ТГ-V/ТГ-VI

 

 

ТГ-V/ТГ-VI

СССР

Подвижный форт

масса

1000 т

вооружение

2х304-мм орудия

4х152-мм орудия

4х76-мм орудия

2х45-мм орудия

экипаж

40 чел.

мощность силовой установки

24000 л.с.

проект

1932-1933гг., Гроте

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Сухопутные дредноуты в железе и в грёзах

 

 

     В 1923г. по теме сверхтяжелых танков-крепостей высказался французский генерал (некоторые пишут, полковник) Вельпри, который предложил проект 600-тонного танка. Подробности, к сожалению, не приводятся, но в немецком справочнике «Танки» за 1935г. содержится описание некоего французского «тяжелого танка “D”» или Char de rupture массой 92 т, экипажем в 15 человек, вооружением из одной 155-мм гаубицы, одной 105-мм гаубицы и двух 75-мм пушек. В реальности проекта «тяжелого танка “D”» массой 92 т не существовало, но подробности о вооружении машины и составе экипажа могут быть отголосками предложения Вельпри.

    Со слов Гроте, в СССР идеи Вельпри о 600-тонном танке-крепости вернул к жизни Тухачевский, как известно, увлекавшийся оригинальными зарубежными предложениями. Вот, что приводят источники, указывая на авторство Гроте (вероятно, выдержки из статьи Гроте в немецком журнале Kraftfahrkampftruppe за сентябрь 1937г.): «В начале своего изложения я уже упоминал, что одновременно с задачей постройки 100-тонного танка прорыва, названного Т-42, я получил от военного комиссариата инструкцию тщательно продумать конструктивное исполнение «танка-крепости». Поэтому были подготовлены многочисленные проекты, в основе которых лежал мой опыт разработки и производства танков. Контрольных данных не было, так как все его предшественники имели гораздо более низкую мощность. Поэтому были поставлены новые производственные и тактические задачи. Тактические требования предъявлял военный комиссариат, и подробно обсуждал со мной Тухачевский. Во время одного из таких обсуждений было сказано следующее (- сказано Тухачевским): «Для охраны границ большого советского пространства не подходят укрепления, подобные тем, что возводят европейские капиталистические, буржуазные государства. Строительство по такому принципу потребовало бы настолько большого количества материалов и заняло бы так много времени, что на его осуществление ушли бы десятилетия». И далее: «Поэтому необходимо, приняв революционные меры и максимально задействовав технические приёмы, найти способы и средства построить машины-крепости, похожие на мониторы, которые могли бы действовать на широком участке суши, как это делают военные корабли на море». Результатом первых размышлений стали представленные на изображениях машины. Лишь на последующих стадиях разработки советские военные комиссары повысили свои требования и потребовали установить самое тяжёлое вооружение. Больше всего они хотели видеть 38-см или 42-см орудия. (- Рис.1)

 

Рис.1 – Ранние варианты «мониторов» Гроте.

 

     Однако соображения специалистов показали, что эти планы пока неосуществимы. Останавливаясь на подробностях, стоит упомянуть, хотя здесь это излишне, что в моём первом проекте была предусмотрена только одна основная башня в задней части корпуса (см. контурный эскиз с отдельным орудием). В двух маленьких боковых башнях в передней части было по одному 75-мм орудию. (- Рис.2)

 

Рис.2 – Очевидно, перед нами первый вариант 1000-тонного танка Гроте.

 

Однако, требования русских породили то, что изображено на рисунках. (- Рис.3)

 

 

Рис.3 – Развитие 1000-тонного танка Гроте.

 

 В каждом случае габаритные размеры машины остались неизменными».

