&
Проект
Добровольского-Самсонова

(Деревянная
модель)
Танк
Рафаэлянца
|
|
Проект
Добровольского-Самсонова
СССР
Минилегкий по массе колесно-гусеничный аэротанк
|
масса |
5,5 т |
|
вооружение |
20-мм орудие 1 пулемет |
|
экипаж |
2 чел. |
|
мощность силовой
установки |
650 л.с. |
|
проект |
1932-1933г., ЦАГИ |
Основная статья:
Советское танкостроение 1929-1937гг.
Экзотические
предложения
13 октября 1932
года в США прошла публичная демонстрация летающего танка Кристи М1932. (Рис.1)

Рис.1 – Танк Кристи М1932.
Машина
ошеломила зрителей своими динамическими характеристиками. Танк развил на гусеницах
максимальную скорость 96,5 км/ч! На колесном же ходу скорость оказалась
фантастической – 193 км/ч! M.1932 установил неофициальный мировой рекорд
движения танков на колесах, который не побит до сих пор! (Рис.2)

Рис.2
– Погоня за скоростью на М1932.
Подобные динамические характеристики позволяли машине буквально перелетать через разнообразные препятствия. Танк свободно перепрыгивал ров шириной больше 6 метров и мог преодолевать уклон в 45 градусов.
Вероятно, под
впечатлением от новостей из США, в декабре 1932г., как пишут, утвердили
окончательные требования к советскому летающему танку. Теперь решили, что
под летающий танк можно приспособить колесно-гусеничный танк, подходящей массы,
снабдив его авиационным опереньем.
Проект машины заключался в подвеске танка типа БТ к безмоторному планеру. Планер выглядел монопланом на собственном шасси, винт монтировался не спереди, а в кормовой части. Двухлопастной воздушный винт приводился во вращение с помощью механической передачи от двигателя танка. (Рис.3)


Рис.3 – Танколет.
В первом эскизном варианте КБ Рафаэлянца (Рис.4) фигурировал серийный БТ-2, но в скором времени стало понятно, что использовать этот танк в текущем состоянии не удастся.


Рис.4 – Проект летающего танка Рафаэлянца.
После приземления танк падал с высоты 1,5 м.
Внизу - лишившись воздушного оперения, танк устремляется в бой.
Совместными
усилиями 9 конструкторов ЦАГИ (Никитина, Государева, Флерова, Шварца, Ермонского,
Кургузова, Астахова, Асачина, Гришина) и завода №9 проект был переработан в
течение месяца. Корпус танка приобрел характерную «ступеньку» в носовой части,
а толщина бронирования теперь составляла от 4, 6 и 8 мм. Башня сохранила
прежнюю форму, однако состав вооружения уменьшили до одной 20-мм пушки
(боекомплект 500 выстрелов) или одного 7,62-мм пулемета ДТ (боекомплект 3000
патронов). В ходовой части количество опорных катков уменьшили на один. Также
предполагалось использование специальных легких сплавов. В кормовой
части машины продольно устанавливался двенадцатицилиндровый карбюраторный
двигатель М-17 мощностью 650 л.с. Вместе с «полётными приспособлениями» взлетная масса танка не
должна была превысить 5500 кг, а на земле – 4 тонны. Пишут, что на
предварительном этапе проектирования масса составила 5176 кг, но не уточняется,
относится это к взлетной массе или к массе на земле. Время установки
приспособления составляло 15 мин., а время снятия 5 мин. Расчетная максимальная
скорость на колесном ходу до 70-80 км/с, на гусеницах — до 50-60 км/ч, в
воздухе — до I60 км/ч; запас хода на колесах 150 км, в воздухе — 250 км. Пробег
при посадке составлял 400 м, для взлета требовался разбег 500-600 м.
Максимальная высота 3000 м.
Демонстрационная масштабная модель летающего
танка была готова 15 января 1933 года. (Рис.5)


Рис.5 –
Деревянная модель Танка
Рафаэлянца.
По другой версии, 24 января 1933г. готовая
документация была передана комиссии, которая разрешила продолжить проект, а в
феврале была изготовлена деревянная модель. 31 марта 1933г. модель
Рафаэлянца продули в аэродинамической трубе. К концу мая 1933 года,
после ряда технических опенок проекта, проведенных Научно-испытательным
институтом ВВС РККА, стало ясно, что мощности двигателя будет недостаточно для
обеспечения требуемых летных данных. В заключении было отмечено, что «проект
вызывает большие сомнения как с тактической, так и с экономической стороны в
сравнении с другими уже имеющимися способами переброски танков (высадка с
самолета, сбрасывание на парашюте)».
О проекте Добровольского и Самсонова
известно, что он был аналогичен проекту Рафаэлянца, но отличался конструкцией
гидравлической или гидромеханической передачи мощности на воздушный винт.
Окончательное решение по советским летающим
танкам было вынесено 31 мая 1933 года Ворошиловым. Отмечая теоретическую
возможность реализации данных проектов, была отмечена большая предполагаемая
длительность работ по доведению подобных конструкций до боеспособного
состояния. Поэтому дальнейшие экспериментальные работы по переброске
танков при проведении десантных операций было решено осуществлять с помощью
подвески танка к самолету – к тому времени были доступны тяжелые
бомбардировщики ТБ-3, способные транспортировать боевые машины массой около 4
тонн. Летом 1933 года работы по летающим танкам свернули.