ТММ-1

&

ТММ-2

 

 

ТММ-1

ТММ-2

СССР

Легкий по массе пехотный танк

масса

ТММ-1

ТММ-2

 

7,960 т

7,6 т

вооружение

ТММ-1

ТММ-2

 

3 пулемета

37-мм орудие

1 пулемет

экипаж

ТММ-1

ТММ-2

 

4 чел.

3 чел.

мощность силовой установки

95-100 л.с.

проект

1931г., ВАММ

выпускался

ТММ-1

 

ТММ-2

 

1932г., ВАММ

1 шт. опытный

конверсия

1 шт. опытный

конверсия

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Легкая классика и её обновления

 

 

     Судьба принятия на вооружение РККА танков типа Vickers Mk.E (Рис.1) и развертывания их крупносерийного производства (по британской лицензии) зависела от того, насколько удачным получится развитие темы Т-18 – вариантов Т-19 и Т-20, на которые делались вполне серьезные ставки. (Рис.2)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/vickers_mke/mke_a_ussr_1.jpg http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/vickers_mke/mke_a_ussr_8.jpg

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/vickers_mke/mke_a_ussr_3.jpg 

Рис.1 – Первый Mk.E Type A для СССР, 1930г.

 

         Рис.2 – Вверху проект Т-19, внизу - проект Т-20.

 

     9 января 1931г. последовало распоряжение наркома обороны К. Ворошилова «…решить наконец вопрос об целесообразности организации производства В-26 в СССР…». Вывод о целесообразности производства танка В-26 по результатам испытаний был сделан следующий: «В настоящее время в СССР имеются два типа конструкций перспективных малых танков:

– на заводе «Большевик» достраивается танк Т-19;

– танк В-26, прошедший первый цикл зимних испытаний.

При примерно равном весе, скоростных и тяговых возможностях, Т-19 имеет:

а. Преимущества:

– мотор вертикального типа с регулятором в 100 л.с. и весьма удобным расположением, имеющим доступ для обслуживания как снаружи, так и изнутри;

– более надежные для танка система двойного зажигания и двойная серия свечей;

– более мощное вооружение и бронирование при той же массе;

– более быстрая возможность освоения производства, особенно с точки зрения мотора;

б. Недостатки:

Худшая компактность, недостаточная простота конструкции трансмиссии и подвески, худшие катки, тележки и гусеничные цепи… Также больший вес элементов подвески и трансмиссии.

в. Представляется наиболее совершенной конструкция малого танка с корпусом и мотором Т-19, а трансмиссией и движителем от В-26.

г. Освоение производства В-26 в СССР потребует:

– изготовление нового комплекта чертежей в миллиметровом масштабе…

– проектирование и изготовление новой технологической оснастки под отечественные возможности…

– привлечение иностранного опыта для освоения производства танка и особенно – мотора…

д. Освоение производства Т-19 в его неизменном виде потребует:

– проектирования технологического процесса и частично – приспособлений

– рабочие чертежи и дополнительный опыт производства будут получены в результате доводки опытной машины…

е. Организация производства нового типа танка по типу двух рассмотренных потребует:

– составление проекта танка;

– изготовление рабочих чертежей на подвеску танка В-26 и его трансмиссию;

– проектирование и изготовление оснастки на производство.

Сравнивая объемы работ следует признать, что по срокам выполнения и стоимости наиболее приемлемо для производства освоение Т-19, затем – комбинированный танк и самый сложный – танк В-26.

ОБЩИЙ ВЫВОД:

а. Немедленно начать проектирование нового малого танка на основании конструкций танков Т-19 и В-26… В основе мотор, корпус и вооружение от Т-19, движитель и трансмиссия от В-26;

б. Провести совместные испытания Т-19 и В-26 для более полного выявления их положительных и отрицательных качеств…».

    К похожему выводу пришла и группа слушателей Академии ВАММ, которая была ознакомлена с документацией на танк. Однако они обратили внимание в первую очередь на некоторые особенности танка В-26 (правое расположение водителя, специальный двигатель воздушного охлаждения, который будет плохо работать жарким летом, и дюймовые размеры), «обычные для буржуазной Англии, но нетерпимые для Советской страны…». Академия ВАММ предлагала приступить к «…немедленному проектированию нового типа танка с использованием конструкции корпуса В-26… с усиленной броней, и с более приемлемым для условий производства в СССР двигателем «Геркулес», или «Франклин» в 100 л.с.».

