Танк Сиркена

 

 

Танк Сиркена

СССР

Сверхтяжелый танк

масса

85 т

вооружение

107-мм орудие

76-мм орудие

2х45-мм орудия

несколько пулеметов

экипаж

10 чел.

мощность силовой установки

1500 л.с.

проект

1932-1933г., ОКМО

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Сухопутные дредноуты в железе и в грёзах

 

 

     Как будто, в начале 1933г. по требованию штаба и УММ РККА, были выработаны новые требования к танку прорыва. Прежде всего предстояло усилить вооружение, поскольку мощности 76-мм танковой пушки явно недоставало для преодоления хорошо укрепленных оборонительных полос и долговременных укреплений. Вместо неё запланировали установить орудия намного большего калибра, вроде «пушки калибра 107-мм или тяжелой гаубицы калибра 152-мм», что доводило огневую мощь танка до уровня корпусной артиллерии. Кроме того, звучала желательность одновременного обстрела двух целей. На начальном этапе оформления ТТЗ масса машины оговаривалась в 75 тонн, но предварительные расчеты показывали, что при противоснарядном бронировании с толщиной броневых листов 15, 20, 25, 50, 75 мм масса танка вырастала до 90 тонн.

    Первым, в январе 1933г., эскизный проект сверхтяжелого танка под обновленные требования представило КБ з-да №185 (создан на основе ОКМО из состава з-да №174, этот з-д, в свою очередь, выделен из з-да «Большевик»). В литературе проект называют Танком Сиркена, намекая на автора идеи – директора з-да №174, правда, еще в ноябре 1932г. Сиркен был отозван в Москву на должность первого заместителя председателя по технической части вновь созданного треста «Спецмашиностроение».

    Сиркен в годы Гражданской войны довольно успешно проектировал установку орудий крупного калибра во вращающихся башнях на бронепоездах. (Рис.1)

 

Рис.1 – Константин Карлович (Константинович) Сиркен, 1888-1963гг.

Крупный организатор строительства советских бронепоездов. Как указывают биографы, сын камердинера и прачки, окончил 3 класса общеобразовательного училища, работал токарем на Адмиралтейских верфях в СПб. Вероятно, во время войны получил специальность автомеханика, высшего образования не имел.

 

     Но при проектировании гусеничной машины он решил установить 107-мм орудие в передней части корпуса. Вероятно, положение 107-мм орудия в корпусе диктовали его габариты. Действительно, длина ствола данного орудия без дульного тормоза составляла более 4-х метров, а масса пушки в боевом положении достигала практически 2,5 тонны. Кстати говоря, 107-мм пушка образца 1910/1930 годов (Рис.2) выпускалась на Обуховском заводе, т.е. на з-де «Большевик».

 

Рис.2 – 107-мм пушка образца 1910/1930 годов.

 

    107-мм пушка была специально разработана для России французской компанией «Шнейдер». В ходе модернизации 1930 года в конструкцию орудия были внесены изменения: длина ствола была удлинена на 10 калибров; пушка обзавелась установленным дульным тормозом; появилось раздельно-гильзовое заряжание.

     Помимо 107-мм орудия главного калибра, на танке планировалось установить: 76,2-мм пушку обр. 1914/15гг., два 45-мм орудия 20К, несколько пулеметов. Такой пестрый набор вооружения предопределил несколько необычную компоновку танка, которая немного напоминала компоновку французского тяжелого танка 2С. (Рис.3)

 

 

 Рис.3 – Вверху изображение французского танка 2С; внизу изображение Танка Сиркена.

 

    Итак, в переднем лобовом листе корпуса была размещена 107-мм пушка с углами горизонтального наведения 20°. В середине корпуса была расположенная командирская башня с куполом для наблюдения, эта башня могла вести круговой обстрел (на 360 градусов), в ней планировалось установить сразу два 45-мм орудия и кормовой пулемет. На корме размещалась куполообразная башня с 76-мм орудием, углы горизонтального наведения 220°. При таком ассортименте вооружения экипаж танка указывают в 10 чел.

   Боевая масса машины оценивается в 80 или 85 тонн. Габариты машины в источниках отсутствуют. Некоторые авторы высчитывают, что по длине машина не могла быть менее 10-12 м, по ширине примерно 3-3,5 м, по высоте – 3,5-4 метра. Предполагалось довольно мощное бронирование танка: лоб корпуса, башня – 80 мм, борт, корма – 60 мм, крыша корпуса, днище – 20 мм. Пишут, что при изготовлении корпуса и башен планировалось широко применять сварку и литье крупных деталей. В качестве силовой установки рассматривался вариант карбюраторного двигателя жидкостного охлаждения мощностью 1500 л.с. По расчетам, двигатель такой мощностью мог разогнать 85-тонну машину до 30 км/ч по шоссе. Решения конструкция ходовой части заимствованы от 6-тонного виккерса. Ходовая часть танка, применительно к одному борту включала одно направляющее колесо переднего расположения с реечным механизмом натяжения, одного ограничительного двухскатного ошинованного резиной катка, восьми двухскатных ошинованных резиной опорных катков, сблокированных по два в четыре тележки, оснащённые двумя точками полузависимой подвески на листовых рессорах, шестью поддерживающими роликами, одним ведущим колесом заднего расположения цевочного зацепления и мелкозвенчатой гусеницей.

   Проект был, как пишут, тщательнейшим образом исследован. Исследователей порадовала относительно высокая расчетная скорость гиганта, но... И этих «но» было у них. Опасение вызывала подвеска из листовых рессор, которая, скорее всего, не справилась бы с массой 80-85 тонн. Были претензии к нерациональному размещению вооружения. Кроме того, нашли ошибки в чертежах и расчетах конструкции. Таким образом, проект был отклонен.

    В дальнейшем Сиркен проявил себя в конструировании и сборке крейсерских башен, модернизации башен артиллерии крупного калибра береговой обороны. В 1951г. ему вручают Сталинскую премию с формулировкой «За коренное усовершенствование методов производства морской артиллерии» - напомню, человек не имел высшего технического образования. (Рис.4)

 

Рис.4 – Сиркен К.К. на заслуженном отдыхе (с 1956г.).