ТП-1

 

 

ТП-1

СССР

Сверхтяжелый танк

масса

˃75 т

вооружение

152,4-мм орудие

2х37-мм орудия

6 пулеметов

или

106,7-мм орудие

2х76,2-мм орудия

6 пулеметов

экипаж

8-10/12 чел.

мощность силовой установки

1450 л.с.

проект

1931-1932гг., ТО ЭКУ ОГПУ

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Сухопутные дредноуты в железе и в грёзах

 

 

     В 1931г. эскизным проектированием танка прорыва массой не менее 75 тонн «под три-четыре пушки» - ТП-1 - занялись и в авто-танковым дизельным отделе Экономического управления ОГПУ (АТДО ЭУ ОГПУ). Танк должен был иметь массу свыше 75 т и броневую защиту, достигающую толщины 45 мм. Было рассмотрено несколько вариантов вооружения танка. Первый: одна 152,4-мм пушка, две 37-мм пушки, два станковых и четыре танковых 7,62-мм пулеметов. Второй: одна 106,7-мм пушка, две 76,2-мм пушки и шесть 7,62-мм пулеметов. Экипаж такой машины должен был состоять примерно из 8-10 чел. (Рис.1)

 

Рис.1 – Схематичный вид одного из вариантов ТП-1.

 

   Для придания танку способности движения со скоростью до 30 км/ч его планировалось оснастить дизелем ФЭД-6 или ФЭД-8 мощностью 1850 или 2000 л.с. и регулируемой пневматической подвеской. Однако ввиду неготовности двигателя в начале 1932 г. проект ТП-1 был адаптирован под авиамотор Микулина мощностью 1450 л.с., с которым он выглядел очень перспективно. Но неожиданно дальнейшие работы над проектом были прекращены, а выделенные на него денежные средства отозваны в конце марта 1932г. Вероятно, внезапное сворачивание работ по ТП-1 было связано с некими ожиданиями сотрудничества по теме тяжелых танков с итальянской фирмой Ansaldo – весной 1932г. Италию посещала советская закупочная делегация, в ее составе, в частности, находился один из ведущих на тот момент танковых специалистов С. Гинзбург.