   Итак, разберем возможные ТТХ танка-крепости Гроте, нынче более известного как ТГ-V или ТГ-VI. Масса 1000 тонн. Длина 25 м, ширина – не указывается, высота – 5 м. В трех или шести башнях предполагалось разместить: два 304-мм (!!!) орудия, четыре 152-мм и 76-мм и две 45-мм пушки. Экипаж танка должен был состоять из сорока человек. Броневая защита лобовой части корпуса и башни по проекту достигала 300 мм, бортов - 250 мм, крыши и днища - 60-100 мм. На машине предполагалось установить несколько двигателей суммарной мощностью 24000 л.с. (17630 кВт), которые должны были обеспечить скорость движения до 60 км/ч. Трансмиссия танка - гидромеханическая с электрической системой управления. В ходовой части предусматривалось применение гидравлической подвески и тройных гусениц.

     Проект развивался Гроте до 1933г. Известно письмо Гроте Тухачевскому от 5 марта 1933г., в котором автор все еще переживает по поводу проекта 1000-тонного танка:

«Маршалу Духачевскому (- так в оригинале письма, интересно, что Тухачевскому маршальское звание будет присвоено только в 1935г.),

Военное министерство,

Москва

Уважаемый товарищ Духачевский!

Полагая, что Вы помните мою работу в Ленинграде, а также конструктивные предложения относительно тяжёлого танка прорыва, прошу позволить мне отправить Вам два исправления в проекте большого танка-крепости (1000 тонн) в надежде привлечь Ваше внимание к этому новейшему средству защиты СССР. Разработка полностью готова, её вполне возможно реализовать, и она является весьма ценной ввиду политических волнений и войны на востоке.

К сожалению, со времени моего годичного пребывания в Москве личные отношения не развивались благополучным для меня образом. Трудности, препятствующие осуществлению моих планов, не дают мне возможности в будущем распылять усилия только в одном направлении.

Выражаю Вам благодарность за беседу при личной встрече, которой Вы меня удостоили ранее в Ленинграде.

С глубоким почтением,

преданный Вам

Эдвард Гроте

Э. Гроте, ОКГ, «Спецмаштрест»».

     Автор Юрий Пашолок прилагает даже копию данного послания на немецком языке. (Рис.4)

 

Рис.4 – Фотокопия письма Гроте Тухачевскому от 5 марта 1933г.

 

    К письму Гроте приложил эскизы «танка-крепости» в двух вариантах. В первом, танк предполагалось сделать шестибашенным. В башне главного калибра размещалось два орудия калибра 305 мм, в двух носовых башнях находились по два орудия калибра 152 мм в каждом, по бортам предусматривалось две башни, в каждой из которых стояло по паре пушек калибра 76 мм, сзади стояла башня с двумя 45-мм пушками, которые предполагалось использовать как зенитные. Второй вариант отличался тем, что число башен было сокращено до четырёх, соответственно, спаренные установки 76-мм пушек отсутствовали. Ходовая часть предусматривалась на тройных гусеницах.

    Все бы ничего, да смущает меня в тексте письма написание фамилии Тухачевского через литеру «Д» (мне кажется, что немец был в состоянии уловить, что фамилия адресата начинается с литеры «Т»), а также обращение Гроте к Тухачевскому как к маршалу, ибо в ту пору Тухачевский такового звания не имел. Эти странности подмывают подлинность и самого послания, и всей версии с 1000-тонным танком Гроте. Не удивительно, что часть авторов считают историю с 1000-тонным танком фейком. Встречается даже мнение, что Гроте намеренно распространял слухи в Германии о том, что в СССР рассматривают подобные проекты, чтобы протолкнуть идею танка-крепости на родине – действительно, есть сведения, что в 1940-х годах Гроте разрабатывал проекты сверхтяжелых танков для Германии (проект 1000-тонного танка "Ratte").

    Можно было бы отмахнуться от информации по поводу ТГ-V/ТГ-VI или представить дело комическим или клиническим образом - но факт, что в СССР в начале 1930-х последовал всплеск предложений по разработке сверхтяжелых танков, что может свидетельствовать о намеренности или системности процесса.