     Действительно, академия ВАММ им. Сталина начала разрабатывать «танк М.М.» с американским 6-цилиндровым двигателем водяного охлаждения Hercules мощностью 95 л.с. при 2400 об/мин.  Курировал этот проект лично М. Тухачевский, поэтому средства на его реализацию нашлись. Согласно уточненному ТЗ, академия занималась разработкой проектов сразу двух танков, отличавшихся трансмиссией, бронекорпусом и вооружением. Танк ММ образец № I (ТММ-1) должен был отличаться от «Виккерса» Мk.Е. компоновкой с размещением водителя слева, усиленной до 15 мм броней, и третьей огневой точкой в корпусе. Трансмиссия полностью заимствовалась от В-26. Танк ММ образец № 2 (ТММ-2) предполагалось оснастить улучшенной КПП и механизмом поворота без бортовых фрикционов. Корпус танка должен был также иметь улучшенную броневую защиту в виде штампованного переднего бронелиста толщиной 15 мм. Приказом по УММ проектные работы по ТММ-1 и ТММ-2 предлагалось закончить к июню 1931г., а опытные образцы танков изготовить и испытать к началу 1932г. Более того, 2 августа 1931г. Комитет обороны в программе танкостроения в условиях военного времени прописал, что в течение первого года войны отечественная тяжелая промышленность должна была обеспечить наличие в армии в угрожаемый период: «– танков ТММ-1/ТММ-2 – 8 200 танков, исполнители «ЛМО» и Ярославский завод».

      Вероятно, зимой 1931/1932гг. появился ТММ-1. (Рис.3)

 

 

Рис.3 – ТММ-1.

 

   Масса 7960 кг. Габаритные размеры: длина – 4610 мм, ширина - 2530 мм, высота – 2058 мм, клиренс – 260 мм. Вначале в качестве третьей огневой точки в корпусе планировали установить 37-мм пушку, которую должен был обслуживать четвертый член экипажа, но затем остановились на обычном курсовом пулемете ДТ. (Рис.4)

 

Рис.4 – Художественная реконструкция ТММ-1.

 

        Весной 1932г. ТММ-1 вышел на испытания. (Рис.5)

 

Рис.5 – ТММ-1 на испытаниях.

 

     Хорошо просматривается рубка для пулемета в лобовом листе корпуса, вероятно, экипаж такой машины должен был составлять 4 чел.

    Летом 1932г. предъявили к испытаниям ТММ-2. (Рис.6)

 

Рис.6 – ТММ-2.

 

      Масса 7,6 т. Пишут, что высота танка уменьшилась до 1990 мм, а длина - до 4270 мм. Судя по фото ТММ-2, правая башня была подготовлена под установку пушки. Сообщается также, что и в этом случае хотели установит курсовой пулемет, но ни рубки, как на ТММ-1, ни других условий для курсового пулемета на ТММ-2 не просматривается.

     Испытания изготовленных танков показали, что никаких особых преимуществ перед серийно выпускаемым к тому времени Т-26 опытные танки ТММ не имели, двигатель типа Hercules сложнее в производстве. Более того, улучшенная КПП и механизм поворота танка ТММ-2 оказались даже хуже, чем таковые у «Виккерса» и Т-26. Танк в ходе испытаний не мог развить скорость свыше 25 км/ч. Двигатель вследствие неудачного режима работы перегревался, а маневренность танка ухудшилась. Попытки улучшить характеристики ТММ оказались тщетными. Далее выяснилось, что при переходе к однобашенной схеме расположение водителя слева создает помехи в работе наводчика, особенно при ведении огня вправо от направления движения. В сентябре 1932г.  УММ РККА и представители Мобилизационного Управления отказались от дальнейших работ по танкам ТММ.

   В некоторых источниках пишут, что было построено с десяток ТММ-1, но это маловероятно - представляется, что версии ТММ создавались путем конверсии установочных/опытных Т-26, выделенных для этой цели, возможно, в августе 1931г.