вправо. Брандспойт огнемета, закрытый броневым кожухом, размещался в башне вместе со спаренным 7,62-мм пулеметом ДТ (боекомплект к пулемету составлял 1764 патрона, 28 дисков). Эта установка имела максимальный угол возвышения +10°, а угол наведения в горизонтальной плоскости без поворота башни -20°. Наведение брандспойта на цель осуществлялось с помощью прицела ТОП-1. Для удаления из брандспойта остатков огнесмеси имелась система его автоматической продувки сжатым воздухом после каждого выстрела. Автоматическое устройство для поджига огнесмеси воспламеняло ее за счет факела горящего бензина, а бензин – от электрозапальной свечи. Это устройство располагалось у наконечника брандспойта и было защищено броневым кожухом. Максимальная дальность огнеметания достигала 35-40 м (указывают также 53 м), секундный расход огнесмеси составлял 9 литров, что позволяло произвести 40 огневых выстрелов. Конструкция оборудования обеспечивала ведение кругового огнеметания. (Рис.2)

 

Рис.2 – Метание огнесмеси из огнеметного танка.

 

     Огнеметное оборудование при необходимости могло использоваться для постановки дымовых завес и заражения местности боевыми ОВ. Ширина полосы заражения местности при скорости движения машины 12 км/ч составляла 25 метров, а общая площадь заражения достигала 20000 м2, максимальное время дымопуска не превышало 20 мин. Ширина полностью не просматриваемой дымовой завесы была не менее 10 м. Патрубок для слива веществ из бака был заменен вентилем, установленным в днище танка с правой стороны.

    На танке ХТ-130 устанавливался бензиновый двигатель типа Т-26 воздушного охлаждения и развивавший максимальную мощностью 93-96 л.с. Трансмиссия танка ХТ-130 состояла из следующих элементов: однодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по феродо), смонтированный на двигателе; карданный вал, проходивший через боевое отделение; пятиступенчатая (5+1) механическая трёхходовая коробка передач, размещённая в отделении управления слева от механика-водителя; механизм поворота, состоявший из двух многодисковых бортовых фрикционов безпружинного типа и ленточных тормозов с накладками феродо; одноступенчатые бортовые передачи.

    Новая боевая машина полностью сохраняла ходовую часть: восемь обрезиненных опорных катков диаметром 300 мм и четыре поддерживающих ролика диаметром 254 мм на один борт, передние ведущие колеса зубового зацепления и задние направляющие колеса. Гусеница мелкозвенчатая, одногребневая, цевочного зацепления, с шириной траков 260 мм имевших открытый металлический шарнир, изготавливавшиеся литьём из хромоникелевой или марганцовистой стали. Каждая тележка состояла из двух коромысел с двумя катками, одно из которых шарнирно соединялось с литым балансиром, в свою очередь шарнирно закреплённом на корпусе танка, а другое крепилось на двух параллельных четвертьэллиптических рессорах, жёстко соединённых с балансиром.
    Скорость по шоссе 30 км/ч, по проселку 12-15 км/ч. Запас хода по шоссе 170 км.

    Производство ХТ-130 наладили на заводе № 174, где с 1936 по 1939 год собрали 401 танк (по другим данным - 324 штуки).

 

Таблица – Производство танков ОТ-130.

1936г.

1938г.

1939г.

10 шт.

290 шт.

101 шт.

в том числе 2 шт. для НКВМФ

 

   Встречается также, что в ходе капитальных ремонтов 200 машин ХТ-26 были модернизированы до уровня ХТ-130.

   Машины поступали на вооружение танковых химических батальонов и бригад. (Рис.3)

 

Рис.3 – ХТ-130 на параде.

 

     Впервые в боевой обстановке ХТ-130 оказались летом 1939г. 20 июля в район реки Халхин-Гол прибыла 2-я рота 2-й химической танковой бригады, имея 18 ХТ-130 с десятью заправками огнесмеси. Однако оказалось, что личный состав роты очень слабо подготовлен к огнеметанию. 1 августа 1939 года два взвода ХТ-130 принимали участие в бою. Танки поддерживали огнем атаку пехоты 601-го стрелкового полка, при этом 2 ХТ-130 было потеряно.

     В ходе августовской операции (20 - 29 августа) все химические танки принимали активное участие в бою, при этом наиболее интенсивная работа была 23 -26 августа. В эти дни ХТ-130 и ХТ-26 ходили в атаку по 6 -11 раз. За этот период 2-я химическая рота потеряла подбитыми 5 ХТ-130, но все они были восстановлены и принимали участие в боях до полной ликвидации окруженной группировки японцев. За период конфликта у реки Халхин-Гол танковые химические подразделения израсходовали 32 тонны огнесмеси, безвозвратно потеряв 10 ХТ-26 и 2 ХТ-130.

    В войне с Финляндией участвовало четыре отдельных химических танковых батальона — 201, 204, 210 и 218-й. Во время боевых действий химические танки оказались эффективными при борьбе с финскими укреплениями. Однако при этом они были более уязвимыми, чем обычные танки и поэтому несли большие потери. В «Отчете о работе бригады Автобронетанкового управления на финском фронте» сказано следующее:
«По сравнению с линейными Т-26 процент выхода из строя химических танков значительно выше. Согласно отчетов, в части с линейными танками процент боевых потерь составляет 14,9 %, а в химическом танковом батальоне — 34,3%. Объяснение этого в неизбежном возникновении пожара при попадании осколков в цистерны с огнесмесью. При наличии большого количества огнесмеси пожары химических танков продолжаются в течение 15-20 часов, а температура доходит до такой степени, что плавятся картеры двигателя и коробки передач, и даже стекла триплексов».

   При отсутствии у противника противотанковых средств, химические танки всех модификаций показывали себя очень эффективным оружием. Сохранилось описание действий одного из ХТ-130 (или ХТ-26), имевшее место в беседе между А.Т. Твардовским и командиром 35-го танковой бригады капитаном В.С.Архиповым: «Тут действовал один огнеметный танк. Жутко было видеть, как двадцати-тридцатиметровая струя огня выбрасывалась в сторону противника, сжигая все, а главное наводя ужас, и невозможно было представить этот огонь обращенным в нашу сторону…
Дзот в результате действия огнемета и вообще всех остальных огневых средств обнаружился. В дзоте было человек 15 финнов, от них остался только пар…».

    Еще одним недостатком огнеметных танков являлась небольшая дальность метания огнесмеси – с расстояния не более 50-ти метров. (Рис.4)

 

 

Рис.4 – Эпизоды Зимней войны.

 

    В Зимней войне Красная Армия безвозвратно потеряла 118 ХТ-26 и ХТ-130. По состоянию на 31 мая 1941 года у финнов находилось в эксплуатации 2 ХТ-130. (Рис.5)

 

Рис.5 – ХТ-130 у финнов.

 

     Основная масса огнеметных танков ХТ-130 была потеряна летом-осенью 1941г. (Рис.6)

Рис.6 – Обездвиженные ХТ-130, лето 1941г.

 

    Не исключено, что танки ХТ-130 могли применятся в РККА вплоть до 1943г.

    Большое количество огнеметных ХТ-130, в том числе и в хорошем техническом состоянии, попало в руки немцев (Рис.7) и венгров, но сведения об их эксплуатации противником не имеются.

 

Рис.7 – Немецкий солдат рассматривает огнеметный ОТ-130.