ТМ

ТМ
СССР
Малый плавающий танк
|
масса |
4,5 т |
|
вооружение |
1 пулемет |
|
экипаж |
2 чел. |
|
мощность силовой
установки |
100 л.с |
|
проект |
1936г., ГАЗ |
|
выпускался |
1936г., ГАЗ 2 шт. опытные |
Основная статья:
Советское танкостроение 1929-1937гг.
Плавание как
специализация
В конце 1935г. на ГАЗе начали выпускать плавающие танки Т-38 (Рис.1).

Рис.1 - Т-38.
К 1 февраля 1936г. произвели 40 таких
машин, из которых военная приемка приняла 36 шт. На этом выпуск Т-38 на ГАЗ
был закончен. Однако местное КБ приступило к проектированию собственного танка,
превосходящего Т-38. Разработка танка, получившего заводской индекс «ТМ» (Танк
Молотова), началась еще в январе-феврале 1936г. под руководством главного
инженера завода В. Данилова. Весной 1936г. ГАЗ направил УММ письмо, в котором
извещалось, что завод ведет проектные работы по созданию нового танка, причем «проектируемая
машина будет иметь лучшие боевые и технические характеристики по сравнению с
танком Т-38».
За основу была взята ходовая часть серийного танка Т-37А, которую
заметно удлинили, добавив третью тележку с опорными катками. Соответственно,
был полностью перепроектирован корпус. (Рис.2)

Рис.2 – Боковая проекция ТМ.
Масса 4,5 т. Габариты: длина – 4400 (4200) мм, ширина – 2240 мм, высота – 1756 мм, клиренс – 300 мм. Бронирование: лоб корпуса, башня — 9 мм, борт, корма корпуса — 8 мм, крыша, днище — 4 мм. Корпус ТМ собирался при помощи сварки. С внутренней стороны, в местах стыков листов бортов и днища, а также в местах установки двигателей и крепления кронштейнов тележек шасси, проводилось усиление посредством стальных угольников и балок. Сверху на корпус устанавливалась восьмигранная подбашенная коробка, смещенная влево. Башня танка ТМ, по форме напоминавшая усеченный конус со слегка вытянутой передней частью и плоскими лобовыми листами, также была сдвинута почти вплотную к левому борту. В ней устанавливался единственный 7,62-мм пулемет ДТ. Боекомплект 2205 патронов. Экипаж 2 чел. Обзор за обстановкой командир танка мог проводить через 5 отверстий в подбашенной коробке и 3 отверстия в башне. Находившийся справа от него механик-водитель имел только одну смотровую щель в переднем люке.
На новом танке устанавливалось сразу два двигателя ГАЗ М-1, мощностью 50
л.с. каждый при 2800 об/мин, установленные на двух поперечных балках по бортам
танка в кормовой части корпуса. Передние концы коленвалов были переделаны для
установки карданных шарниров, которые соединялись блокировочным мостом через
сцепления с валиком. Генератор и стартер имелись только у правого мотора, а
запуск левого двигателя проходил с помощью педали через коробку отбора мощности
от КПП. Система охлаждения обоих двигателей осуществлялась через общий вентилятор.
Трансмиссия танка практически целиком состояла из автомобильных агрегатов.
5-скоростная КПП, главные сцепления и тормоза позаимствовали от грузовика
ГАЗ-АА. Имелось два бортовых фрикциона. Привод от двигателей на передний
ведущий мост проходил через удлиненные карданные валы от ГАЗ-ААА. При этом
управление танков осуществлялось посредством специального штурвала.
Водоходное оборудование перешло от танка Т-37А. Для движения на
плаву ТМ был
оснащен трехлопастным винтом, привод на который осуществлялся через
блокировочный пост. Для управления при движении на воде танк был оборудован
рулем, расположенным позади винта.
По некоторым сведениям, к лету 1936г. были собраны два «эталонных» танка. (Рис.3)



Рис. – ТМ, 1936г.
Первая машина была отправлена на НИБТ полигон (Кубинка), а вторая – осталась на заводе для отработки конструкторской и производственной документации, поскольку на заводе были уверены в принятии танка на вооружение.
Испытания танка ТМ проводились на полигоне НИБТ
в сентябре-октябре 1936г. ТМ показал, по
сравнению с Т-38, несколько
лучшую подвижность, управляемость и скорость хода. При движении по шоссе его
скорость составила 50 (49) км/ч, а по пересеченной местности он мог двигаться
даже на 3-й передаче. Скорость на плаву оказалась недостаточной – всего 3,7
км/ч. Кроме того, наблюдалось спадание гусеничных цепей при резких маневрах -
недостаток был наследован от Т-37А. Отмечалось, что управление танка
было легким, но обслуживание трудным из-за необходимости четкой регулировки
главных фрикционов и тормозов, с тем чтобы они включались и выключались
одновременно. В противном случае при трогании и торможении машина «юлила».
Несмотря на высокие динамические показатели танка, проходимость и большой запас
хода, впечатление о танке портило то, что при остановке или выходе из строя
одного из двигателей танк терял подвижность.
Испытание на плаву (Рис.4) показало также, что, несмотря на большие размеры, танк обладает недостаточным запасом плавучести, малой скоростью движения на плаву, а также недостаточно удобным включением и переключением винта.


Рис.4 – ТМ на плаву.
По итогам испытаний ведущий испытатель НИБТ полигона, начальник 1-го отдела майор Кульчицкий писал: «Танк ТМ по своим динамическим качествам и проходимости имеет преимущества перед Т-38, но ненадежность ходовой части не дает возможность полностью выявить поведение отдельных механизмов (в особенности главных сцеплений и тормозов) при длительных безостановочных пробегах. Все вышеуказанные и ряд других производственно-конструкторских недостатков не позволяют дать исчерпывающей оценки танка ТМ. Танк ТМ необходимо доработать, устранив все конструкторско-производственные недостатки, отмеченные в выводах отчета, и после этого провести повторные испытания». Однако исполнить рекомендации по доводке машины не довелось – к тому времени на з-де №37 пустили в серию Т-38, да и цена ТМ оказалась немалой – 100 тыс. руб. за штуку. Работы по ТМ закрыли. Два построенных прототипа, скорее всего, в 1937-1938гг. разобрали.